Цель и задачи освоения дисциплины

Целью учебной дисциплины «Экономический анализ: современные концепции и прикладные исследования в различных отраслях» является формирование целостного представления об экономическом анализе как важнейшей функции управления бизнесом и государством, обучение основным методам экономического анализа и их применению на разных стадиях процесса разработки и принятия управленческих решений, получение практических навыков анализа и оценки различных направлений производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности в различных отраслях.

 Задачи дисциплины:

- подготовка к информационно-аналитической деятельности, изучение методов ее организации, планирования и контроля;

- освоение основных направлений, методов показателей и информационного обеспечения экономического анализа, последовательности его проведения;

- использование комплексных методов экономического анализа хозяйственной деятельности для обоснования бизнес-планов и управленческих решений;

- освоение методики анализа технико-организационного уровня производства и обоснования тенденций его развития;

- формирование навыков проведения анализа результатов деятельности организации;

- изучение методов анализа и оценки производственного потенциала организации и эффективности его использования;

- формирование знаний, необходимых для оценки финансового состояния организации в различных отраслях.

 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)

Дисциплина «Экономический анализ: современные концепции и прикладные исследования в различных отраслях», относится к вариативной части учебной плана направления 38.04.01 «Экономика» направленность (профиль) «Бизнес аналитика в экономике и управлении»

 Таблица 1

Показатели объема дисциплины

Всего часов по формам обучения

очная

очно-заочная*

заочная*

 

Объем дисциплины в зачетных единицах

4 ЗЕТ

Объем дисциплины в акад.часах

144

Промежуточная аттестация:

форма

Зачет с оценкой

-

Зачет с оценкой

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем (Контакт. часы), всего:

 

-

-

 

1.                 Аудиторная работа (Ауд.), акад. часов всего, в том числе:

22

-

4

 

·                лекции

12

-

2

 

·                практические занятия

10

-

2

 

·                лабораторные занятия

-

-

-

 

в том числе практическая подготовка

-

-

-

 

2.                 Индивидуальные консультации (ИК)(заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов)

-

-

-

 

3.                 Контактная работа по промежуточной аттестации (Катт) (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов)

2

-

0,25

 

4.                 Консультация перед экзаменом (КЭ)

-

-

-

 

5.                 Контактная работа по промежуточной аттестации в период экз. сессии / сессии заочников (Каттэк)

-

 

-

 

Самостоятельная работа (СР), всего:

120

-

136

 

в том числе:

 

 

 

 

·                самостоятельная работа в период экз. сессии (СРэк) (заполняется при наличии экзамена по дисциплине)

-

-

 

 

·                самостоятельная работа в семестре (СРс)

42

-

136

 

в том числе, самостоятельная работа на курсовую работу (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов)

-

-

-

 

·                изучение ЭОР (при наличии)

 

-

-

 

·                изучение онлайн-курса или его части

 

-

-

 

·                выполнение индивидуального или группового проекта

 

-

-

 

·                и другие виды

 

-

-

 

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Таблица 2

Формируемые компетенции

(код и наименование компетенции)

Индикаторы достижения компетенций

(код и наименование индикатора)

Результаты обучения (знания, умения)

ПК-1 Способен   обосновать подходы, исследуемые в бизнес-аналитике

ПК 1.5. – Определяет подход к работе с изменениями различных требований

ПК 1.5. З-1 Знает   методы анализа предпринимательских рисков и стратегического анализа для работы с изменениями различных требований

ПК 1.5. Умеет. У-1.Умеет использовать методы стратегического анализа для разработки различных типов требований.

ПК 2. Способен руководить бизнес-анализом

ПК 2.4.- Разрабатывает пути развития бизнес-анализа в организации

ПК 2.4. З-1. Знает принципы управленческого анализа и диагностики предпринимательской деятельности для возможности разработки путей развития бизнес-анализа в организации

ПК 2.4. Знает базовые методы проведения финансового анализа на основе российских и международных стандартов и экономического анализа для применения их в целях развития бизнес-анализа в организации

ПК 2.4. У-1. Умеет применять принципы управленческого анализа и диагностики предпринимательской деятельности для возможности разработки путей развития бизнес-анализа в организации

ПК 2.4. У-2 Умеет использовать базовые методы проведения финансового анализа и экономического анализа для применения их в целях развития бизнес-анализа в организации


III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

  1. Экономический анализ: учебник/ Г.ВСавицкая.-15-е изд.,испр. И доп.-Москва: ИНРА-м,2022.-587 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). https://znanium.com/read?id=378909
  2. Экономический анализ: учебник /Н.С. Пласкова, Н.А. Проданова.-Москва: ИНРА-М,2021.-324 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). https://znanium.com/catalog/document?id=377867
  3. Экономический анализ: учебник /Н.А.Казакова.-М.: ИНРА-М,2019.-343 с.-(Высшее образование). https://znanium.com/read?id=354594

 

Дополнительная литература:  

1.         Экономический анализ: учебник / А.Е.Суглобов, Б.Т. Жарылгасова, О.Г.Карпович [и др.]; под ред.д-ра экон.наук, проф. А.Е.Суглобова. – М.: РИОР: ИНФРА-М,2019.-439 с. – (Высшее образование: Бакалавриат). https://znanium.com/read?id=327858

2. Бернстайн Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретации / Пер. с англ. - М.: Финансы и статистика, 2014.

3. Ефимова О.В. Финансовый анализ. — М.: Бухгалтерский учет, 2019

4. Карлин Т.П., Макмин А.Р. Анализ финансовых отчетов (на основе GAAP): Учебник — Пер. с англ. — М.: ИНФРА-М, 2015.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

1.   http://www.consultant.ru - Справочно-правовая система Консультант Плюс;

2.   http://www.garant.гu       - Справочно-правовая система Гарант.

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. https://fincalculator.ru/  - Портал финансовых калькуляторов.

2. https://c1339.c.3072.ru/ - Электронно-информационно-образовательная среда Moodle.

3. https://www.youtube.com/playlist?list=PLmL3kuELUc_QZ4lAkcjTYZV8cSyGuN6pw

- Видеокурс финансовой математики.

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Операционная система Windows 10, Microsoft Office Professional Plus: 2019 год (MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Access)

АнтивирусDr.Web Desktop Security Suite Комплексная защита

Браузер Google Chrome

Media Player Classic

 

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

         Дисциплина «Экономический анализ: современные концепции и прикладные исследования в различных отраслях» обеспечена:

для проведения занятий лекционного типа:

-       учебной аудиторией, оборудованной учебной мебелью, мультимедийными средствами обучения для демонстрации лекций-презентаций;

для проведения занятий семинарского типа (практические занятия, лабораторные занятия):

-       учебной аудиторией, оборудованной учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации: для самостоятельной работы, в том числе для курсового проектирования:

-       помещением для самостоятельной работы, оснащенным компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа к электронной информационно-образовательной среде университета.

V. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕДУРЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ

 

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы обучающегося. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы обучающегося осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в процессе освоения дисциплины «Финансовые вычисления» в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».

Таблица 4

Виды работ

Максимальное количество баллов

Выполнение учебных заданий на аудиторных занятиях

20

Текущий контроль

20

Творческий рейтинг

20

Промежуточная аттестация (зачет)

40

ИТОГО

100

 

            В соответствии с Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний обучающихся «преподаватель кафедры, непосредственно ведущий занятия со студенческой группой, обязан проинформировать группу о распределении рейтинговых баллов по всем видам работ на первом занятии учебного модуля (семестра), количестве модулей по учебной дисциплине, сроках и формах контроля их освоения, форме промежуточной аттестации, снижении баллов за несвоевременное выполнение выданных заданий. Обучающиеся в течение учебного модуля (семестра) получают информацию о текущем количестве набранных по дисциплине баллов через личный кабинет студента».

 

 

1.   Содержание дисциплины:

№ п/п

Наименование разделов / тем дисциплины

1.               

Тема 1. Роль и содержание экономического анализа в различных отраслях.

2.               

Тема 2. Анализ производственно-хозяйственной деятельности на различных  уровнях управления

 

3.               

Тема 3. Анализ трудового потенциала и использования фонда заработной платы.

 

4.

Тема 5. Анализ состояния и использования основных средств и нематериальных  активов, материальных ресурсов

 

5.

Тема 5. Анализ и управление затратами и себестоимостью продукции.

 

6.

Тема 6. Анализ финансового состояния хозяйствующих субъектов, аналитические методы обоснования его улучшения

 

Трудоемкость дисциплины составляет 3 з.е / 180 часов.