Целью дисциплины «Ценообразование» является формирование у студентов необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, относящихся к формированию цен в современных рыночных условиях.
Учебные задачи дисциплины:
Основными задачами изучения дисциплины являются: получение студентами представления об основных закономерностях, принципах и базовых концепций формирования и управления ценами в современных рыночных условиях; об эволюции теоретических взглядов по вопросам формирования цен и ценовыми моделями, используемыми в российской экономической практике; раскрыть современный механизм формирования цены и важнейшие инструменты этого механизма; раскрыть возможности использования ценового инструментария для выработки оптимальной рыночной политики фирмы, выбора адекватных рыночным условиям и целям фирмы ценовых решений; рассмотреть основные характеристики цен на примере различных ценовых классификаций; обучить основным методам рыночного ценообразования с учетом особенностей их применения в Российской экономике; показать широкий спектр возможных ценовых стратегий и тактических приемов корректировки цен; обучить технике расчета различных видов цен; развить экономическое мышление и интуицию для ориентации в сложных ценовых ситуациях, для выработки самостоятельных эффективных ценовых решений.
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)
Дисциплина "Ценообразование" относится к вариативной части учебного плана.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Профиль Финансы и кредит
2019 год приема
Показатель объема дисциплины |
Всего часов |
||
Очная ф.о. |
Заочная ф.о. |
Очно-заочная ф.о. |
|
Объем дисциплины в зачетных единицах |
5 |
||
Объем дисциплины в часах |
180 |
||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего) |
53,35 |
9,35 |
38,35 |
1. Объем аудиторной работы (всего) |
52 |
8 |
38,35 |
в том числе: |
|
|
|
· лекции |
14 |
2 |
10 |
· лабораторные занятия |
|
|
|
· практические занятия |
36 |
4 |
26 |
2. Объем электронного обучения |
|
|
|
3. Индивидуальные консультации (ИК) |
0,7 |
0,7 |
|
4. Контактная работа по промежуточной аттестации (Катт) |
0,3 |
0,3 |
|
5. Консультация перед экзаменом ( КЭ) |
2 |
2 |
2 |
6. Контактная работа по промежуточной аттестации в период экз. сессии / сессии заочников (Каттэк) |
0,35 |
0,35 |
0,35 |
Самостоятельная работа (всего) |
126,65 |
170,65 |
141,65 |
в том числе: |
|
|
|
|
93 |
164 |
108 |
|
33,65 |
6,65 |
33,65 |
Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: «Налоги и налогообложение», «Экономика фирмы».
Для успешного освоения дисциплины «Ценообразование» , студент должен:
1. Знать: основные экономические показатели деятельности организации, косвенные налоги. (ПК - 2;).
2. Уметь анализировать и обобщать экономическую информацию, выявлять причинно-следственные связи, проводить экономические исследования (ОПК - 2; ОПК-3).
3.Владеть алгоритмами расчета основных экономических показателей деятельности организации, косвенных налогов. (ПК-1; ПК-2).
Изучение дисциплины «Ценообразование» необходимо для освоения дисциплины "Финансовый менеджмент", подготовки выпускной квалификационной работы.
Требования к результатам освоения содержания дисциплины ОК-6; ОПК-2; ПК-1; ПК-7
(Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю).
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
А) Общекультурные
ОК-6: способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности.
В результате освоения компетенции ОК- 6 студент должен:
1. Знать: правовые вопросы, регламентирующие ценообразование в организации;
2. Уметь: применять знание правовых вопросов, при формировании ценовой политики организации;
3. Владеть: правовыми требованиями к процессам ценообразования.
Б) Общепрофессиональные
ОПК-2: способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач .
В результате освоения компетенции ОПК- 2 студент должен:
1. Знать: источники сбора, анализа и обработки данных, необходимых для формирования различных видов цен;
2. Уметь: использовать данные, необходимые для построения цены в рыночных условиях;
3. Владеть: приемами обработки данных, необходимых для ценообразования.
Расчетно-экономическая деятельность
В) Профессиональные
ПК-1: способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.
В результате освоения компетенции ПК-1 студент должен:
1. Знать: исходные данные для расчета свободных рыночных цен;
2. Уметь: собрать и проанализировать исходные данные для расчета отпускных, снабженческо-сбытовых, розничных и внешнеэкономических цен;
3. Владеть: процедурами сбора и анализа исходных данных для расчета отпускных, снабженческо-сбытовых и розничных и внешнеэкономических цен.
Аналитическая, научно-исследовательская деятельность:
ПК-7: способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.
В результате освоения компетенции ПК-7 студент должен:
1. Знать: экономические и социально-экономические показатели, используемые при расчете цен;
2. Уметь: собрать и проанализировать данные по отпускным, снабженческо-сбытовым, розничным, внешнеэкономическим ценам на товары;
3. Владеть: технологией подготовки аналитических отчетов.
Формы контроля по плану 2019года приема
Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.
Промежуточная аттестация в 5 семестре – экзамен в устной форме (очная форма обучения).
Промежуточная аттестация в 5 семестре – экзамен в устной форме (очно-заочная форма обучения).
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Ценообразование» осуществляется в соответствии с разделом VIII.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения образовательной программы
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (темы) |
Содержание |
Формируемые компетенции |
Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) |
Образовательные технологии |
1. |
Тема 1. Основы рыночного ценообразования. Закон рыночного спроса и предложения |
Цена как экономическая категория. Роль цены на современном этапе экономического развития. Теории цены в историческом аспекте. Стоимость живого труда как основа цены. Функции цен. Ценообразующие факторы и их понятие. Издержки производства. Конкуренция и ее влияние на цены. Инфляция и ее влияние на цену. Закон спроса и предложения. Фактор спроса и его влияние на цену. Фактор предложения и его влияние на цену. Параметры, определяющие спрос и предложение. Факторы снижения и повышения цен. Понятие равновесной цены.
|
ОК-6 ПК-1; ОПК-2;
|
Знать: роль цены на современном этапе экономического развития; правовые вопросы, регламентирующие ценообразование; факторы спроса и предложения и их влияние на цену.
Уметь: оценивать значение ценообразования в экономике организации; выражать в устной и письменной формах на русском языке свое личное мнение по проблемам ценообразования; оценивать значение параметров, определяющих спрос и предложение; выражать в устной и письменной формах на русском языке свое личное мнение по действию закона спроса и предложения. Владеть: научным подходом к роли ценообразования в экономике организации. научным подходом к роли закон спроса и предложения в ценообразовании.
|
Лекции, практические занятия, кейс-задания, дискуссии |
2. |
Тема 2. Ценовая политика и стратегия предприятия |
Понятие ценовой политики. Принципы ценообразования. Основы формирования ценовой стратегии. Понятие ценовой стратегии. Виды ценовых стратегий (премиального ценообразования, нейтрального ценообразования, ценового прорыва, выдвижения на рынок нового товара и т.д.) Факторы, влияющие на выбор ценовой стратегии. Ценовая дискриминация. Система скидок и ее виды
|
ОК-6; ПК-1; ОПК-2;
|
Знать: сущность ценовой политики. и принципы ценообразования; понятие и виды ценовых стратегий.
Уметь: реализовывать принципы ценообразования; оценивать значение основных факторов, влияющих на выбор ценовой стратегии. выражать в устной и письменной формах на русском языке свое личное мнение по проблемам ценообразования; Владеть: пониманием роли ценовой стратегии в ценовой политике организации с учетом различных факторов.
|
Лекции, практические занятия, кейс-задания, дискуссии |
3. |
Тема 3. Система цен. Формирование свободных цен.
|
Признаки классификации цен. Классификация цен по различным признакам. Свободные отпускные цены, свободные снабженческо-сбытовые цены, свободные розничные цены. Состав и структура цены, определение, различия, роль в ценообразовании. Себестоимость и прибыль как элементы цены. Понятие рентабельности. Надбавки как элемент цены, их экономическое значение и виды. Косвенные налоги в ценообразовании. Порядок расчета отпускных, снабженческо-сбытовых, розничных свободных рыночных цен
|
ОК-6; ОПК-2; ПК-1; ПК-7
|
Знать: признаки классификации цен и их классификацию по данным признакам. структуру и составные элементы цен различных видов, алгоритмы их расчетов.
Уметь: классифицировать цены по основным признакам; осуществлять расчеты цен и их структуры; методикой расчета цен в зависимости от звена товародвижения (свободных отпускных, снабженческо-сбытовых, розничных ).
Владеть: методологией классификации цен.
|
Лекции, практические занятия, расчетно-аналитические задания |
4. |
Тема 4. Методы ценообразования. Особенности ценообразования на импортные товары. Регулирование цен. |
Затратные методы ценообразования. Метод надбавок к издержкам или метод «издержки плюс»;метод дохода на капитал; метод целевого ценообразования; метод ценообразования на основе предельных затрат; метод ценообразования через надбавку к цене (метод «mark up»). Эконометрические методы определения цен или нормативно-параметрические: удельных показателей, регрессионного анализа, балловый, агрегатный. Порядок определения цен на импортные товары. Прямые методы государственного регулирования цен. Косвенные методы государственного регулирования цен. Формы косвенного регулирования цен. Регулирование цен налоговыми органами.
|
ОК-6;
ОПК-2; ПК-1; ПК-7
|
Знать: затратные и эконометрические методы ценообразования. методы определения таможенной стоимости; правовые вопросы, регламентирующие ценообразование на импортные товары; порядок определения цен на импортные товары. прямые и косвенные методы государственного регулирования цен. Уметь: выбирать необходимый метод ценообразования и рассчитывать по нему цену. рассчитать цену на импортный товар; выбирать необходимый метод регулирования цен. Владеть: методикой расчета цен по затратным и эконометрическим методам ценообразования. методикой расчета цены на импортный товар, методами определения таможенной стоимости. научным подходом в осуществлении государственного регулирования цен.
|
Лекции, практические занятия, расчетно-аналитические задания.
|
5. |
Тема 5. Ценообразование на рынке отдельных товаров и услуг,мировом товарном рынке. |
Ценообразование в зависимости от типа рынка (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия). Ценообразование на продукцию строительства (сметная стоимость, базовая цена). Ценообразование в общественном питании (продажная цена, калькуляция). Регулирование рынка и тарифов транспортных услуг железнодорожного транспорта. Тарифы на перевозку грузов втомобильным транспортом. Сущность цен мирового товарного рынка. Понятие мировой цены. Стадии формирования мировой цены и ценообразующие факторы. Цены международных контрактов. Ценовые поправки (общие, специальные).
|
ОК-6; ОПК-2; ПК-1; ПК-7;
|
Знать: особенности ценообразования в зависимости от типа и вида рынка (нефти и газа, продукции строительства, общественного питания, транспорта). понятие мировой цены; стадии формирования мировой цены и ценообразующие факторы.
Уметь: ориентироваться в вопросах ценообразования на рынках различных товаров. ориентироваться в вопросах ценообразования на мировом товарном рынке. Владеть: методическим подходом в осуществлении ценообразования на рынках различных типов и различных товаров. методическим подходом в формировании цен на мировом рынке.
|
Лекции, практические занятия |
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины «Ценообразование» используются следующие образовательные технологии:
1. Стандартные методы обучения:
· лекции;
· практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
· письменные или устные домашние задания;
· расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;
· консультации преподавателей;
· самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим/лабораторным занятиям, выполнение указанных выше письменных/устных заданий, работа с литературой.
2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
· анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода;
· обсуждение подготовленных студентами эссе;
· групповые дискуссии и проекты;
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Рекомендуемая литература
Основная литература :
1. Зайкова, С. Н. Государственное регулирование цен (тарифов) в Российской Федерации: административно-правовой аспект : учеб. пособие / С.Н.Зайкова.— Москва : ИНФРА-М, 2019. — 247 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ba3aca6326a28.03977169. - ISBN 978-5-16-106590-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/962151
2. Ценообразование: Учебно-практическое пособие / Шуляк П.Н., - 13-е изд., перераб. и доп. - Москва :Дашков и К, 2018. - 196 с.: ISBN 978-5-394-01387-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/342026
3. Ценообразование: учебник / Слепов В.А., Николаева Т.Е., Глазова Е.С.; под ред. Слепов В.А., - 3-е изд. - Москва :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 304 с. ISBN 978-5-9776-0455-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/961569
Нормативно-правовые документы:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Таможенный кодекс Таможенного союза.
3. О естественных монополиях. Федеральный закон РФ от 17.08.95 № 147 – Федеральный закон (с изменениями и дополнениями).
4. О таможенном тарифе Российской Федерации. Закон РФ от 21.03.93 № 5001-1 (с изменениями и дополнениями).
Дополнительная литература:
1. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / под ред. В.К. Поспелова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 370 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/835.
2. Ряховская, А. Н. Тарифная и ценовая политика в жилищной и коммунальной сферах : монография / А.Н. Ряховская, Ф.Г. Таги-Заде. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 124 с. — (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-103505-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1021127
3. Теория и практика прогнозирования цен на энергоресурсы: Монография / Под ред. Ю.Н. Линника, В.Я. Афанасьева, А.С. Казака.- Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 339 с. (Научная мысль) ISBN 978-5-16-011298-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/519140
4. Ценовое преимущество: Учебное пособие / Марн М.В., Регнер Э.В., Завада К.К., - 2-е изд. - М.:Альп. Бизнес Букс, 2016. - 317 с.: 70x100 1/16. - (Библиотека журнала "Свой бизнес") ISBN 978-5-9614-5205-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926458
5. Ястребов, В.В. Ценообразование в государственном оборонном заказе : учеб. пособие / В.В. Ястребов. — Москва : КУРС, 2018. — 496 с. — (Космос). - ISBN 978-5-907064-41-6. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1011104
4.2. Перечень электронно-библиотечных систем
1. Электронно-библиотечная система «Znanium»: http://znanium.com.
2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: http://biblioclub.ru.
3. Электронно-библиотечная система «Юрайт»: http://www.biblio-online.ru.
4. Электронно-библиотечная система «BOOK.ru»: http://book.ru.
4.3. Перечень профессиональных баз данных
1. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (бесплатная версия)
2. Справочно-правовая система «Гарант» (бесплатная версия)
4.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru/
2. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»: http://cyberleninka.ru
3. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина: http://www.prlib.ru
4. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/.
5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/.
4.5. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
№ п/п |
Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем |
Номера тем |
1 |
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru |
Все темы |
2 |
Microsoft Оffice |
Все темы |