Контакты:

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

 1.1 Цель и задачи дисциплины

Целью учебной дисциплины «Экономический анализ коммерческой деятельности» является формирование знаний в области  действия экономических законов на предприятии, развития форм и методов экономического управления предприятием в условиях рыночной экономики, а также практическое использование полученных знаний, оценка эффективности деятельности предприятия и на этой основе формирование навыков у студентов по разработке конкретных рекомендаций, направленных на ее увеличение.

Задачами дисциплины являются:

- приобретение теоретических знаний о коммерческом предприятии как основном субъекте рыночной экономики;

  - изучение хозяйственного механизма функционирования и развития торгового предприятия;

- выявление сущности и видов диагностики и оценки эффективности деятельности торгового предприятия;

- формирование практических навыков по использованию основных приемов диагностирования состояния и использования всех видов ресурсов и проведению оценки эффективности деятельности торгового предприятия;

- приобретение способностей по выявлению основных направлений повышения эффективности деятельности торгового предприятия на основе комплексного и системного подходов.

 

1.2 Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Экономический анализ коммерческой деятельности» относится к части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

 

1.3 Объем дисциплины и виды учебной работы

 

Показатели объема дисциплины

Всего часов по формам обучения

очная

очно-заочная

заочная

Объем дисциплины в зачетных единицах

3

Объем дисциплины в часах

108

 

Зачет с оценкой

Контактная работа обучающихся с преподавателем  (Контакт. часы), всего:

18

-

-

1. Аудиторная работа (Ауд.), всего:

16

-

-

в том числе:

 

-

-

лекции

6

-

-

лабораторные занятия

-

-

-

практические занятия

10

-

-

2. Электронное обучение (Элек.)

-

-

-

3. Индивидуальные консультации (ИК) (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов)

-

-

-

4. Контактная работа по промежуточной аттестации (Катт) (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов)

-

-

-

5. Консультация перед экзаменом (КЭ)

-

-

-

6. Контактная работа по промежуточной аттестации в период экз. сессии / сессии заочников (Каттэк)

-

-

-

Самостоятельная работа, всего:

90

-

-

в том числе:

 

 

 

самостоятельная работа в семестре (СР)

90

 

 

самостоятельная работа в период экз. сессии (Контроль)

-

 

 

 

1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

 

Таблица 2 - Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Формируемые компетенции

(код и наименование компетенции)

Индикаторы достижения компетенций

(код и наименование индикатора)

Результаты обучения (знания, умения)

ПК-5. Способен формировать стратегические и тактические решения для организации и управления бизнесом на рынке товаров и услуг

ПК-5.1. Способен проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения

ПК-5.1. У-1. Умеет проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения в рамках бизнес-проектирования

ПК-5.2. Способен к контролю за реализацией стратегии, оценке ее эффективности и формированию необходимых корректирующих воздействий

ПК-5.2. У-1. Умеет контролировать процесс реализации стратегического плана торговой организации и разрабатывать необходимые корректирующие воздействия

ПК-9. Способен осуществить самостоятельный проект в сфере обращения

ПК-9.1. Способен к поиску инновационных идей при проектировании, разработке, экспертизе и рекламе новых товаров и услуг

ПК-9.1. У-1. Умеет разрабатывать инновационные бизнес-идеи в сфере торговли

ПК-9.2.

 

ПК-9.3. Способен проводить анализ и оценку эффективности бизнес-проектов торговых организаций, прогнозировать социально-экономический эффект от внедрения в их деятельность инновационных разработок

ПК-9.3. З-1. Знает показатели оценки эффективности бизнес-проектов торговых организаций

ПК-9.3. У-1. Умеет проводить оценку социально-экономической эффективности бизнес-проектов в сфере торговли, в том числе с применением инновационных разработок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

этапы формирования и критерии оценивания сформированности компетенций

Таблица 3

№ п/п

Наименование раздела, темы дисциплины

Трудоемкость*, академические часы

Индикаторы достижения компетенций

Результаты обучения**

(знания, умения)

Учебные задания для аудиторных занятий

Текущий контроль

Задания для творческого рейтинга (по теме(-ам)/ разделу или по всему куру в целом)

 

 

Лекции

Практические  занятия

Лабораторные занятия

Практическая подготовка

Самостоятельная работа

Всего

 

Семестр 1

 

 

1.

Тема 1. Эффективность как экономическая категория и ее характеристика

Понятие эффекта и эффективности.

Виды эффективности и их классификация Показатели, характеризующие эффективность,

и их классификация

2

2

-

-

15

19

 

 

О.

Т.

-

2.

Тема 2. Методические основы оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия Цель, задачи, принципы оценки эффективности  коммерческой деятельности предприятия 

Последовательность проведения оценки эффективности деятельности предприятия, система показателей,  ее характеризующих.

2

2

-

-

25

30

 

 

О.

Т.

Э.

3

Тема 3. Формы несостоятельности (банкротства)

Нормативно-правовое регулирование несостоятельности (банкротства) в России.

Формы несостоятельности  (банкротства)

Процедуры банкротства и условия их применения.

2

2

-

-

25

29

 

 

 

 

 

4

Тема 4. Система показателей оценки эффективности использования отдельных видов ресурсов предприятия

Показатели эффективности использования основных фондов предприятия

 Показатели эффективности использования оборотных средств предприятия 

 Показатели эффективности использования трудовых

ресурсов  предприятия

-

4

 

 

25

29

 

 

 

 

 

 

Итого

6

10

-

-

90

106

 

 

 

 

 

 

* Трудоемкость указывается в акад. часах (в соответствии с данными Таблицы 1).

** Результаты обучения (знания, умения) суммарно должны быть выбраны в полном объеме из Таблицы 2.

*** Подраздел добавляется на каждый семестр обучения, если дисциплина изучается в течение нескольких семестров

 

Формы учебных заданий на аудиторных занятиях:

- Опрос (О.)

- Групповая дискуссия (Гр.д.)

 

Формы текущего контроля:

- Тест (Т.)

- Контрольные работы (К/р)

- Деловая/ролевая игра (Д.и., Р.и)

- Расчетно-аналитические задания или иные задания и задачи (р.а.з.)

- Кейс (К.)

 

Формы заданий для творческого рейтинга:

- Индивидуальный и/или групповой проект (Ин.п./Гр.п.)

- Эссе/реферат/доклад (Э., Р., Д.)

- Аналитический обзор/справка/записка (Ан.о., Ан.с., Ан.з.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


II1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1 Рекомендуемая литература

 

Основная литература:

1. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие/Коллектив авторов. − 3-е изд., перераб. и доп. − М.: КНОРУС, 2016. − 720 с. – Режим доступа: https://www.book.ru/book/920542/view2/1 .

2. Экономический анализ: учебник для вузов / Л. Т. Гиляровская, Г. В., Корнякова, Н. С. Пласкова [и др.]; под ред. Л. Т. Гиляровской. — 2-е изд. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 615 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/81599.html

3. Шакланова Р. И., Юсова В. В. Экономика торговой отрасли. Учебник для бакалавров: Гриф УМО ВО М.: Издательство Юрайт, 2017 Режим доступа: https://biblio-online.ru/bcode/406855

 

Нормативно-правовые документы:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.10.1994) (с изменениями и дополнениями).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998) (с изменениями и дополнениями).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (с изменениями и дополнениями).

4. Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 N 197-ФЗ (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс] // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

5. 31.12.97 № 3-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», от 11.01.95 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации», от 02.12.90 № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. Федеральных законов от 26.04.1995 № 65-ФЗ, от 27.12.95 № 210-ФЗ,

6. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» от 28.12.2009 г. № 381-ФЗ (последняя редакция)

7. Федеральный закон № 273-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации (далее – Закон о торговле)»

8. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» и другими фе­деральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации;

9. Методические положения по оценке финансового состояния предприятий и установлению неудовлетворительной структуры баланса: распоряжение Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) предприятий при Госимуществе России от 12 августа 1994 г. №31 р.

10. Методические рекомендации по реформе предприятий (организаций): Приказом Минэкономики РФ от 01 октября 1997 г. №118.

11. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций: Приказом Федеральной службой России по финансовому оздоровлению и банкротству от 23 октября 2001 г. №16.

12. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности продукции, работ и услуг (ОК 004-93): постановление Госстандарта РФ от 6 августа 1993 г. № 17.

 

Дополнительная литература

1. Гребнев, Г.Д. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности /Г.Д. Гребнев; «Оренбургский государственный университет». – Оренбург : ОГУ, 2017. – 303 с.: ил. – Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=485441

2. Никифорова, Н. А. Управленческий анализ: учебник для бакалавриата и магистратуры / Н.А. Никифорова, В.Н. Тафинцева. - 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: Юрайт, 2017. - 468 с. - Режим доступа: https://www.biblioonline.ru/book/C566EB8B-8C8A-41B4-BFFB6851BAEA2E20

3. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности: учебник / Г.В. Савицкая. - 4-е изд., испр. - Минск: РИПО, 2016. - 374 с.: схем., табл. - Режим доступа: http://biblioclub.ru

4. Царев В. В., Кантарович А. А. Оценка стоимости бизнеса: Учебники и учебные пособия для ВУЗов - Москва: Юнити, 2015 - 569 - Режим доступа: http://biblioclub.ru/index.php? page=book_red&id=114491  

5. Юзов, О. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий: учебное пособие / О. В. Юзов, Т. М. Петракова. — М.: Издательский Дом МИСиС, 2015. — 90 c. — Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/56555.html

 

3.2 Перечень информационно-справочных систем

1. http://www.consultant.ru - Справочно-правовая система Консультант Плюс;

2. http://www.garant.гu - Справочно-правовая система Гарант.

 

3.3 Перечень профессиональных баз данных

1. http://www.gks.ru -  Росстат – федеральная служба государственной статистики

2. http://www.iep.ru/ru/publikatcii/categories.html Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент

2. www.economy.gov.ru - Базы данных Министерства экономического развития и торговли России

3. Профессиональная база данных «Информационные системы Министерства экономического развития Российской Федерации в сети Интернет» (Портал «Официальная Россия» - http://www.gov.ru/)

4. Профессиональная база данных «Финансово-экономические показатели Российской Федерации» (Официальный сайт Министерства финансов РФ - https://www.minfin.ru/ru/)

5. Профессиональная база данных «Официальная статистика» (Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики - http://www.gks.ru/)

 

3.4 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики России - http://www.gks.ru.

2. Официальный сайт рейтингового агентства «Эксперт РА» - http://www.raexpert.ru.

3. Журнал “Эффективное Антикризисное управление на предприятии” - http://www.e-c-m.ru/iour

4. Журнал “Финансовый директор” - http://fd.ru/rubricator/27-antikrizisnoe-upravlenie

5. Журнал “Генеральный директор” - http://www.gd.ru/rubric/97

 

3.5 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения

Операционная система Windows 10, Microsoft Office Professional Plus: 2019 год (MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Access)

 

3.6 Материально-техническое обеспечение дисциплины

Дисциплина «Экономический анализ коммерческой деятельности» обеспечена:

1. Для проведения занятий лекционного типа:

- учебной аудиторией, оборудованной учебной мебелью, мультимедийными средствами обучения для демонстрации лекций-презентаций;

2. Для проведения занятий семинарского типа:

- учебными аудиториями, оборудованными учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации: проектор;

3. Для самостоятельной работы, в т.ч. для курсового проектирования:

- помещениями для самостоятельной работы, оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа к электронной информационно-образовательной среде университета.

 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

 

1. Методические рекомендации по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.

2. Методические указания по подготовке и оформлению рефератов.

 

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы обучающегося. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы обучающегося осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в процессе освоения дисциплины «Экономический анализ коммерческой деятельности»  в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».

Таблица 4

Виды работ

Максимальное количество баллов

Выполнение учебных заданий на аудиторных занятиях

20

Текущий контроль

20

Творческий рейтинг

20

Промежуточная аттестация (экзамен/ зачет/зачет с оценкой)

40

ИТОГО

100

 

В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний обучающихся, «преподаватель кафедры, непосредственно ведущий занятия со студенческой группой, обязан проинформировать группу о распределении рейтинговых баллов по всем видам работ на первом занятии учебного модуля (семестра), количестве модулей по учебной дисциплине, сроках и формах контроля их освоения, форме промежуточной аттестации, снижении баллов за несвоевременное выполнение выданных заданий. Обучающиеся в течение учебного модуля (семестра) получают информацию о текущем количестве набранных по дисциплине баллов через личный кабинет студента».

 

VI. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ[1]

 

Оценочные средства по дисциплине разработаны в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».

 

Тематика курсовых работ/проектов

Курсовая работа не предусмотрена учебным планом.

 

Вопросы к зачету с оценкой

1. Коммерческая деятельность предприятия: характеристика. Задачи управления коммерческой деятельностью.

2. Сущность и социально-экономическое назначение коммерческой деятельности.

3. Принципы развития коммерческой деятельности в условиях рыночной экономики.

4. Этапы коммерческой деятельности предприятия.

5. Показатели оценки коммерческой деятельности.

6. Экономическая эффективность как категория и ее управленческое использование в системе показателей и критериев.

7. Показатели экономической эффективности деятельности коммерческой деятельности.

8. Понятие, состав товарооборота и его роль в формировании финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия.

9. Анализ объема и структуры товарооборота.

10. Анализ факторов, влияющих на объем товарооборота.

11. Расчет минимального объема товарооборота, необходимого для безубыточности деятельности предприятия.

12. Планирование общего объема и структуры товарооборота.

13. Понятие и экономическая сущность товарных запасов.

14. Классификация товарных запасов

15. Анализ суммы товарных запасов и товарооборачиваемости.

16. Показатели, используемые при анализе, учете и планировании товарных запасов.

17. Факторы, определяющие величину, уровень товарных запасов и товарооборачиваемость.

18. Анализ поступления товаров и эффективности использования товарных ресурсов.

19. Экономическое содержание доходов и прибыли.

20. Механизм формирования прибыли предприятия.

21. Основные направления использования прибыли.

22. Специфика налогообложения торговых предприятий в сфере малого бизнеса.

23. Анализ валового дохода и факторов, влияющих на его величину.

24. Факторный анализ прибыли.

25. Анализ рентабельности деятельности предприятия.

26. Трудовой потенциал и особенности его использования.

27. Система показателей оценки использования трудовых ресурсов.

28. Производительность труда работников и определяющие ее факторы.

29. Анализ численности работников.

30. Анализ производительности труда работников.

31. Анализ расходов на оплату труда работников.

32. Основные средства, их сущность, состав и структура.

33. Анализ состояния и использования основных средств.

34. Система показателей эффективности использования основных фондов.

35. Износ и амортизация основных фондов.

36. Экономическая сущность издержек обращения.

37. Анализ общей суммы и уровня издержек обращения.

38. Анализ факторов, влияющих на сумму и уровень издержек обращения.

39. Методика определения издержек обращения по отдельным группам товаров.

40. Экономическое содержание финансов, финансовых ресурсов и капитала предприятия.

41. Анализ состояния и использования оборотного капитала.

42. Оценка эффективности использования оборотного капитала предприятия.

43. Анализ состояния и структуры источников формирования имущества предприятия.

44. Оценка ликвидности и платежеспособности предприятия.

45. Анализ финансовой устойчивости предприятия.

 

Примеры тестов для контроля знаний

1. В отрасли, находящейся в вертикальной связи с данной отраслью, произошло сокращение предложения. Это должно привести:

а) к снижению цен в данной отрасли;

б) к росту цен в данной отрасли;

в) к снижению спроса в данной отрасли;

г) к повышению предложения в данной отрасли.

 

2. Что является критерием достижения общей экономической эффективности?

а) использование всех наличных производственных ресурсов;

б) реализация всего произведенного продукта;

в) получение максимальной полезности потребителями;

г) все вышеперечисленное.

 

3. В модели экономики одного человека экономическая эффективность:

а) не достигается никогда;

б) достигается в любом случае;

в) достигается при изменении ценовых оценок издержек и результатов;

г) достигается при помощи обмена.

 

4. Критерий эффективности распределения по Парето:

а) предполагает экономически эффективное распределение;

б) предполагает справедливое распределение;

в) предполагает равное распределение;

г) предполагает распределение по собственности на факторы производства.

 

5. Эффективная экономика отражается на графике производственных возможностей:

а) точкой, лежащей внутри графика;

б) точкой, лежащей вне графика;

в) точкой, лежащей на границе производственных возможностей;

г) эффективность экономики не зависит от производственных возможностей.

 

6. Прибыль-это:

а) разница между ценой и издержками производства;

б) разница между доходами от продажи товаров и общими издержками

производства;

в) финансовые поступления от всех видов деятельности.

 

7. Рентабельность производства - это:

а) показатель временных и текущих затрат;

б) процентное отношение годовой валовой прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств;

в) процентное отношение прибыли от реализации товарной продукции к себестоимости.

 

8. Экономический эффект – это:

а) совокупность отдельных результатов экономической деятельности;

б) сумма результатов экономической деятельности и затрат на их получение в стоимостном выражении

в) разница между результатами экономической деятельности и затратами, произведенными для их получения.

 

9. Экономическая эффективность представляет собой соотношение:

а) полученного результата в стоимостном выражении с эффектом от использования различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных);

б) полученного результата или эффекта в стоимостном выражении с затратами различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) по его достижению;

в) затрат различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) в стоимостном выражении с полученным результатом или эффектом.

 

10. Ключевые показатели эффективности это:

а) числовые показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении целей или оптимальности процесса,

б) показатель достижения успеха в определенной деятельности или в достижении определенных целей

в) показатель насколько эффективно бизнес реализует свои стратегические и тактические планы

 

Вопросы для обсуждения

1. Какими составляющими характеризуется экономический аспект эффективности торговли?

2. Какими составляющими характеризуется социальный аспект эффективности торговли?

3. Что такое критерий эффективности?

4. Какие показатели используются в качестве эффекта при определении эффективности?

5. Какие подходы к оценке эффективности существуют в современных условиях?

6. Что общего и в чем разница между затратным и ресурсным подходами к построению показателей эффективности?

7. Назовите основные классификационные признаки видов эффективности

8. Назовите основные классификационные признаки показателейоценки эффективности.

 

Индивидуальное задание

1. Что включает в себя анализ среды деятельности предприятия.

2. Назовите основные моменты изучения внешней среды предприятия.

3. Какие результативные показатели деятельности предприятия подлежат анализу  с целью оценки эффективности деятельности предприятия.

4. Требования, предъявляемые к системе показателей эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

5. Система показателей социально-экономической эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия.

6. Укажите взаимосвязи интегральных и частных показателей в системе показателей оценки эффективности работы предприятия торговли.

7. Приведите примеры показателей эффективности, которые используются в зарубежной практике и практически не встречаются в отечественной

 

Тематика эссе

1. Затратный подход построения показателей эффективности.

2. Ресурсный подход к построению показателей эффективности.

3. Система основных показателей  эффективного использования ресурсов предприятия торговли.

4. Классификация видов эффективности.

5. .Показатели, характеризующие эффективность и их классификация.

6. Организационно-правовые формы предприятий: экономические проблемы выбора и функционирования.

7. Реорганизация предприятия и оценка ее эффективности.

8. Анализ влияния внешней среды предприятия на результаты его деятельности.

9. Экономическая сущность эффективности производства, показатели и методы, применяемые для ее оценки.

10. Проблемы определения и измерения экономической эффективности производства в условиях развития рыночных отношений.

 

Практические задания

1. Доля собственного капитала составляет 40% от всех активов фирмы, чему равно отношение заемного капитала к собственному?

2. Чистая операционная прибыль компании составила 300 тыс. рублей, при чистой прибыли в 240 тыс. рублей и процентах к уплате 75 тысяч рублей. Рассчитайте налоговый щит, если налог на прибыль составил 60 тысяч рублей.

3. Имущество фирмы на 20% финансируется за счет заемного капитала равного 1 млн. рублей. Рассчитайте эффект финансового рычага компании европейским подходом если ставка по налогу на прибыль 20%, ставка процента по заемному капиталу 15%, а прибыль от продаж 1,5 млн. рублей.

4. Компания выплатила дивиденды на сумму 100 т.р., получила кредит на сумму 300 т.р. и заплатила налоги на сумму 50 т.р.; Отдел продаж отгрузил покупателям продукцию на сумму 1 млн.р., при этом 600 т.р. покупателями было оплачено за наличный расчет. На сумму 450 т.р. были оплачены счета поставщиков, также были выплачены проценты по кредиту 40 т.р. Отдел по работе с просроченной дебиторской задолженностью сумел собрать 200 т.р., а отдел производства закупил оборудование на сумму 1,5 млн.р. Взносы в уставный капитал составили 300 т.р. Рассчитайте денежный поток по текущей деятельности.

5. Среднегодовая стоимость машин и оборудования 12 млн. р., а здания 36 млн.р. Выручка по итогам года составила 60 млн.р., а чистая прибыль 6 млн.р. Чему равна рентабельность активной части основного капитала?

6. Стоимость основных средств на начало года составила 30 млн.р., а на конец года 25 млн.р. Годовая амортизация составила 6 млн.р. В течение года компания прибрела оборудование стоимостью 4 млн.р. Определите коэффициент выбытия.

7. Выручка компании составила 5 млн.р., коэффициент оборачиваемости 8 раз. Определите величину оборотного капитала компании для получения выручки в 6 млн. р. и увеличения длительности одного оборота на 3 дня, если считать год равным 360 дням?

8. Стоимость товарно-материальных запасов по данным баланса составляет 30 т.р., основных средств 75 т.р., дебиторской задолженности 25 т.р. кредиторской задолженности 40 тыс. рублей. Остатки денежных средств составили 10 т.р. краткосрочные ссуды 45 т.р. краткосрочные финансовые вложения 20 т.р. Определите чистый оборотный капитал компании.

9. Выручка 1,7 млн.р. Проценты к уплате 150 т.р. Административные расходы 200 т.р. Материальные затраты 300 т.р. Реклама 100 т.р. Заработная плата производственных рабочих 200 т.р. Дивиденды 50 т.р. Заработная плата управленческого персонала 100. т.р. Амортизация производственного оборудования 400 т.р. На основе предоставленных данных рассчитайте валовую прибыль компании.

10. Себестоимость проданной продукции составила 800 т.р. Коммерческие расходы 200 т.р. Управленческие расходы 400 т.р. Проценты за кредит 100 т.р. Выручка 1,2 млн.р. Сколько выручки необходимо получить для достижения запланированного уровня операционной прибыли в размере 200 т.р. при неизменном уровне цен и себестоимости единицы продукции?

 

Типовая структура зачетного билета

 

Наименование оценочного средства

Максимальное количество баллов

1. Разработка сравнительного аналитического баланса.

 

2. Подходы к анализу финансовой устойчивости предприятия.

 

3. Задача

 

 

 


 

Показатели и критерии оценивания планируемых результатов освоения компетенций и результатов обучения, шкала оценивания

 

Таблица 5

Шкала оценивания

Формируемые компетенции

Индикатор достижения компетенции

Критерии

оценивания

Уровень освоения компетенций

85 – 100 баллов

«отлично»/

«зачтено»

ПК-5.1. Способен проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения

ПК-5.1. У-1. Умеет проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения в рамках бизнес-проектирования

Умеет верно и в полном объеме: проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения в рамках бизнес-проектирования

Продвинутый

ПК-5.2. Способен к контролю за реализацией стратегии, оценке ее эффективности и формированию необходимых корректирующих воздействий

ПК-5.2. У-1. Умеет контролировать процесс реализации стратегического плана торговой организации и разрабатывать необходимые корректирующие воздействия

Умеет верно и в полном объеме

контролировать процесс реализации стратегического плана торговой организации и разрабатывать необходимые корректирующие воздействия

ПК-9.1. Способен к поиску инновационных идей при проектировании, разработке, экспертизе и рекламе новых товаров и услуг

ПК-9.1. У-1. Умеет разрабатывать инновационные бизнес-идеи в сфере торговли

Умеет верно и в полном объеме

разрабатывать инновационные бизнес-идеи в сфере торговли

ПК-9.2.

 

 

ПК-9.3. Способен проводить анализ и оценку эффективности бизнес-проектов торговых организаций, прогнозировать социально-экономический эффект от внедрения в их деятельность инновационных разработок

ПК-9.3. З-1. Знает показатели оценки эффективности бизнес-проектов торговых организаций

Знает верно и в полном объеме

показатели оценки эффективности бизнес-проектов торговых организаций

ПК-9.3. У-1. Умеет проводить оценку социально-экономической эффективности бизнес-проектов в сфере торговли, в том числе с применением инновационных разработок

Умеет верно и в полном объеме

проводить оценку социально-экономической эффективности бизнес-проектов в сфере торговли, в том числе с применением инновационных разработок

70 – 84 баллов

«хорошо»/

«зачтено»

ПК-5.1. Способен проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения

ПК-5.1. У-1. Умеет проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения в рамках бизнес-проектирования

Умеет с незначительными замечаниями:

проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения в рамках бизнес-проектирования

Повышенный

ПК-5.2. Способен к контролю за реализацией стратегии, оценке ее эффективности и формированию необходимых корректирующих воздействий

ПК-5.2. У-1. Умеет контролировать процесс реализации стратегического плана торговой организации и разрабатывать необходимые корректирующие воздействия

Умеет с незначительными замечаниями: контролировать процесс реализации стратегического плана торговой организации и разрабатывать необходимые корректирующие воздействия

 

ПК-9.1. Способен к поиску инновационных идей при проектировании, разработке, экспертизе и рекламе новых товаров и услуг

ПК-9.1. У-1. Умеет разрабатывать инновационные бизнес-идеи в сфере торговли

Умеет с незначительными замечаниями

разрабатывать инновационные бизнес-идеи в сфере торговли

ПК-9.2.

 

 

ПК-9.3. Способен проводить анализ и оценку эффективности бизнес-проектов торговых организаций, прогнозировать социально-экономический эффект от внедрения в их деятельность инновационных разработок

ПК-9.3. З-1. Знает показатели оценки эффективности бизнес-проектов торговых организаций

Знает с незначительными замечаниями

показатели оценки эффективности бизнес-проектов торговых организаций

ПК-9.3. У-1. Умеет проводить оценку социально-экономической эффективности бизнес-проектов в сфере торговли, в том числе с применением инновационных разработок

Умеет с незначительными замечаниями

проводить оценку социально-экономической эффективности бизнес-проектов в сфере торговли, в том числе с применением инновационных разработок

50 – 69 баллов

«удовлетворительно»/

«зачтено»

ПК-5.1. Способен проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения

ПК-5.1. У-1. Умеет проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения в рамках бизнес-проектирования

Умеет на базовом уровне: 

проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения в рамках бизнес-проектирования

Базовый

ПК-5.2. Способен к контролю за реализацией стратегии, оценке ее эффективности и формированию необходимых корректирующих воздействий

ПК-5.2. У-1. Умеет контролировать процесс реализации стратегического плана торговой организации и разрабатывать необходимые корректирующие воздействия

Умеет на базовом уровне: 

контролировать процесс реализации стратегического плана торговой организации и разрабатывать необходимые корректирующие воздействия

ПК-9.1. Способен к поиску инновационных идей при проектировании, разработке, экспертизе и рекламе новых товаров и услуг

ПК-9.1. У-1. Умеет разрабатывать инновационные бизнес-идеи в сфере торговли

Умеет на базовом уровне:

разрабатывать инновационные бизнес-идеи в сфере торговли

ПК-9.2.

 

 

ПК-9.3. Способен проводить анализ и оценку эффективности бизнес-проектов торговых организаций, прогнозировать социально-экономический эффект от внедрения в их деятельность инновационных разработок

ПК-9.3. З-1. Знает показатели оценки эффективности бизнес-проектов торговых организаций

Знает на базовом уровне:

показатели оценки эффективности бизнес-проектов торговых организаций

ПК-9.3. У-1. Умеет проводить оценку социально-экономической эффективности бизнес-проектов в сфере торговли, в том числе с применением инновационных разработок

Умеет на базовом уровне:

проводить оценку социально-экономической эффективности бизнес-проектов в сфере торговли, в том числе с применением инновационных разработок

менее 50 баллов

«неудовлетворительно»/

«не зачтено»

ПК-5.1. Способен проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения

ПК-5.1. У-1. Умеет проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения в рамках бизнес-проектирования

Не умеет на базовом уровне:

проводить стратегический анализ проблем торговой организации (предприятия) и выбор оптимальных вариантов их решения в рамках бизнес-проектирования

Компетенции не сформированы

ПК-5.2. Способен к контролю за реализацией стратегии, оценке ее эффективности и формированию необходимых корректирующих воздействий

ПК-5.2. У-1. Умеет контролировать процесс реализации стратегического плана торговой организации и разрабатывать необходимые корректирующие воздействия

Не умеет на базовом уровне:

контролировать процесс реализации стратегического плана торговой организации и разрабатывать необходимые корректирующие воздействия

ПК-9.1. Способен к поиску инновационных идей при проектировании, разработке, экспертизе и рекламе новых товаров и услуг

ПК-9.1. У-1. Умеет разрабатывать инновационные бизнес-идеи в сфере торговли

Не умеет на базовом уровне:

разрабатывать инновационные бизнес-идеи в сфере торговли

ПК-9.2.

 

 

ПК-9.3. Способен проводить анализ и оценку эффективности бизнес-проектов торговых организаций, прогнозировать социально-экономический эффект от внедрения в их деятельность инновационных разработок

ПК-9.3. З-1. Знает показатели оценки эффективности бизнес-проектов торговых организаций

Не знает на базовом уровне:

показатели оценки эффективности бизнес-проектов торговых организаций

ПК-9.3. У-1. Умеет проводить оценку социально-экономической эффективности бизнес-проектов в сфере торговли, в том числе с применением инновационных разработок

Не умеет на базовом уровне:

проводить оценку социально-экономической эффективности бизнес-проектов в сфере торговли, в том числе с применением инновационных разработок