Contacts:

Целью дисциплины «Ценообразование» является формирование у студентов необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, относящихся к формированию цен в современных рыночных условиях.

     Учебные задачи дисциплины:

           Основными задачами изучения дисциплины являются: получение студентами представления об основных закономерностях, принципах и базовых концепций формирования и управления ценами в современных рыночных условиях; об эволюции теоретических взглядов по вопросам формирования цен и ценовыми моделями, используемыми в российской экономической практике; раскрыть современный механизм формирования цены и важнейшие инструменты этого механизма; раскрыть возможности использования ценового инструментария для выработки оптимальной рыночной политики фирмы, выбора адекватных рыночным условиям и целям фирмы ценовых решений; рассмотреть основные характеристики цен на примере различных ценовых классификаций; обучить основным методам рыночного ценообразования с учетом особенностей их применения в Российской экономике; показать широкий спектр возможных ценовых стратегий и тактических приемов корректировки цен; обучить технике расчета различных видов цен; развить экономическое мышление и интуицию для ориентации в сложных ценовых ситуациях, для выработки самостоятельных эффективных ценовых решений.

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)

Дисциплина "Ценообразование"  относится к  вариативной  части учебного плана.

Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Профиль Финансы и кредит

 

2019 год приема

Показатель объема дисциплины

Всего часов

Очная ф.о.

Заочная ф.о.

Очно-заочная

 ф.о.

Объем дисциплины в зачетных единицах

5

Объем дисциплины в часах

180

Контактная работа обучающихся с преподавателем (по видам учебных занятий) (всего)

53,35

9,35

38,35

1. Объем аудиторной работы (всего)

52

8

38,35

в  том числе:

 

 

 

·       лекции

14

2

10

·       лабораторные занятия

 

 

 

·       практические занятия

36

4

26

2. Объем электронного обучения

 

 

 

          3. Индивидуальные консультации (ИК)

0,7

0,7

 

          4. Контактная работа по промежуточной аттестации (Катт)

0,3

0,3

 

           5. Консультация перед экзаменом ( КЭ)

2

2

2

            6. Контактная работа по промежуточной аттестации в период экз. сессии / сессии заочников (Каттэк)

0,35

0,35

0,35

Самостоятельная работа (всего)

126,65

170,65

141,65

в том числе:

 

 

 

  • самостоятельная работа в семестре (СР)

93

164

108

  • самостоятельная работа в период экз. сессии (Контроль)

33,65

6,65

33,65

 

 

Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: «Налоги и налогообложение», «Экономика фирмы».

Для успешного освоения дисциплины «Ценообразование»  , студент должен:

1.     Знать: основные экономические показатели деятельности организации, косвенные налоги. (ПК - 2;). 

2.     Уметь анализировать и обобщать экономическую информацию, выявлять причинно-следственные связи, проводить экономические исследования (ОПК - 2;  ОПК-3).

3.Владеть алгоритмами расчета основных экономических показателей деятельности организации, косвенных налогов. (ПК-1;  ПК-2).

    Изучение дисциплины «Ценообразование»  необходимо для освоения дисциплины "Финансовый менеджмент",  подготовки выпускной квалификационной работы.

 

Требования к результатам освоения содержания дисциплины  ОК-6; ОПК-2; ПК-1; ПК-7

(Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю).

 В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

 А) Общекультурные

ОК-6: способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности.

 

В результате освоения компетенции ОК- 6 студент должен:

1.     Знать: правовые вопросы, регламентирующие ценообразование в организации;

2.     Уметь: применять знание правовых вопросов, при формировании ценовой политики организации;

3.     Владеть: правовыми требованиями к процессам ценообразования.

 Б) Общепрофессиональные

ОПК-2: способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач .

 В результате освоения компетенции ОПК- 2 студент должен:

1.     Знать: источники сбора, анализа и обработки данных, необходимых для формирования различных видов цен;

2.     Уметь: использовать данные, необходимые для построения цены в рыночных условиях;

3.     Владеть: приемами обработки данных, необходимых для ценообразования.

 

 Расчетно-экономическая деятельность

В) Профессиональные

ПК-1: способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов.

 В результате освоения компетенции ПК-1 студент должен:

1.     Знать: исходные данные для расчета свободных  рыночных цен;

2.     Уметь: собрать и проанализировать исходные данные для расчета отпускных, снабженческо-сбытовых,  розничных и внешнеэкономических цен;

3.     Владеть: процедурами сбора и анализа исходных данных для расчета отпускных, снабженческо-сбытовых и розничных и внешнеэкономических цен.

 Аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

  ПК-7: способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.

 В результате освоения компетенции ПК-7  студент должен:

 

1.     Знать: экономические и социально-экономические показатели, используемые при расчете цен;

2.     Уметь: собрать и проанализировать данные по отпускным, снабженческо-сбытовым, розничным, внешнеэкономическим ценам на товары;

3.      Владеть: технологией подготовки аналитических отчетов.

 

Формы контроля по плану 2019года приема

Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические  занятия, в соответствии с тематическим планом.

Промежуточная аттестация в    5 семестре экзамен в устной форме (очная форма обучения).

Промежуточная аттестация в    5 семестре экзамен в устной форме (очно-заочная форма обучения).

 

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования  «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Ценообразование» осуществляется в соответствии с разделом VIII.

 

 

 


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения образовательной программы

 

 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать)

Образовательные технологии

1.         

Тема 1. Основы рыночного ценообразования.  Закон рыночного спроса и предложения

Цена как экономическая категория. Роль цены на современном этапе экономического развития.

Теории цены в историческом аспекте. Стоимость живого труда как основа цены.

Функции цен. Ценообразующие факторы и их понятие. Издержки производства. Конкуренция и ее влияние на цены. Инфляция и ее влияние на цену.

Закон спроса и предложения. Фактор спроса и его влияние на цену. Фактор предложения и его влияние на цену. Параметры, определяющие спрос и предложение. Факторы снижения и повышения цен.

Понятие равновесной цены.

 

 

ОК-6

ПК-1;

ОПК-2;

 

Знать: роль цены на современном этапе экономического развития;

   правовые вопросы, регламентирующие ценообразование;

факторы спроса и предложения и их влияние на цену.

 

Уметь: оценивать значение ценообразования в экономике организации;

выражать в устной и письменной формах на русском языке свое личное мнение по проблемам ценообразования;

оценивать значение параметров, определяющих спрос и предложение; выражать в устной и письменной формах на русском языке свое личное мнение по действию закона спроса и предложения.

Владеть: научным подходом к роли ценообразования в экономике организации.

научным подходом к роли закон спроса и предложения в ценообразовании.

 

 

Лекции, практические занятия, кейс-задания, дискуссии

2.         

Тема 2.  Ценовая политика и стратегия предприятия

Понятие ценовой политики. Принципы ценообразования.

Основы формирования ценовой стратегии. Понятие ценовой стратегии.

Виды ценовых стратегий (премиального ценообразования, нейтрального ценообразования, ценового прорыва, выдвижения на рынок нового товара и т.д.) Факторы, влияющие на выбор ценовой стратегии.

Це­новая дискриминация. Система скидок и ее виды

 

ОК-6;

ПК-1;

ОПК-2;

 

Знать: сущность ценовой политики. и принципы ценообразования; понятие и виды ценовых стратегий.

 

 Уметь: реализовывать принципы ценообразования; оценивать значение основных факторов, влияющих на выбор ценовой стратегии.

выражать в устной и письменной формах на русском языке свое личное мнение по проблемам ценообразования;

Владеть: пониманием роли ценовой стратегии в ценовой политике организации с учетом различных факторов.

 

 

 

Лекции, практические занятия, кейс-задания, дискуссии

3.         

Тема 3.   Система цен. Формирование свободных цен.

 

Признаки классификации цен. Классификация цен по различным признакам.

 Свободные отпускные цены, свободные снабженческо-сбытовые цены, свободные розничные цены.

Состав и структура цены, определение, различия, роль в ценообразовании.

Себестоимость и прибыль как элементы цены. Понятие рентабельности.

Надбавки как элемент цены, их экономическое значение и виды.

Косвенные налоги в ценообразовании.

Порядок расчета отпускных, снабженческо-сбытовых, розничных свободных рыночных цен

 

 

ОК-6;

ОПК-2;

ПК-1;

ПК-7

 

Знать: признаки классификации цен и их классификацию по данным признакам.

структуру и составные элементы цен различных видов, алгоритмы их расчетов.

 

 

Уметь: классифицировать цены по основным признакам;

осуществлять расчеты цен и их структуры;

методикой расчета цен в зависимости от звена товародвижения (свободных  отпускных, снабженческо-сбытовых, розничных ).

 

 

Владеть: методологией классификации цен.

 

 

 

Лекции, практические занятия, расчетно-аналитические  задания

4.         

Тема 4.  Методы ценообразования.

Особенности ценообразования на импортные товары. Регулирование цен.

Затратные методы ценообразования.

Метод надбавок к издержкам или метод «издержки плюс»;метод дохода на капитал; метод целевого ценообразования; метод ценообразования на основе предельных затрат; метод ценообразования через надбавку к цене (метод «mark up»).

Эконометрические методы определения цен или нормативно-параметрические: удельных показателей, регрессионного анализа, балловый, агрегатный.

Порядок определения цен на импортные товары.

Прямые методы государственного регулирования цен. Косвенные методы государственного регулирования цен. Формы косвенного регулирования цен.

Регулирование цен налоговыми органами.

 

 

 

ОК-6;

 

ОПК-2;

ПК-1;

ПК-7

 

 

Знать: затратные и эконометрические методы ценообразования.

методы определения таможенной стоимости;   правовые вопросы, регламентирующие ценообразование на  импортные товары;

 порядок определения цен на импортные товары.

прямые и косвенные методы государственного регулирования цен.

Уметь: выбирать необходимый метод ценообразования и рассчитывать по нему цену.

рассчитать цену на импортный товар;

выбирать необходимый метод регулирования цен.

Владеть: методикой расчета цен по затратным и эконометрическим методам ценообразования.

методикой расчета цены на импортный товар, методами определения таможенной стоимости.

научным подходом в осуществлении государственного регулирования цен.

 

 

Лекции, практические занятия, расчетно-аналитические  задания.

 

5.         

Тема 5. Ценообразование на рынке отдельных товаров и услуг,

мировом товарном рынке.

Ценообразование в зависимости от типа рынка (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия).

Ценообразование на продукцию строительства (сметная стоимость, базовая цена).

Ценообразование в общественном питании (продажная цена, калькуляция).

Регулирование рынка и тарифов транспортных услуг железнодорожного транспорта. Тарифы на перевозку грузов втомобильным транспортом.

Сущность цен мирового товарного рынка. Понятие мировой цены. Стадии формирования мировой цены и ценообразующие факторы. Цены международных контрактов. Ценовые поправки (общие, специальные).

 

 

ОК-6;

ОПК-2;

ПК-1;

ПК-7;

 

 

Знать: особенности ценообразования в зависимости от типа и вида рынка (нефти и газа, продукции строительства, общественного питания, транспорта).

понятие мировой цены; стадии формирования мировой цены и ценообразующие факторы.

 

Уметь: ориентироваться в вопросах ценообразования на рынках различных товаров. ориентироваться в вопросах ценообразования на мировом товарном рынке.

Владеть: методическим  подходом в осуществлении ценообразования на рынках различных типов и  различных товаров.

методическим  подходом в  формировании цен на мировом рынке.

 

 

Лекции, практические занятия


 

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В процессе освоения дисциплины «Ценообразование» используются следующие образовательные технологии:

1. Стандартные методы обучения:

·       лекции;

·       практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;

·       письменные или устные домашние задания;

·       расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;

·       консультации преподавателей;

·       самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим/лабораторным занятиям, выполнение указанных выше письменных/устных  заданий, работа с литературой.

 

2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

·       анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода;

·       обсуждение подготовленных студентами эссе;

·       групповые дискуссии и проекты;

 

 

 

 

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1. Рекомендуемая литература

 

Основная литература :

 

1. Зайкова, С. Н. Государственное регулирование цен (тарифов) в Российской Федерации: административно-правовой аспект : учеб. пособие / С.Н.Зайкова.— Москва : ИНФРА-М, 2019. — 247 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/textbook_5ba3aca6326a28.03977169. - ISBN 978-5-16-106590-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/962151

 

2. Ценообразование: Учебно-практическое пособие / Шуляк П.Н., - 13-е изд., перераб. и доп. - Москва :Дашков и К, 2018. - 196 с.: ISBN 978-5-394-01387-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/342026

 

3. Ценообразование: учебник / Слепов В.А., Николаева Т.Е., Глазова Е.С.; под ред. Слепов В.А., - 3-е изд. - Москва :Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 304 с. ISBN 978-5-9776-0455-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/961569

 

Нормативно-правовые документы:

 

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.

2. Таможенный кодекс Таможенного союза.

3. О естественных монополиях. Федеральный закон РФ от 17.08.95 № 147 – Федеральный закон (с изменениями и дополнениями).

4. О таможенном тарифе Российской Федерации. Закон РФ от 21.03.93 № 5001-1 (с изменениями и дополнениями).

 

 

Дополнительная литература:

 

1. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник / под ред. В.К. Поспелова. — М. : ИНФРА-М, 2017. — 370 с.  + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/835.

 

2. Ряховская, А. Н. Тарифная и ценовая политика в жилищной и коммунальной сферах : монография / А.Н. Ряховская, Ф.Г. Таги-Заде. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 124 с. — (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-103505-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1021127

 

3. Теория и практика прогнозирования цен на энергоресурсы: Монография / Под ред. Ю.Н. Линника, В.Я. Афанасьева, А.С. Казака.- Москва : НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 339 с. (Научная мысль) ISBN 978-5-16-011298-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/519140

 

4. Ценовое преимущество: Учебное пособие / Марн М.В., Регнер Э.В., Завада К.К., - 2-е изд. - М.:Альп. Бизнес Букс, 2016. - 317 с.: 70x100 1/16. - (Библиотека журнала "Свой бизнес") ISBN 978-5-9614-5205-1 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/926458

 

5. Ястребов, В.В. Ценообразование в государственном оборонном заказе : учеб. пособие / В.В. Ястребов. — Москва : КУРС, 2018. — 496 с. — (Космос). - ISBN 978-5-907064-41-6. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1011104

 

4.2. Перечень электронно-библиотечных систем

1.               Электронно-библиотечная система «Znanium»: http://znanium.com.

2.               Электронно-библиотечная система          «Университетская    библиотека             online»: http://biblioclub.ru.

3.               Электронно-библиотечная система «Юрайт»: http://www.biblio-online.ru.

4.               Электронно-библиотечная система «BOOK.ru»: http://book.ru.

4.3. Перечень профессиональных баз данных

1.  Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (бесплатная версия)

2. Справочно-правовая система «Гарант» (бесплатная версия)

 

4.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1.               Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru/

2.               Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»: http://cyberleninka.ru

3.               Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина: http://www.prlib.ru

4.               Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/.

5.               Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/.

 

4.5. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

№ п/п

Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем

Номера тем

1

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru

Все темы

2

Microsoft Оffice

Все темы