I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Цель дисциплины

Целью учебной дисциплины «Расчетные и платежные системы» является формирование знаний об организации современной платежной системы РФ, основных направлений её развития, уровня и перспектив внедрения электронных платежей,  формирование профессиональных компетенций в области платежных и расчетных систем, охватывающей спектр основных понятий сферы платежей и расчетов, законодательные основы функционирования современных платежных систем с учетом международной практики, современные тенденции и механизмы обеспечения платежей и расчетов, а также вопросы регулирования рисков в современных платежных системах, а также формирование у обучающихся целостного представления об информационных системах и технологиях, используемых для решения задач в сфере финансов и банковского дела.

   Учебные задачи дисциплины

     Основными задачами изучения дисциплины являются: получение студентами знаний о

безналичных расчетах, платежной системе как экономической категории, выраженной в ее особенностях, задачах, функциях в современных экономических условиях; дать представление об основных категориях и принципах функционирования современных платежных систем; сформировать комплексное представление об этапах исторического развития платежной системы;

 проанализировать и сравнить отечественную и зарубежную практику законодательного регулирования платежных систем;  раскрыть теоретические и практические основы функционирования платежно-расчетной инфраструктуры, участников платежной системы и возникающих взаимосвязей;  охарактеризовать применяемые в банковской практике системы управления рисками в платежной системе; получить представление о специфике управления рисками платежных и расчетных систем.

 

1.3.Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования).

 

         Дисциплина  «Расчетные и платежные системы» относится к дисциплине по выбору ОПОП ВО по бакалавриату.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

2019 год поступления

Показатель объема дисциплины

Всего часов

очная

очно-заочная

заочная

Объем дисциплины в зачетных единицах

36 ЗЕТ

Объем дисциплины в часах

216

Контактная работа обучающихся с преподавателем (Контакт.часы), (всего)

44,35

44,35

 

1.      Аудиторная работа (Ауд.)всего:

42

42

 

в  том числе:

 

 

 

·         лекции

14

14

 

·         лабораторные занятия

-

-

 

·         практические занятия

28

28

 

2.Электронного обучения (Элек.)

 

 

 

3.Индивидуальные консультации (ИК)

(заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов)

-

-

 

4.Контактная работа по промежуточной аттестации (Катт) (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов)

-

-

 

5.Консультация перед экзаменом (КЭ)

2

2

 

6.Контактная работа по промежуточной аттестации в период экз.сессии /сессии заочников (Каттэк)

0,35

0,35

 

Самостоятельная работа, всего:

138

138

 

 том числе:

 

 

 

-самостоятельная работа в семестре (СР)

138

138

 

-самостоятельная работа в период экз.сессии (Контроль)

33,65

33,65

 

 

          Данный учебный курс является вариативным в цикле специальных дисциплин учебного плана подготовки специалистов. Изучение дисциплин базируется на знании дисциплин «Деньги, кредит, банки», « Финансовые вычисления», «Актуарные расчеты», « Финансовая математика»

            Изучение дисциплины «Расчетные и платежные системы» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Банковское дело», «Финансы», «Финансы государственно-частного партнерства».          

   1.4.Требования к результатам освоения содержания дисциплины

       В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

               ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

       ОПК-1-     способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

       ОПК-2-     способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

      ОПК-3-     способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

ПК-1 - способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований .

ПК-4-  способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

              ПК-8 - способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии

 

 

А) Общекультурные

       ОК-3 способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности

  В результате освоения компетенции   ОК-3  студент должен:

   1.Знать: основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических задач;

2.Уметь: применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач;

3. Владеть: методикой построения, анализа и применения стандартных теоретических и эконометрических моделей, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;   

    Б) Общепрофессиональные

       ОПК-1-     способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности

  В результате освоения компетенции   ОПК-1  студент должен:

1. Знать: современные информационные технологии; основы функционирования глобальных сетей

 2.Уметь: работать с современными средствами оргтехники; вести поиск информации в глобальных компьютерных сетях; осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы

 3.Владеть: навыками использования компьютерных технологий как средства управления информацией; навыками использования информации, полученной из сети интернет

 

       ОПК-2-     способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач

В результате освоения компетенции   ОПК-2  студент должен:

1. Знать: отечественные и зарубежные источники получения финансовой информации, схемы подготовки аналитических и финансовых отчетов; современные средства сбора, хранения и анализа информации, технические средства и информационные технологии; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;

 2.Уметь: работать с современными техническими средствами и информационные технологии; использовать источники экономической, социальной и управленческой информации; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей

 3.Владеть: современными компьютерными и информационными технологиями; навыками использования современных средств коммуникации и технических средств; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, процессов и явлений, выявления тенденций их изменения; навыками представления результатов аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи

 

      ОПК-3-     способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

       В результате освоения компетенции   ОПК-3  студент должен:

1. Знать: инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей оценки финансового состояния и кредитоспособности партнеров; содержание и формы финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств

        2.Уметь: обрабатывать инструментальными средствами экономические данные, анализировать их и применять полученные результаты для обоснования выводов для всесторонней финансовой оценки состояния организации; выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий

 3.Владеть: методологией экономического исследования; навыками применения современного математического инструментария для решения задач, связанных с расчетом параметров, необходимых для принятия решений в области оценки финансового состояния организации, кредитоспособности заемщиков, страховании рисков, фондовой привлекательности вложений.

В) Профессиональные

 ПК-1 - Способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований .

  В результате освоения компетенции   ПК-1  студент должен:

 1. Знать: источники получения данных для расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов финансово-кредитной и бюджетной сферы; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне финансово-кредитной сферы; инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей оценки финансового состояния и кредитоспособности партнеров

 2.Уметь: использовать источники экономической, социальной и управленческой информации в финансово-кредитной и бюджетной сфере; осуществлять анализ и обработку необходимых данных для решения поставленных задач в финансово-кредитной сфере; обрабатывать инструментальными средствами экономические данные, анализировать их и применять полученные результаты для всесторонней финансовой оценки состояния организации

 3.Владеть: современными методами сбора, обработки и анализа данных при решении поставленных экономических задач в области финансов и кредита; навыками применения современного математического инструментария для решения задач, связанных с расчетом параметров, необходимых для принятия решений в области оценки финансового состояния организации, кредитоспособности заемщиков, страховании рисков, фондовой привлекательности вложений;

 

   ПК-4 способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты

  В результате освоения компетенции   ПК-4  студент должен:

 1. Знать: основы математического анализа, линейной алгебры, теории вероятностей и математической статистики, необходимые для решения экономических и финансовых задач

 2.Уметь: применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования для решения экономических задач, обоснования целесообразности финансовых инвестиций

 3.Владеть: методикой построения, анализа и применения стандартных теоретических и эконометрических моделей для обоснования целесообразности финансовых инвестиций и кредитных вложений.

 

      ПК-8 - способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии

     В результате освоения компетенции   ПК-8  студент должен:

      1. Знать: современные средства сбора, хранения и анализа информации, специализированное программное обеспечение по финансам и кредиту

 2.Уметь: осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов с помощью специализированных компьютерных технологий в области финансов и кредита

 3.Владеть: современными компьютерными и информационными технологиями для решения аналитических и управленческих задач в финансово-кредитной системе

 

         1.5.Формы контроля

         Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом. Промежуточная аттестация предусмотрена учебным планом в 3 семестре – экзамен.

        Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования  «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Расчетные и платежные системы» осуществляется в соответствии с Приложением 1.

 

 


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть, понимать)

Образовательные технологии

 

ОК-3

ОПК-1

ОПК-2

ОПК-3

ПК-1

ПК-4

ПК-8

 

Тема 1. Сущность и структура платежной системы

    Понятие платежной системы и её основные участники. Роль ЦБ РФ в организации платежной системы. Классификация платежных систем. Риски платежных систем.     Эволюция и  основные этапы развития платежной  системы в России. Принципы    организации  платежных систем. Критерии классификации платежных систем. Нормативные и законодательные акты, обеспечивающие работы платежных систем. Основные виды рисков в платежных системах и пути их минимизации. Современное состояние платежной системы Банка России, проблемы и перспективы развития.

 

 

  ОК-3

ОПК-1

ОПК-2

ОПК-3

ПК-1

ПК-4

 

Знать:

 правовую базу и принципы организации безналичных расчетов в РФ; 

основные формы межхозяйственных расчетов за товары и услуги и в связке с выполнением финансовых обязательств; 

организацию межбанковских расчетов, в т.ч. порядок проведения электронных платежей через расчетную сеть ЦБ РФ; 

инструменты безналичных розничных платежей; 

понятия и виды обслуживания клиентов банка на основе электронных дистанционных систем (банк-клиент, телефонный банкинг, Интернет-банкинг). 

Уметь:

применять полученные теоретические знания на практике в любой области экономической жизни и, прежде всего в качестве клиента коммерческого банка, имеющего в банке счет основной деятельности (расчетный или текущий); 

использовать наиболее эффективные формы безналичных расчетов в электронном формате; 

работать с векселем, пластиковыми картами. 

Владеть:

 - методами решения информационных задач в сфере экономики на основе офисного пакета Microsoft Office;

лекции; практические занятия, письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические задания; консультации преподавателей;

самостоятельная работа студентов, тестирование

 

ОК-3

ОПК-1

ОПК-2

ОПК-3

ПК-1

ПК-4

ПК-8

Тема 2. Национальная платежная система России

Национальная  платежная система, основы формирования, проблемы и направления развития. Основные положения и этапы реализации ФЗ РФ №161 от 27.06.2011 «О национальной платежной системе РФ». Операторы платежных систем и предъявляемые к ним требования. Системно значимые и социально значимые платежные системы. Надзор и наблюдение в национальной платежной системе. Понятие и виды дистанционного банковского обслуживания. Виртуальный банк. 

ОК-3

ОПК-1

ОПК-2

ОПК-3

ПК-1

ПК-4

ПК-8

 

Знать об информационных и коммуникационных технологиях и автоматизированных информационных системах в сфере финансов и банковского дела. в глобальных и корпоративных компьютерных сетях.

Уметь применять информационные технологии и компьютерную технику для решения задач в сфере финансов и банковского дела..

Владеть инструментальными программными средствами для решения информационных задач в сфере финансов и банковского дела на основе офисного пакета Microsoft Office.

практические лекции; практические занятия, письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические за-дания; консультации преподавателей;

самостоятельная работа студентов тестирование

 

ОК-3

ОПК-1

ОПК-2

ОПК-3

ПК-1

ПК-4

ПК-8

Тема 3. Национальные и всемирные платежные системы

Платежные системы США Fedwire и  CHIPS.Европейские платежные системы. Всемирная межбанковская система  SWIFT. Система «банк-клиент». Телефонный банкинг. Интернет-банкинг. Платежная система TARGET2-Securities и ее роль в развитии рынка ценных бумаг Евросоюза. SEPA - единая зона платежей в евро: содержание, этапы формирования и ключевые показатели

ОК-3

ОПК-1

ОПК-2

ОПК-3

ПК-1

ПК-4

ПК-8

 

Знать:

 Платежные системы в экономически развитых странах; 

правовую базу и принципы организации безналичных расчетов в РФ; 

инструменты безналичных розничных платежей; 

понятия и виды обслуживания клиентов банка на основе электронных дистанционных систем (банк-клиент, телефонный банкинг, Интернет-банкинг). 

Уметь:

применять полученные теоретические знания на практике в любой области экономической жизни и, прежде всего в качестве клиента коммерческого банка, имеющего в банке счет основной деятельности (расчетный или текущий); 

использовать наиболее эффективные формы безналичных расчетов в электронном формате; 

работать с векселем, пластиковыми картами. 

Владеть:

 - методами решения информационных задач в сфере экономики на основе офисного пакета Microsoft Office;

лекции; практические занятия, письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические за-дания; консультации преподавателей;

самостоятельная работа студентов тестирование

 

1.            

Тема 4.Развитие  платежных систем на основе банковских карт

Виды пластиковых карт, используемых российскими коммерческими банками. Анализ эффективности и динамики  расчетов пластиковыми картами. Анализ региональных карточных программ. Проблемы расширения эквайринга коммерческими банками. Call-центры, их виды и роль в развитии операций с банковскими картами. Кобрендинговые карты как направление развития карточного бизнеса. Бесконтактные платежные карты.

 

ОК-3

ОПК-1

ОПК-2

ОПК-3

ПК-1

ПК-4

ПК-8

 

Знать:

 типы, структуру и организацию корпоративных информационных технологий;

основы функционирования платежных систем в экономически развитых странах; 

правовую базу и принципы организации безналичных расчетов в РФ; 

основные формы межхозяйственных расчетов за товары и услуги и в связке с выполнением финансовых обязательств; 

организацию межбанковских расчетов, в т.ч. порядок проведения электронных платежей через расчетную сеть ЦБ РФ; 

инструменты безналичных розничных платежей; 

понятия и виды обслуживания клиентов банка на основе электронных дистанционных систем (банк-клиент, телефонный банкинг, Интернет-банкинг). 

Уметь:

применять полученные теоретические знания на практике в любой области экономической жизни и, прежде всего в качестве клиента коммерческого банка, имеющего в банке счет основной деятельности (расчетный или текущий); 

использовать наиболее эффективные формы безналичных расчетов в электронном формате; 

работать с векселем, пластиковыми картами. 

Владеть:- методами решения информационных задач в сфере экономики на основе офисного пакета Microsoft Office;

лекции; практические занятия, письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические за-дания; консультации преподавателей;

самостоятельная работа студентов тестирование

 


 

 

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

 

В процессе освоения дисциплины «Расчетные и платежные системы» используются следующие образовательные технологии:

1. Стандартные методы обучения:

практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях

семинарские занятия, на которых обсуждаются основные теоретические вопросы государственного и муниципального управления , изложенные в лекциях, учебной литературе и на рекомендуемых сайтах Интернета;

самостоятельная работа студентов вне аудитории, в которую включается освоение некоторых вопросов, подготовку к устным опросам, тестам и к докладам, выполнение письменных аналитических домашних заданий с использованием информационных источников (лекции, учебники, статьи в периодической печати, сайты в сети Интернет);

самостоятельная работа студентов в аудитории, включающая ответы на вопросы преподавателя, выполнение тестовых заданий, выступление с докладами, участие в обсуждении выполненных домашних заданий;

консультации преподавателей.

2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

деловая игра - применяется в качестве средства активного обучения основным принципам устойчивого развития;

круглый стол - такая форма общения является наиболее эффективным средством обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов; формой обмена опытом и творческих инициатив; средством лучшего усвоения учебного материала.

тренинг - форма интерактивного обучения, целью которой является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения.


 

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

Рекомендуемая литература

 

Основная литература:

1. Ларина, О. И. Банковское дело. Практикум : учебное пособие для академического бакалавриата / О. И. Ларина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 234 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-07654-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433254

2. Костерина, Т. М. Банковское дело : учебник для среднего профессионального образования / Т. М. Костерина. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 332 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-00716-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433325 

3. Банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / Н. Н. Мартыненко, О. М. Маркова, О. С. Рудакова, Н. В. Сергеева ; под редакцией Н. Н. Мартыненко. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 217 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-08398-9. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/434559 

 

 

Дополнительная литература:

1. Тавасиев, А. М. Банковское дело в 2 ч. Часть 1. Общие вопросы банковской деятельности : учебник для академического бакалавриата / А. М. Тавасиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 186 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02381-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438408 

2. Тавасиев, А. М. Банковское дело в 2 ч. Часть 2. Технологии обслуживания клиентов банка : учебник для академического бакалавриата / А. М. Тавасиев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 301 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-02786-0. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/438409

3. Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 422 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09689-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428333

4. Банки и банковское дело в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Боровкова [и др.] ; под редакцией В. А. Боровковой. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-534-09687-3. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/428332

5. Банки и банковские операции : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. В. Иванов [и др.] ; под редакцией Б. И. Соколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 189 с. — (Бакалавр. Академический курс. Модуль). — ISBN 978-5-534-00095-5. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/433647 

6. Современная банковская система Российской Федерации : учебник для академического бакалавриата / Д. Г. Алексеева [и др.] ; ответственный редактор Д. Г. Алексеева, С. В. Пыхтин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 290 с. — (Бакалавр. Академический курс). — ISBN 978-5-9916-9371-4. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/437544 

 

 

4.2. Перечень электронно-библиотечных систем

1.                      Электронно-библиотечная система «Znanium»: http://znanium.com.

2.                      Электронно-библиотечная система          «Университетская    библиотека    online»: http://biblioclub.ru.

3.                      Электронно-библиотечная система «Юрайт»: http://www.biblio-online.ru.

4.                      Электронно-библиотечная система «BOOK.ru»: http://book.ru.

 

4.3. Перечень профессиональных баз данных

1.  Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (бесплатная версия)

2. Справочно-правовая система «Гарант» (бесплатная версия)

 

4.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1.                 Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru/

2.                 Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»: http://cyberleninka.ru

3.                 Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина: http://www.prlib.ru

4.                 Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/.

5.                 Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/.

 

4.5. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

№ п/п

Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем

Номера тем

1

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru

Все темы

2

Microsoft Оffice

Все темы

 

4.4.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы  обучающихся по дисциплине «Расчетные и платежные системы»:

 

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Тема 1 . Сущность и структура платежной системы

 

Литература:

Основная: [1]; [2]; [3]. [4]; [5].

Дополнительная: [2]; [4]; 6], [7].

Вопросы для самопроверки:

1.Эволюция и  основные этапы развития платежной  системы в России

2.Принципы    организации  платежных систем.

3.Критерии классификации платежных систем.

4.Нормативные и законодательные акты, обеспечивающие работы платежных систем.

5.Основные виды рисков в платежных системах и пути их минимизации.

6.Современное состояние платежной системы Банка России, проблемы и перспективы развития.

Вопросы для обсуждения

1.Принципы организации расчетных и платежных операций в кредитных организациях.

 2.Безналичные расчеты в кредитной организации.

3.Задачи, виды учета и контроля при налоговых отношениях в банковской деятельности;

4.Виды банковской деятельности.

5.Методы, регулирующие различные виды отношений в области банковской деятельности

Темы выступлений:

1 Международный опыт регулирования платежных систем

2 Регулирование деятельности платежных систем и наблюдение за ними в РФ

3. Риск ликвидности, правовой, операционный, кредитный риски, как основа возникновения

системного риска. Понятие системного риска.

4. Организация системы контроля рисков платежной системы

Тематика рефератов, докладов, эссе:

1. История развития платежных систем РФ

2. Расчетные и платежные системы РФ

3. История развития зарубежных платежных систем

4. Современные зарубежные платежные системы

 

Тема 2.Национальная платежная система России

 

Литература:

Основная: [1]; [2]; [3]. [4]; [5].

Дополнительная: [2]; [4]; 6], [7].

Вопросы для самопроверки:

1.      Национальная  платежная система, основы формирования, проблемы и направления развития.

2.      Основные положения и этапы реализации ФЗ РФ №161 от 27.06.2011 «О национальной платежной системе РФ».

3.      Операторы платежных систем и предъявляемые к ним требования.

4.      Системно значимые и социально значимые платежные системы.

5.      Надзор и наблюдение в национальной платежной системе.

 

Вопросы для обсуждения:

1 Понятие и сущность ликвидности

2 Расчет ликвидности

3. Платежные системы для крупных сумм (ПСКС)

4. Розничные платежные системы

5. Новые технологии в платежной системе: основные особенности и базовые понятия.

6.Риски в платежных и расчетных системах.

Задания для самостоятельной работы:

1.        Особенности институциональной инфраструктуры платежных систем России.

2.        Примеры функционирования системно-значимых платежных систем (на примере России или зарубежных стран).

3.         Роль социально-значимых платежных систем для развития экономики и решения социальных проблем (на примере России или зарубежных стран).

4.         Универсальная электронная карта (УЭК) и ее значение для развития платежной индустрии России.

5.         Перспективы развития Национальной системы платежных карт (НСПК)

6.        Межбанковские платежные системы: их роль и значение (на примере зарубежных стран).

7.         Электронные платежные системы (на примере России или зарубежных стран)

8.        Операторы платежных систем и предъявляемые к ним требования.

9.        Системно значимые и социально значимые платежные системы.

10.    Надзор и наблюдение в национальной платежной системе.

 

 

 

Тема 3. Национальные и всемирные платежные системы

 

Литература:

Основная: [1]; [2]; [3]. [4]; [5].

Дополнительная: [2]; [4]; 6], [7].

Вопросы для самопроверки:

1.      Платежные системы США Fedwire и  CHIPS.

2.      Европейские платежные системы.

3.      Всемирная межбанковская система  SWIFT.

4.      Национальная  платежная система, основы формирования, проблемы и направления развития.

5.      Основные положения и этапы реализации ФЗ РФ №161 от 27.06.2011 «О национальной платежной системе РФ».

 

Вопросы для обсуждения:

1 Понятие и сущность ликвидности

2 Расчет ликвидности

3. Платежные системы для крупных сумм (ПСКС)

4. Розничные платежные системы

5. Новые технологии в платежной системе: основные особенности и базовые понятия.

6.Риски в платежных и расчетных системах.

 

Задания для самостоятельной работы:

1.      Понятие платежное системы и ее составляющие

2.      Системы расчета по финансовым активам

3.      Разработка прикладных программ: общие принципы разработки, проектирование задачи.

4.      Разработка прикладных программ: программирование задачи.

5.      Разработка прикладных программ: внедрение и эксплуатация программы.

 

 

Тема 4 . Развитие  платежных систем на основе банковских карт

Литература:

Основная: [1]; [2]; [3]. [4]; [5].

Дополнительная: [2]; [4]; 6], [7].

Вопросы для самопроверки:

1.        Виды пластиковых карт, используемых российскими коммерческими банками.

2.        Анализ эффективности и динамики  расчетов пластиковыми картами.

3.        Анализ региональных карточных программ.

4.        Проблемы расширения эквайринга коммерческими банками.

5.        Call-центры, их виды и роль в развитии операций с банковскими картами.

6.        Кобрендинговые карты как направление развития карточного бизнеса

7.        Бесконтактные платежные карты.

 

Вопросы для обсуждения:

1 Понятие и сущность ликвидности

2 Расчет ликвидности

3. Платежные системы для крупных сумм (ПСКС)

4. Розничные платежные системы

5. Новые технологии в платежной системе: основные особенности и базовые понятия.

6.Риски в платежных и расчетных системах.

Задания для самостоятельной работы:

1.      Понятие платежное системы и ее составляющие

2.      Системы расчета по финансовым активам

3.      Разработка прикладных программ: общие принципы разработки, проектирование задачи.

4.      Разработка прикладных программ: программирование задачи.

5.      Разработка прикладных программ: внедрение и эксплуатация программы.

6.      Управление ликвидностью в платежных системах. Рекомендуется рассмотреть на примере одной из платежных систем – по выбору студента (командная работа приветствуется).

7.       Технология передачи финансовой информации SWIFT и ее использование в межбанковских расчетах и в платежных системах.

8.       Проблемы кооперации кредитных организаций и агентов по предоставлению платежных услуг. По выбору студента (командная работа приветствуется)

 

 

4.5.Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)

Дисциплина «Расчетные и платежные системы» обеспечена компьютерной техникой и программным обеспечением, а именно:

-   практические занятия и самостоятельная подготовка студентов проходят в компьютерном классе оборудованном современной компьютерной техникой, программным обеспечением, проектором;

-   для проведения занятий используются как стандартные офисные приложения;

-   учебно-методический материал представлен в форме авторских электронных презентаций и книг.


.  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

(Содержание дисциплины, структурированное  по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий)

Заочная форма обучения

 

№ п/п

 

 

Наименование разделов и тем

Контактная работа / контактные часы

Самостоятельная работа часы

Формы текущего/ рубежного контроля

 

Аудиторные часы

Электрон

ная форма обучения час (Элек)

Индивид

уальная консульта

ция час (ИК)

Конт. часы по промежу

точной аттестации (Катт)

Консульта

ция перед экзаменом (КЭ)

Конт. часы по промежуточной аттестации в период экз.сесии (Каттэк)

формы

часы в семестре

Контроль/ СР в сессию

 

 

лекции

Практи- ческие занятия

Лабора-торные работы

Всего Ауд

в  том числе интерактивные

 

формы

часы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

Тема 1. Сущность и структура платежной системы

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лит., П.з.

46,67

1,66

Контрольная работа;

 Устные домашние задания;
темы докладов,рефератов

(эссе). Решение расчетно-аналитических, расчетно-графических заданий.Тестирование

2.

Тема 2. Национальная платежная система России. 

2

3

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Лит., П.з.

46,67

1,66

Контрольная работа;

устные домашние задания;
темы докладов,рефератов (эссе)

Решение расчетно-аналитических, расчетно-графических заданий.Тестирование

3

Тема 3.

Национальные и всемирные платежные системы

2

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лит., П.з.

46,67

1,66

Контрольная работа;

устные домашние задания;
2темы докладов,рефератов (эссе); Решение расчетно-аналитических, расчетно-графических заданий.тестирование

4

Тема 4.

Развитие  платежных систем на основе банковских карт

2

3

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Лит., П.з.

46,67

1,66

Контрольная работа;

Устные домашние задания;
темы докладов,рефератов (эссе).Решение расчетно-аналитических, расчетно-графических заданий.Тестирование

 

Итого:

8

12

 

4

 

 

 

 

 

2

0,35

 

186,7

6,65

 

 

 

Экзамен

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзамен

 

 

Всего по дисциплине: 216

8

12

 

4

 

 

 

 

 

2

0,35

 

186,7

6,65