Цель и задачи освоения дисциплины

Целью учебной дисциплины «Институциональные аспекты анализа финансовой отчетности в различных экономических субъектах» является формирование экономических знаний об основных категориях, принципах, формах, приемах и методах анализа финансовой отчетности и их использовании в различных сферах деятельности; формирование у магистрантов знаний по анализу финансовой отчетности организаций и на этой основе принятия соответствующих управленческих решений, а также повышение уровня достоверности оценки бизнеса и управленческой работы.

 Задачи дисциплины:

Для реализации поставленной цели, в процессе преподавания курса решаются следующие задачи:

– формирование глубокого понимания концепций, лежащих в основе методологии институциональных аспектов анализа финансовой отчетности;

– выявление дискуссионных аспектов теории анализа финансовой отчетности и основных направлений дальнейшего их исследования;

– развитие навыков адекватного выбора аналитических инструментов обоснования решений по основным объектам управления: стратегии развития компании; инвестиционной политике; операционной деятельности; финансированию коммерческой организации; ее деловым, инвестиционным и финансовым рискам;

– развитие практических навыков анализа финансовой отчетности в рамках взаимодействия предприятий с внешней средой окружения;

– получение знаний и практических умений по формированию необходимой и достаточной информационной базы различных направлений анализа финансовой отчетности.

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина ««Институциональные аспекты анализа финансовой отчетности в различных экономических субъектах»», относится к вариативной части учебного плана.

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

Таблица 2.

Формируемые компетенции

(код и наименование компетенции)

Индикаторы достижения компетенций

(код и наименование индикатора)

Результаты обучения

(знания, умения)

ПК-1 Способен   обосновать подходы, исследуемые в бизнес-аналитике

ПК 1.2. Определяет подход к работе с информацией бизнес-анализа

ПК 1.2. З-1.Знает программные средства бизнес-аналитики и методы финансового анализа для применения их в работе с информацией бизнес-анализа

ПК 1.2. У-1. Умеет применять программные средства бизнес-аналитики и финансового анализа при определении подхода к работе с информацией бизнес-анализа

 

 

ПК 1.4.- Определяет подход к разработке различных типов требований

ПК 1.4. З-1 Знает   методы анализа предпринимательских рисков и стратегического анализа для разработки различных типов требований

ПК 1.4. Умеет. У-1.Умеет использовать методы стратегического анализа для разработки различных типов требований.

 

ПК-2. Способен руководить бизнес-анализом

ПК  2.1. Разрабатывает требования к ресурсному обеспечению бизнес-анализа

ПК-2.1. З-1. Знает методы внутрифирменного финансового контроллинга и бизнес-анализа в маркетинговой деятельности для разработки требований к ресурсному обеспечению бизнес-анализа.

ПК 2.1.. У-1 Умеет разрабатывать требования к ресурсном обеспечению бизнес-анализа на основе применения методов внутрифирменного финансового контроллинга и бизнес-анализа

 

II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

этапы формирования и критерии оценивания сформированности компетенций

 очная форма обучения – прием 2021 год

Таблица 3

№ п/п

Наименование раздела, темы дисциплины

Трудоемкость*, академические часы

Индикаторы достижения компетенций

(из Таблицы 2)

Результаты обучения**

(знания, умения)

(из Таблицы 2)

Учебные задания для аудиторных занятий

Текущий контроль

Задания для творческого рейтинга (по теме(-ам)/ разделу или по всему куру в целом)

 

 

Лекции

Практические  занятия

Лабораторные занятия

Практическая подготовка

Самостоятельная работа

Всего

 

Семестр   1

 

 

1.

Тема 1. Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности в системе управления коммерческой организацией

Место и роль финансового анализа в системе управления. Место анализа финансовой отчетности в системе видов экономического анализа деятельности организации.

Понятие, виды и значение бухгалтерской отчетности. Пользователи отчетной информации. Состав и представление бухгалтерской отчетности. Принципы составления финансовой отчетности. Элементы финансовой отчетности и их денежная оценка. Влияние инфляции на показатели финансовой отчетности. Содержание финансовой отчетности.

.

1

1

-

-

10

12

ПК-1.2.,

ПК-1.4. ПК-2.1.

ПК-1.2.,

ПК-1.4. ПК-2.1.

Р.а.з,О,Э,Д,К

Т.

Э.

2.

Тема 2.Анализ формы «Бухгалтерский баланс»

Баланс как денежный измеритель состояния хозяйства на определенный момент. Вертикальный и горизонтальный анализ баланса.

Разработка аналитического баланса и оценка на его основе финансовой устойчивости и ликвидности.

Методики балльной оценки финансового состояния. Анализ результативности деятельности.

1

1

-

-

10

12

ПК-1.2.,

ПК-1.4. ПК-2.1.

ПК-1.2.,

ПК-1.4. ПК-2.1.

Р.а.з,О,Э,Д,К

Т.

Э.

3.

Тема 3 Методические основы анализа финансовой отчетности

Содержание, цели, принципы, задачи и последовательность анализа финансовой отчетности . Классификация методов и способов финансового анализа. Приемы и принципы финансового анализа  Факторный метод анализа

1

1

 

 

10

12

ПК-1.2.,

ПК-1.4. ПК-2.1.

ПК-1.2.,

ПК-1.4. ПК-2.1.

 

 

 

4.

Тема 4.Анализ формы «Отчет о финансовых результатах»

 Особенности анализа отчета о

прибылях и убытках. Трендовый анализ реализации продукции и обоснование устойчивого тренда. Анализ и оценка

структуры затрат и доходов организации. Оценка эффективности управленческих и коммерческих расходов. Анализ рентабельности продаж, финансовых вложений и экономической рентабельности.5 Аналитическое использование отчета о прибылях и убытках в оценке доходности деятельности предприятия.

 

 

1

1

-

-

10

12

ПК-1.2.,

ПК-1.4. ПК-2.1.

ПК-1.2.,

ПК-1.4. ПК-2.1.

Р.а.з,О,Э,Д,К

Т.

Д.

5.

Тема 5Анализ формы «Отчет об изменениях капитала»

Источники финансирования активов. Критерии оценки структуры капитала. Рентабельность собственного капитала и факторы, на нее влияющие. Показатель «рентабельность –финансовый риск». Оценка оптимальной структуры капитала.

 

1

1

-

-

10

12

ПК-1.2.,

ПК-1.4. ПК-2.1.

ПК-1.2.,

ПК-1.4. ПК-2.1.

Р.а.з,О,Э,Д,К

Т.

Д.

6.

Тема 6. Анализ формы «Отчет о движении денежных средств»

Оценка интенсивности денежного потока и оценка результативности производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности. Прямой и косвенный методы анализа движения денежных потоков. Оценка чистого денежного

потока. Использование анализа денежных потоков в оценке платежеспособности организации. Использование отчета о движении денежных средств для оперативного финансового планирования и контроля за движением денежных потоков.

 

1

1

 

 

10

12

ПК-1.2.,

ПК-1.4. ПК-2.1.

ПК-1.2.,

ПК-1.4. ПК-2.1.

 

 

 

 

Итого:

6

6

-

-

60

72

 

 

Гр.д.

К.

Ин.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экзамен


III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Институциональные аспекты анализа финансовой отчетности в различных экономических субъектах» обеспечена:

 − учебной аудиторией для проведения занятий лекционного типа, оборудованной мультимедийными средствами обучения для демонстрации лекций – презентаций, учебно– наглядными пособиями, набором демонстрационного оборудования

− учебной аудиторией для проведения занятий семинарского типа (практические занятия), курсового проектирования, для групповых и индивидуальных консультаций, промежуточной аттестации, оборудованной учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для предоставления учебной информации студентам;

− компьютерным классом с комплектом лицензионного программного обеспечения Microsoft Office, в том числе со справочными правовыми системами «Консультант Плюс», «Гарант»;

− помещениями для самостоятельной работы, оснащенной компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспеченной доступом в электронную информационно – образовательную среду Университета.

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 Основная литература

 1.    Илышева Н.Н., Крылов С.И. Анализ финансовой отчетности: учебник / Н.Н. Илышева, С.И Крылов.  – Эл.изд. – 1 файл pdf:370 с.- М.: Финансы и статистика, 2021. – Текст электронный. https://znanium.com/read?id=370926

2.    Анализ финансовой отчетности : учебник/ под ред. М.А.Вахрушиной. 4-е изд., перераб/ и доп. – Москва: ИНРА-М, 2021. – 434 с. + Доп. материалы  [Электронный ресурс]/ - (Высшее образование: Бакалавриат). https://znanium.com/read?id=370926

 

Дополнительная литература:

 1.Агеева, О.А. Бухгалтерский учет и анализ: в 2 ч. – ч. 1: бухгалтерский учет : учебник для академического бакалавриата / О.А. Агеева, Л.С.Шахматова. – М. : Изд-во «ЮРАЙТ», 2019 – 273 с. (серия: бакалавр. академический курс).

2. Александровская, Ю. П. Математические методы финансового анализа : учеб. пособие / Ю. П. Александровская. – Казань : Казанский национальный исследовательский технологический университет, 2017 – 128 c. –режим доступа : http://www.iprbookshop.ru/79319.html

3. Бухгалтерская ( финансовая) отчетность: учебное пособие/ Л.В. Пономарева, Н.Д. Стельмашенко. – Москва: Вузовский учебник: ИНРА-М, 2020. – 224 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс]. https://znanium.com/read?id=355740

4.Богданова, Ж. А. Применение бухгалтерской финансовой отчетности как основного источника информации при анализе платежеспособности организации // инновационная наука. – 2017 – № 4–1. – режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-buhgalterskoy-fi-nansovoy-otchetnosti-kak-osnovnogo-istochnika-informatsii-pri-analize-platezhesposobnosti-organizatsii

5.Григорьева, Т И. Финансовый анализ для менеджеров: оценка, прогноз : учебник для бакалавриата и магистратуры / Т.И.Григорьева – 3-еизд., перераб. и доп. – М. : изд-во «ЮРАЙТ», 2019 – 486 с. (серия: бакалавр и магистр. академический курс).

 

 

     Нормативные правовые документы:

 

1.          Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ  - КонсультантПлюс. [Элек­трон. ресурс].

2.              Приказ Минфина России от 20.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности организаций» (с изменениями внесенными приказами Минфина России от 05.10.2011 № 124н, от 17.08.2012 № 113н, от 04.12.2012 № 154н, от 06.04.2015 № 57н, от 19.04.2019 № 61н) https://docs.cntd.ru/document/902226603

3.              Федеральный закон «О бухгалтерском учете». – М: Издательство РИОР, 2006. – 19 с. № 402 ФЗ 

4.          Положение по  бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации"  ПБУ 4/99 (утверждено приказом Минфина России от 06.07.99 № 43н, с изменениями от 18.09.2006 № 115н, от 08.11.2010 г. № 142н)

5.          Методологические рекомендации по проведению анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=284466

  

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫХ СИСТЕМ

1.  http://www.consultant.ru - Справочно-правовая система Консультант Плюс;

2.  http://www.garant.гu - Справочно-правовая система Гарант.

 ПЕРЕЧЕНЬ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

В настоящее время не используется

 

ПЕРЕЧЕНЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ БАЗ ДАННЫХ

1.   http://www.gks.ru/  - Росстат – федеральная служба государственной статистики

2.   http://www.iep.ru/ru/publikatcii/categories.html-

Федеральный образовательный портал. Экономика.  Социология. Менеджмент  

3.   https://www.nalog.ru/rn39/program/ -  База программных  средств налогового учета

4.   https://rosmintrud.ru/opendata - База открытых данных Минтруда России

5.   www.economy.gov.ru  - Базы данных Министерства экономического развития и торговли России

6.   www.minfin.ru – База данных Минфина России

7.   http://www.siteresourses.worldbank.org – База открытых данных Всемирного банка.

8.   http://www.fincen.gov/ - База открытых данных Financial Crimes Enforcement Network (FinCEN)

9.   http://www.aup.ru/ Административно-Управленческий портал – Публикации по экономике, финансам, менеджменту и маркетингу

10.                    http://www.cfin.ru/ корпоративный менеджмент. - Материалы и публикации по всем отраслям менеджмента.

http://www.ifac.org/ - Информационный ресурс Международной Федерации Бухгалтеров

 

ПЕРЕЧЕНЬ РЕСУРСОВ ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ "ИНТЕРНЕТ", НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.       Электронная библиотека НИБЦ РЭУ им. Г. В. Плеханова (ЭБ_НИБЦ). Режим

доступа: http://liber.rea.ru/login.php

2.       Научно-образовательный портал Znanium. Режим доступа:https: //new.znanium. com/

3.       Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online». Режим

доступа: http: //bibl ioclub.ru/

4.       Электронно-библиотечная система           «IPRbooks».     Режим доступа:http:

//www.iprbookshop .ru/

5.       Электронно-библиотечная система «Лань». Режим доступа: httus://e.lanbook.com/

6.       Электронная библиотека Издательского дома «Гребенников». Режим доступа:

https://grebennikon.ru/

7.       Электронно-библиотечная система           издательства    «Юрайт».        Режим        доступа:

https://urait.ru/

8.       Электронно-библиотечная система BOOK.ru. Режим доступа: https: //www. book.ru/

9.       БД издательства Elsevier (Scopus, SciVal, Science Direct). Режим доступа: https://www.scopus.com/, https: //www.scival .com/landing, https://www.sciencedirect.com/

10.    Поисковая платформа       Web     of         Science.           Режим доступа:

https://apps.webofknowledge.com/WOS_GeneralSearch_input.do?product=WOS&search_mode=G eneralSearch&SID=D2NabcUVqdLkFSmk5oX&preferencesSaved=

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ДИСЦИПЛИНЕ, ВКЛЮЧАЯ ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

  1. Операционная система Windows 10, Microsoft Office Professional Plus: 2019 год (MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Access)
  2. АнтивирусDr.Web Desktop Security Suite Комплексная защита
  3. Браузер Google Chrome
  4. Adobe Photoshop
  5. Adobe Premiere
  6. Power DVD
  7. Media Player Classic
  8. FreePascal
  9. CINEMA 4
  10. Mozilla FireFox
  11. Программное обеспечение "Антиплагиат"

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Институциональные аспекты анализа финансовой отчетности в различных экономических субъектах» » обеспечена:

для проведения занятий лекционного типа:

-      учебной аудиторией, оборудованной учебной мебелью, мультимедийными средствами обучения для демонстрации лекций-презентаций;

для проведения занятий семинарского типа (практические занятия, лабораторные занятия):

-      учебной аудиторией, оборудованной учебной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации;

для самостоятельной работы, в том числе для курсового проектирования:

-      помещением для самостоятельной работы, оснащенным компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа к электронной информационно-образовательной среде университета.