Contacts:
-
ЕД
Екатерина Валерьевна ДудинаУчитель
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Цель дисциплины
Целью учебной дисциплины «Расчетные и платежные системы» является формирование знаний об организации современной платежной системы РФ, основных направлений её развития, уровня и перспектив внедрения электронных платежей, формирование профессиональных компетенций в области платежных и расчетных систем, охватывающей спектр основных понятий сферы платежей и расчетов, законодательные основы функционирования современных платежных систем с учетом международной практики, современные тенденции и механизмы обеспечения платежей и расчетов, а также вопросы регулирования рисков в современных платежных системах, а также формирование у обучающихся целостного представления об информационных системах и технологиях, используемых для решения задач в сфере финансов и банковского дела.
Учебные задачи дисциплины
Основными задачами изучения дисциплины являются: получение студентами знаний о
безналичных расчетах, платежной системе как экономической категории, выраженной в ее особенностях, задачах, функциях в современных экономических условиях; дать представление об основных категориях и принципах функционирования современных платежных систем; сформировать комплексное представление об этапах исторического развития платежной системы;
проанализировать и сравнить отечественную и зарубежную практику законодательного регулирования платежных систем; раскрыть теоретические и практические основы функционирования платежно-расчетной инфраструктуры, участников платежной системы и возникающих взаимосвязей; охарактеризовать применяемые в банковской практике системы управления рисками в платежной системе; получить представление о специфике управления рисками платежных и расчетных систем.
1.3.Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования).
Дисциплина «Расчетные и платежные системы» относится к дисциплине по выбору ОПОП ВО по бакалавриату.
Объем дисциплины и виды учебной работы
2019 год поступления
Показатель объема дисциплины |
Всего часов |
||
очная |
очно-заочная |
заочная |
|
Объем дисциплины в зачетных единицах |
36 ЗЕТ |
||
Объем дисциплины в часах |
216 |
||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (Контакт.часы), (всего) |
44,35 |
44,35 |
|
1. Аудиторная работа (Ауд.)всего: |
42 |
42 |
|
в том числе: |
|
|
|
· лекции |
14 |
14 |
|
· лабораторные занятия |
- |
- |
|
· практические занятия |
28 |
28 |
|
2.Электронного обучения (Элек.) |
|
|
|
3.Индивидуальные консультации (ИК) (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов) |
- |
- |
|
4.Контактная работа по промежуточной аттестации (Катт) (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов) |
- |
- |
|
5.Консультация перед экзаменом (КЭ) |
2 |
2 |
|
6.Контактная работа по промежуточной аттестации в период экз.сессии /сессии заочников (Каттэк) |
0,35 |
0,35 |
|
Самостоятельная работа, всего: |
138 |
138 |
|
том числе: |
|
|
|
-самостоятельная работа в семестре (СР) |
138 |
138 |
|
-самостоятельная работа в период экз.сессии (Контроль) |
33,65 |
33,65 |
|
Данный учебный курс является вариативным в цикле специальных дисциплин учебного плана подготовки специалистов. Изучение дисциплин базируется на знании дисциплин «Деньги, кредит, банки», « Финансовые вычисления», «Актуарные расчеты», « Финансовая математика»
Изучение дисциплины «Расчетные и платежные системы» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Банковское дело», «Финансы», «Финансы государственно-частного партнерства».
1.4.Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
ОПК-1- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
ОПК-2- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
ОПК-3- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
ПК-1 - способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований .
ПК-4- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
ПК-8 - способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
А) Общекультурные
ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения компетенции ОК-3 студент должен:
1.Знать: основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических задач;
2.Уметь: применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач;
3. Владеть: методикой построения, анализа и применения стандартных теоретических и эконометрических моделей, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
Б) Общепрофессиональные
ОПК-1- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности
В результате освоения компетенции ОПК-1 студент должен:
1. Знать: современные информационные технологии; основы функционирования глобальных сетей
2.Уметь: работать с современными средствами оргтехники; вести поиск информации в глобальных компьютерных сетях; осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы
3.Владеть: навыками использования компьютерных технологий как средства управления информацией; навыками использования информации, полученной из сети интернет
ОПК-2- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
В результате освоения компетенции ОПК-2 студент должен:
1. Знать: отечественные и зарубежные источники получения финансовой информации, схемы подготовки аналитических и финансовых отчетов; современные средства сбора, хранения и анализа информации, технические средства и информационные технологии; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
2.Уметь: работать с современными техническими средствами и информационные технологии; использовать источники экономической, социальной и управленческой информации; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
3.Владеть: современными компьютерными и информационными технологиями; навыками использования современных средств коммуникации и технических средств; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, процессов и явлений, выявления тенденций их изменения; навыками представления результатов аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи
ОПК-3- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы
В результате освоения компетенции ОПК-3 студент должен:
1. Знать: инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей оценки финансового состояния и кредитоспособности партнеров; содержание и формы финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств
2.Уметь: обрабатывать инструментальными средствами экономические данные, анализировать их и применять полученные результаты для обоснования выводов для всесторонней финансовой оценки состояния организации; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий
3.Владеть: методологией экономического исследования; навыками применения современного математического инструментария для решения задач, связанных с расчетом параметров, необходимых для принятия решений в области оценки финансового состояния организации, кредитоспособности заемщиков, страховании рисков, фондовой привлекательности вложений.
В) Профессиональные
ПК-1 - Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований .
В результате освоения компетенции ПК-1 студент должен:
1. Знать: источники получения данных для расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов финансово-кредитной и бюджетной сферы; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне финансово-кредитной сферы; инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей оценки финансового состояния и кредитоспособности партнеров
2.Уметь: использовать источники экономической, социальной и управленческой информации в финансово-кредитной и бюджетной сфере; осуществлять анализ и обработку необходимых данных для решения поставленных задач в финансово-кредитной сфере; обрабатывать инструментальными средствами экономические данные, анализировать их и применять полученные результаты для всесторонней финансовой оценки состояния организации
ПК-4 способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты
В результате освоения компетенции ПК-4 студент должен:
1. Знать: основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических и финансовых задач
2.Уметь: применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач, обоснования целесообразности финансовых инвестиций
3.Владеть: методикой построения, анализа и применения стандартных теоретических и эконометрических моделей для обоснования целесообразности финансовых инвестиций и кредитных вложений.
ПК-8 - способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии
В результате освоения компетенции ПК-8 студент должен:
1. Знать: современные средства сбора, хранения и анализа информации, специализированное программное обеспечение по финансам и кредиту
2.Уметь: осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов с помощью специализированных компьютерных технологий в области финансов и кредита
3.Владеть: современными компьютерными и информационными технологиями для решения аналитических и управленческих задач в финансово-кредитной системе
1.5.Формы контроля
Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом. Промежуточная аттестация предусмотрена учебным планом в 3 семестре – экзамен.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Расчетные и платежные системы» осуществляется в соответствии с Приложением 1.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (темы) |
Содержание |
Формируемые компетенции |
Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) |
Образовательные технологии |
|
|||||
ОК-3 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-4 ПК-8 |
Тема 1. Сущность и структура платежной системы |
Понятие платежной системы и её основные участники. Роль ЦБ РФ в организации платежной системы. Классификация платежных систем. Риски платежных систем. Эволюция и основные этапы развития платежной системы в России. Принципы организации платежных систем. Критерии классификации платежных систем. Нормативные и законодательные акты, обеспечивающие работы платежных систем. Основные виды рисков в платежных системах и пути их минимизации. Современное состояние платежной системы Банка России, проблемы и перспективы развития.
|
ОК-3 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-4
|
Знать: правовую базу и принципы организации безналичных расчетов в РФ; основные формы межхозяйственных расчетов за товары и услуги и в связке с выполнением финансовых обязательств; организацию межбанковских расчетов, в т.ч. порядок проведения электронных платежей через расчетную сеть ЦБ РФ; инструменты безналичных розничных платежей; понятия и виды обслуживания клиентов банка на основе электронных дистанционных систем (банк-клиент, телефонный банкинг, Интернет-банкинг). Уметь: применять полученные теоретические знания на практике в любой области экономической жизни и, прежде всего в качестве клиента коммерческого банка, имеющего в банке счет основной деятельности (расчетный или текущий); использовать наиболее эффективные формы безналичных расчетов в электронном формате; работать с векселем, пластиковыми картами. Владеть: - методами решения информационных задач в сфере экономики на основе офисного пакета Microsoft Office; |
лекции; практические занятия, письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов, тестирование
|
ОК-3 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-4 ПК-8 |
Тема 2. Национальная платежная
система России |
Национальная платежная система, основы формирования, проблемы и направления развития. Основные положения и этапы реализации ФЗ РФ №161 от 27.06.2011 «О национальной платежной системе РФ». Операторы платежных систем и предъявляемые к ним требования. Системно значимые и социально значимые платежные системы. Надзор и наблюдение в национальной платежной системе. Понятие и виды дистанционного банковского обслуживания. Виртуальный банк. |
ОК-3 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-4 ПК-8
|
Знать об информационных и коммуникационных технологиях и автоматизированных информационных системах в сфере финансов и банковского дела. в глобальных и корпоративных компьютерных сетях. Уметь применять информационные технологии и компьютерную технику для решения задач в сфере финансов и банковского дела.. Владеть инструментальными программными средствами для решения информационных задач в сфере финансов и банковского дела на основе офисного пакета Microsoft Office. |
практические лекции; практические занятия, письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические за-дания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов тестирование
|
ОК-3 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-4 ПК-8 |
Тема 3. Национальные и всемирные платежные системы |
Платежные системы США Fedwire и CHIPS.Европейские платежные системы. Всемирная межбанковская система SWIFT. Система «банк-клиент». Телефонный банкинг. Интернет-банкинг. Платежная система TARGET2-Securities и ее роль в развитии рынка ценных бумаг Евросоюза. SEPA - единая зона платежей в евро: содержание, этапы формирования и ключевые показатели |
ОК-3 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-4 ПК-8
|
Знать: Платежные системы в экономически развитых странах; правовую базу и принципы организации безналичных расчетов в РФ; инструменты безналичных розничных платежей; понятия и виды обслуживания клиентов банка на основе электронных дистанционных систем (банк-клиент, телефонный банкинг, Интернет-банкинг). Уметь: применять полученные теоретические знания на практике в любой области экономической жизни и, прежде всего в качестве клиента коммерческого банка, имеющего в банке счет основной деятельности (расчетный или текущий); использовать наиболее эффективные формы безналичных расчетов в электронном формате; работать с векселем, пластиковыми картами. Владеть: - методами решения информационных задач в сфере экономики на основе офисного пакета Microsoft Office; |
лекции; практические занятия, письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические за-дания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов тестирование
|
1. |
Тема 4.Развитие платежных систем на основе банковских карт |
Виды пластиковых карт, используемых российскими коммерческими банками. Анализ эффективности и динамики расчетов пластиковыми картами. Анализ региональных карточных программ. Проблемы расширения эквайринга коммерческими банками. Call-центры, их виды и роль в развитии операций с банковскими картами. Кобрендинговые карты как направление развития карточного бизнеса. Бесконтактные платежные карты.
|
ОК-3 ОПК-1 ОПК-2 ОПК-3 ПК-1 ПК-4 ПК-8
|
Знать: типы, структуру и организацию корпоративных информационных технологий; основы функционирования платежных систем в экономически развитых странах; правовую базу и принципы организации безналичных расчетов в РФ; основные формы межхозяйственных расчетов за товары и услуги и в связке с выполнением финансовых обязательств; организацию межбанковских расчетов, в т.ч. порядок проведения электронных платежей через расчетную сеть ЦБ РФ; инструменты безналичных розничных платежей; понятия и виды обслуживания клиентов банка на основе электронных дистанционных систем (банк-клиент, телефонный банкинг, Интернет-банкинг). Уметь: применять полученные теоретические знания на практике в любой области экономической жизни и, прежде всего в качестве клиента коммерческого банка, имеющего в банке счет основной деятельности (расчетный или текущий); использовать наиболее эффективные формы безналичных расчетов в электронном формате; работать с векселем, пластиковыми картами. Владеть:- методами решения информационных задач в сфере экономики на основе офисного пакета Microsoft Office; |
лекции; практические занятия, письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические за-дания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов тестирование
|
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины «Расчетные и платежные системы» используются следующие образовательные технологии:
1. Стандартные методы обучения:
практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях
семинарские занятия, на которых обсуждаются основные теоретические вопросы государственного и муниципального управления , изложенные в лекциях, учебной литературе и на рекомендуемых сайтах Интернета;
самостоятельная работа студентов вне аудитории, в которую включается освоение некоторых вопросов, подготовку к устным опросам, тестам и к докладам, выполнение письменных аналитических домашних заданий с использованием информационных источников (лекции, учебники, статьи в периодической печати, сайты в сети Интернет);
самостоятельная работа студентов в аудитории, включающая ответы на вопросы преподавателя, выполнение тестовых заданий, выступление с докладами, участие в обсуждении выполненных домашних заданий;
консультации преподавателей.
2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
деловая игра - применяется в качестве средства активного обучения основным принципам устойчивого развития;
круглый стол - такая форма общения является наиболее эффективным средством обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов; формой обмена опытом и творческих инициатив; средством лучшего усвоения учебного материала.
тренинг - форма интерактивного обучения, целью которой является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
1. Ларина, О. И. Банковское дело. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / О. И. Ларина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07654-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433254
2. Костерина, Т. М. Банковское дело : учебник для среднего профессионального образования / Т. М. Костерина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 332 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00716-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433325
3. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева ; под редакцией Н. Н. Мартыненко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 217 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08398-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434559
Дополнительная литература:
1. Тавасиев, А. М. Банковское дело в 2 ч. Часть 1. Общие вопросы банковской деятельности : учебник для академического бакалавриата / А. М. Тавасиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02381-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438408
2. Тавасиев, А. М. Банковское дело в 2 ч. Часть 2. Технологии обслуживания клиентов банка : учебник для академического бакалавриата / А. М. Тавасиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 301 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02786-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438409
3. Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 422 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09689-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428333
4. Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09687-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428332
5. Банки и банковские операции : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Иванов [и др.] ; под редакцией Б. И. Соколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-00095-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433647
6. Современная банковская система Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Алексеева [и др.] ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 290 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9371-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437544
4.2. Перечень электронно-библиотечных систем
1. Электронно-библиотечная система «Znanium»: http://znanium.com.
2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: http://biblioclub.ru.
3. Электронно-библиотечная система «Юрайт»: http://www.biblio-online.ru.
4. Электронно-библиотечная система «BOOK.ru»: http://book.ru.
4.3. Перечень профессиональных баз данных
1. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (бесплатная версия)
2. Справочно-правовая система «Гарант» (бесплатная версия)
4.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru/
2. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»: http://cyberleninka.ru
3. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина: http://www.prlib.ru
4. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/.
5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/.
4.5. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
№ п/п |
Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем |
Номера тем |
1 |
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru |
Все темы |
2 |
Microsoft Оffice |
Все темы |
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1 . Сущность и структура платежной системы
Литература:
Основная: [1]; [2]; [3]. [4]; [5].
Дополнительная: [2]; [4]; 6], [7].
Вопросы для самопроверки:
1.Эволюция и основные этапы развития платежной системы в России
2.Принципы организации платежных систем.
3.Критерии классификации платежных систем.
4.Нормативные и законодательные акты, обеспечивающие работы платежных систем.
5.Основные виды рисков в платежных системах и пути их минимизации.
6.Современное состояние платежной системы Банка России, проблемы и перспективы развития.
Вопросы для обсуждения
1.Принципы организации расчетных и платежных операций в кредитных организациях.
2.Безналичные расчеты в кредитной организации.
3.Задачи, виды учета и контроля при налоговых отношениях в банковской деятельности;
4.Виды банковской деятельности.
5.Методы, регулирующие различные виды отношений в области банковской деятельности
Темы выступлений:
1 Международный опыт регулирования платежных систем
2 Регулирование деятельности платежных систем и наблюдение за ними в РФ
3. Риск ликвидности, правовой, операционный, кредитный риски, как основа возникновения
системного риска. Понятие системного риска.
4. Организация системы контроля рисков платежной системы
Тематика рефератов, докладов, эссе:
1. История развития платежных систем РФ
2. Расчетные и платежные системы РФ
3. История развития зарубежных платежных систем
4. Современные зарубежные платежные системы
Тема 2.Национальная платежная система России
Литература:
Основная: [1]; [2]; [3]. [4]; [5].
Дополнительная: [2]; [4]; 6], [7].
Вопросы для самопроверки:
1. Национальная платежная система, основы формирования, проблемы и направления развития.
2. Основные положения и этапы реализации ФЗ РФ №161 от 27.06.2011 «О национальной платежной системе РФ».
3. Операторы платежных систем и предъявляемые к ним требования.
4. Системно значимые и социально значимые платежные системы.
5. Надзор и наблюдение в национальной платежной системе.
Вопросы для обсуждения:
1 Понятие и сущность ликвидности
2 Расчет ликвидности
3. Платежные системы для крупных сумм (ПСКС)
4. Розничные платежные системы
5. Новые технологии в платежной системе: основные особенности и базовые понятия.
6.Риски в платежных и расчетных системах.
Задания для самостоятельной работы:
1. Особенности институциональной инфраструктуры платежных систем России.
2. Примеры функционирования системно-значимых платежных систем (на примере России или зарубежных стран).
3. Роль социально-значимых платежных систем для развития экономики и решения социальных проблем (на примере России или зарубежных стран).
4. Универсальная электронная карта (УЭК) и ее значение для развития платежной индустрии России.
5. Перспективы развития Национальной системы платежных карт (НСПК)
6. Межбанковские платежные системы: их роль и значение (на примере зарубежных стран).
7. Электронные платежные системы (на примере России или зарубежных стран)
8. Операторы платежных систем и предъявляемые к ним требования.
9. Системно значимые и социально значимые платежные системы.
10. Надзор и наблюдение в национальной платежной системе.
Тема 3. Национальные и всемирные платежные системы
Литература:
Основная: [1]; [2]; [3]. [4]; [5].
Дополнительная: [2]; [4]; 6], [7].
Вопросы для самопроверки:
1. Платежные системы США Fedwire и CHIPS.
2. Европейские платежные системы.
3. Всемирная межбанковская система SWIFT.
4. Национальная платежная система, основы формирования, проблемы и направления развития.
5. Основные положения и этапы реализации ФЗ РФ №161 от 27.06.2011 «О национальной платежной системе РФ».
Вопросы для обсуждения:
1 Понятие и сущность ликвидности
2 Расчет ликвидности
3. Платежные системы для крупных сумм (ПСКС)
4. Розничные платежные системы
5. Новые технологии в платежной системе: основные особенности и базовые понятия.
6.Риски в платежных и расчетных системах.
Задания для самостоятельной работы:
1. Понятие платежное системы и ее составляющие
2. Системы расчета по финансовым активам
3. Разработка прикладных программ: общие принципы разработки, проектирование задачи.
4. Разработка прикладных программ: программирование задачи.
5. Разработка прикладных программ: внедрение и эксплуатация программы.
Тема 4 . Развитие платежных систем на основе банковских карт
Литература:
Основная: [1]; [2]; [3]. [4]; [5].
Дополнительная: [2]; [4]; 6], [7].
Вопросы для самопроверки:
1. Виды пластиковых карт, используемых российскими коммерческими банками.
2. Анализ эффективности и динамики расчетов пластиковыми картами.
3. Анализ региональных карточных программ.
4. Проблемы расширения эквайринга коммерческими банками.
5. Call-центры, их виды и роль в развитии операций с банковскими картами.
6. Кобрендинговые карты как направление развития карточного бизнеса
7. Бесконтактные платежные карты.
Вопросы для обсуждения:
1 Понятие и сущность ликвидности
2 Расчет ликвидности
3. Платежные системы для крупных сумм (ПСКС)
4. Розничные платежные системы
5. Новые технологии в платежной системе: основные особенности и базовые понятия.
6.Риски в платежных и расчетных системах.
Задания для самостоятельной работы:
1. Понятие платежное системы и ее составляющие
2. Системы расчета по финансовым активам
3. Разработка прикладных программ: общие принципы разработки, проектирование задачи.
4. Разработка прикладных программ: программирование задачи.
5. Разработка прикладных программ: внедрение и эксплуатация программы.
6. Управление ликвидностью в платежных системах. Рекомендуется рассмотреть на примере одной из платежных систем – по выбору студента (командная работа приветствуется).
7. Технология передачи финансовой информации SWIFT и ее использование в межбанковских расчетах и в платежных системах.
8. Проблемы кооперации кредитных организаций и агентов по предоставлению платежных услуг. По выбору студента (командная работа приветствуется)
4.5.Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)
Дисциплина «Расчетные и платежные системы» обеспечена компьютерной техникой и программным обеспечением, а именно:
- практические занятия и самостоятельная подготовка студентов проходят в компьютерном классе оборудованном современной компьютерной техникой, программным обеспечением, проектором;
- для проведения занятий используются как стандартные офисные приложения;
- учебно-методический материал представлен в форме авторских электронных презентаций и книг.
. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
(Содержание дисциплины, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий)
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Контактная работа / контактные часы |
Самостоятельная работа часы |
Формы текущего/ рубежного контроля |
|
|||||||||||||
Аудиторные часы |
Электрон ная форма обучения час (Элек) |
Индивид уальная консульта ция час (ИК) |
Конт. часы по промежу точной аттестации (Катт) |
Консульта ция перед экзаменом (КЭ) |
Конт. часы по промежуточной аттестации в период экз.сесии (Каттэк) |
формы |
часы в семестре |
Контроль/ СР в сессию |
|
|
||||||||
лекции |
Практи- ческие занятия |
Лабора-торные работы |
Всего Ауд |
в том числе интерактивные |
|
|||||||||||||
формы |
часы |
|
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
Тема 1. Сущность и структура платежной системы |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лит., П.з. |
46,67 |
1,66 |
Контрольная работа; Устные домашние задания; (эссе). Решение расчетно-аналитических, расчетно-графических заданий.Тестирование |
||
2. |
Тема 2. Национальная платежная система России. |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Лит., П.з. |
46,67 |
1,66 |
Контрольная работа; устные домашние задания; Решение расчетно-аналитических, расчетно-графических заданий.Тестирование |
||
3 |
Тема 3. Национальные и всемирные платежные системы |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Лит., П.з. |
46,67 |
1,66 |
Контрольная работа; устные домашние задания; |
||
4 |
Тема 4. Развитие платежных систем на основе банковских карт |
2 |
3 |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
|
Лит., П.з. |
46,67 |
1,66 |
Контрольная работа; Устные домашние задания; |
||
|
Итого: |
8 |
12 |
|
4 |
|
|
|
|
|
2 |
0,35 |
|
186,7 |
6,65 |
|
|
|
|
Экзамен |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Экзамен |
|
|
|
Всего по дисциплине: 216 |
8 |
12 |
|
4 |
|
|
|
|
|
2 |
0,35 |
|
186,7 |
6,65 |
|
|
|