Контакты:
-
ИП
Ирина ПодгайнаяУчитель
Целью учебной дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» является:
формирование у студентов системы знаний в области теории государственных и муниципальных финансов, а также навыки практической работы в бюджетной сфере.
Задачами дисциплины являются: научить студентов свободно владеть финансовой терминологией, ориентироваться в действующем финансовом законодательстве России, современной финансовой политике государства и финансовой ситуации в стране; раскрыть структуру финансовой системы России, организацию государственного управления финансами, источники и порядок формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов (организаций и предприятий), роль финансов в решении социально-экономических проблем России и в развитии международных экономических отношений; уметь анализировать социально-значимые финансовые проблемы и процессы, происходящие в обществе; развить умение прогнозировать возможное развитие процессов в области государственных и муниципальных финансов в будущем; выработать способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет по финансовым вопросам.
1.3.Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)
Дисциплина «Государственные и муниципальные финансы», относится к вариативной части учебного плана.
Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин:
«Расчетные и платежные системы», «Банковское дело», «Математические методы финансового анализа».
Для успешного освоения дисциплины «Финансы государственно-частного партнерства» студент должен:
1. Знать содержание и формы финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, финансовых, кредитных, страховых и биржевых организаций, ведомств (ОПК-2; ПК-5; ПК-21;ПК-23);.
2. Уметь осуществлять бизнес-проектирование, разрабатывать самостоятельно и в составе команды бизнес-проекты; контролировать их выполнение и оценивать эффективность; реализовать проекты по реинжинирингу бизнес-процессов; (ПК-5; ПК-21;ПК-23).
3. Владеть методологией экономического исследования и использования полученных сведений для принятия управленческих решений на различных уровнях финансово-кредитной системы. (ПК-5; ПК-21;ПК-23).
Изучение дисциплины «Финансы государственно-частного партнерства» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Инвестиции в реальный сектор экономики», «Оценка стоимости бизнеса», «Финансовая политика компании»
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
(Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
А) Общепрофессиональные
ОПК-2 -способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач
В результате освоения компетенции ОПК-2 студент должен:
1. Знать: отечественные и зарубежные источники получения финансовой информации, схемы подготовки аналитических и финансовых отчетов; современные средства сбора, хранения и анализа информации, технические средства и информационные технологии; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
2. Уметь: работать с современными техническими средствами и информационные технологии; использовать источники экономической, социальной и управленческой информации; анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
3. Владеть: современными компьютерными и информационными технологиями; навыками использования современных средств коммуникации и технических средств; современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных; современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, процессов и явлений, выявления тенденций их изменения; навыками представления результатов аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи
Б) Профессиональные
ПК-5-способностью интерпретировать полученные результаты анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
В результате освоения компетенции ПК - 5 студент должен:
1. Знать: содержание и формы финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся в отчетности предприятий различных форм собственности, финансовых, кредитных, страховых и биржевых организаций, ведомств;
2. Уметь: выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий
3. Владеть: методологией экономического исследования и использования полученных сведений для принятия управленческих решений на различных уровнях финансово-кредитной системы.
ПК-23 - способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ПК-23).
В результате освоения компетенции ПК-23 студент должен:
1. Знать: - источники информации, законодательные и другие нормативные акты по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления.
2. Уметь: - выявить отклонения при реализации мероприятий финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления; - принимать меры по реализации выявленных в мероприятиях по проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления отклонений.
3. Владеть: - навыками самостоятельного применения мер по результатам реализации выявленных в мероприятиях по проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления отклонений.
Вид деятельности: расчетно-финансовая деятельность; аналитическая деятельность ; научно-исследовательская деятельность; расчетно-экономическая деятельность; организационно-управленческая; расчетно-финансовая деятельность.
ПК-21 - способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.
В результате освоения компетенции ПК-21 студент должен:
1.Знать: - источники информации, законодательные и другие нормативные акт, регулирующие финансовое планирование организаций; основные принципы построения системы финансового планирования в организациях; действующие механизмы финансовых взаимоотношений организаций с другими организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.
2. Уметь: - составлять финансовые планы организации; - обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления.
3.Владеть: - навыками самостоятельного составления финансовых планов организации.
Формы контроля по плану 2017 года приема
Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.
Промежуточная аттестация в 6 семестре – экзамен
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» осуществляется в соответствии с разделом VIII.
и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения образовательной программы
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (темы) |
Содержание |
Формируемые компетенции |
Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) |
Образовательные технологии |
Семестр 6. Раздел 1. Понятие о государственных и муниципальных финансах |
|||||
1. |
Тема 1. Содержание и роль государственных и муниципальных финансов |
Содержание и назначение государственных и муниципальных финансов, условия их возникновения. Роль государственных и муниципальных финансов в регулировании социально-экономических процессов. Становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов. Современные теоретические представления о содержании и границах государственных и муниципальных финансов. Факторы, влияющие на организацию государственных и муниципальных финансов. Задачи и принципы организации государственных и муниципальных финансов. Формы организации государственных и муниципальных финансов. Организация государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации, ее нормативное правовое обеспечение. Состав государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации. Правовые основы организации государственных и муниципальных финансов в зарубежных государствах. Особенности организации государственных и муниципальных финансов в федеративных и унитарных зарубежных государствах. |
ОК-6, ОПК-1, ОПК-4, ПК-1, ПК-9
|
Знать: - законодательную базу и нормативно-правовые акты в области организации государственных и муниципальных финансов, - сущность государственных и муниципальных финансов, их роль в современных условиях развития экономики Уметь: - применять нормативные правовые акты, регулирующие организацию государственных и муниципальных финансов, - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие Владеть: - способами использования законодательной базы и нормативно-правовых актов в области государственных и муниципальных финансов, - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методиками сбора, расчета и анализа показателей качества управления государственными и муниципальными финансами
|
Интерактивная лекция. Практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях. Анализ деловой ситуации на основе кейс-метода и имитационных моделей. Тестирование |
2. |
Тема 2. Финансовая система и ее общая структура. Система децентрализованных финансов |
Понятие и основные элементы организации финансовой системы. Состав основных элементов централизованной и децентрализованной финансовых систем. Общность и различия в их организации. Общее содержание элементов децентрализованной системы финансов. Роль децентрализованных финансов в организации и обеспечении функционирования экономики. Роль государства в обеспечении функционирования децентрализованной финансовой системы. Основные цели и инструменты ее государственного регулирования. Общая характеристика системы централизованных финансов и ее состав. Характеристика, место и роль в организации экономики государственного бюджета. Региональные и муниципальные бюджеты. Специальные государственные и территориальные внебюджетные фонды. Их роль в решении социальных проблем и организации финансирования долгосрочных инвестиций в экономике. Государственный кредит, его структура и влияние на экономические процессы. Государственное обязательное и добровольное страхование: необходимость и роль в современной экономике. Специальные государственные финансовые резервы: общая характеристика и назначение. |
ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9
|
Знать: - механизм функционирования государственных и муниципальных финансов, основы организации финансов хозяйствующих субъектов, - состав финансовой системы страны Уметь: - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие, - представлять результаты исследовательской и аналитической работы в форме аналитических записок, заключений, информационного обзора, доклада Владеть: - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методами проведения аналитической работы в виде заключений, информационного обзора, доклада
|
Лекция. Практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях. Расчетно-аналитические, расчетно-графические задания. Тестирование |
3. |
Тема 3. Финансовая политика |
Понятие, принципы и задачи финансовой политики государства. Финансовый механизм государства. Типы финансовой политики. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе. |
ОПК-1, ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9
|
Знать: - содержание и основы управления финансами, задачи и систему финансового контроля Уметь: - оценивать показатели исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, использовать их в ходе разработки предложений по совершенствованию механизма формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие Владеть: - анализом данных о бюджетном устройстве РФ, финансовом контроле, органах финансового управления, - способностью принятия практических верных финансовых решений |
Интерактивная лекция. Практические занятия. Обсуждение подготовленных студентами эссе. Расчетно-аналитические, расчетно-аналитические задания. Тестирование |
Семестр 6. Раздел 2. Государственные финансы Российской Федерации |
|||||
4. |
Тема 4. Государственный бюджет |
Сущность государственного бюджета, его экономическая роль. Бюджет как основной финансовый план государства. Бюджетная политика государства. Бюджетные гранты и их влияние на производство и потребление. Проблема выбора методов финансирования государственных и муниципальных расходов. Бюджетное планирование и его роль в организации экономики общественного сектора, регулировании рыночного сектора, снижении уровня неопределенности и уменьшении коммерческих и предпринимательских рисков. |
ОПК-1, ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9
|
Знать: - содержание и основы управления финансами, - содержание государственных и муниципальных финансов Уметь: - оценивать показатели исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, использовать их в ходе разработки предложений по совершенствованию механизма формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие Владеть: - анализом данных о бюджетном устройстве РФ - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методиками сбора, расчета и анализа показателей формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов |
Практические занятия. Обсуждение подготовленных студентами эссе. Расчетно-аналитические, расчетно-графические задания.Тестирование |
5. |
Тема 5. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетная классификация |
Понятие и структура бюджетной системы. Принципы построения бюджета. Структура бюджетной классификации и ее роль в организации управления бюджетом. Классификация доходов бюджета. Экономическая, функциональная, ведомственная территориальная классификация расходов. Классификация расходов по целевым статьям. Классификация видов государственных долгов. Классификация источников покрытия бюджетного дефицита. Межбюджетные отношения: понятие, принципы. Современные проблемы совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации. |
ОПК-1, ОПК-4, ПК-6, ПК-9
|
Знать: - механизм функционирования государственных и муниципальных финансов, - содержание и основы управления финансами, задачи и систему финансового контроля, Уметь: - представлять результаты исследовательской и аналитической работы в форме аналитических записок, заключений, информационного обзора, доклада, - оценивать показатели исполнения бюджетов Владеть: - анализом данных о бюджетном устройстве РФ, - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методами проведения аналитической работы в виде заключений, информационного обзора, доклада |
Практические занятия. Расчетно-аналитические, расчетно-графические задания. Анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей.Тестирование
|
6. |
Тема 6. Организация бюджетного процесса в Российской Федерации |
Понятие и структура бюджетного процесса. Законодательная регламентация бюджетного процесса. Бюджетное послание Президента: содержание и роль в бюджетном процессе. Основные участники бюджетного процесса, их функции и полномочия. Состав документов и процедур, предшествующих разработке бюджета. Процедуры разработки проектов бюджетов. Процессы рассмотрения и утверждения бюджетов в трех чтениях в Государственной Думе. Роль Совета Федерации в бюджетном процессе. Реформирование бюджетного процесса. Бюджетное планирование и его инструменты. Трехлетний бюджет и годовые бюджеты. Бюджеты действующих и принимаемых обязательств. Проблема углубления ориентации бюджетного процесса на конечные результаты. БОР и его инструменты. Функциональный бюджет. Пути повышения гибкости бюджета и обеспечивающие их инструменты. Программно-целевое бюджетное планирование. Целевые комплексные программы. Совершенствование бюджетного учета и бюджетной классификации. Влияние организации бюджетного процесса на уровень и качество государственного управления. Реформа местного самоуправления и бюджетные механизмы ее реализации. |
ОПК-1, ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9 |
Знать: - содержание и основы управления финансами, задачи и систему финансового контроля, - содержание государственных и муниципальных финансов Уметь: - представлять результаты исследовательской и аналитической работы в форме аналитических записок, заключений, информационного обзора, доклада, - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие Владеть: - анализом данных о бюджетном устройстве РФ, финансовом контроле, органах финансового управления, - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методологией экономического исследования в области государственных и муниципальных финансов
|
Лекция. Практические занятия. Расчетно-аналитические, расчетно-графические задания. Анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей.Тестирование
|
7. |
Тема 7. Доходы и расходы бюджетов |
Классификация доходов бюджетов. Налоговые и неналоговые доходы. Собственные и регулирующие доходы бюджетов. Классификация расходов бюджетов: функциональная, ведомственная, экономическая. Сбалансированность бюджетов. Бюджетный дефицит: причины возникновения и источники покрытия. |
ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9 |
Знать: - особенности процесса обработки данных по профициту, дефициту, доходам, расходам бюджетов всех уровней для решения общеэкономических задач, - содержание государственных и муниципальных финансов Уметь: - выявлять и обобщать информацию о государственных и муниципальных финансах, - давать оценку устойчивости бюджетов, - анализировать качество управления государственными и муниципальными финансами, определять условия и направления совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению финансовыми ресурсами, - оценивать показатели исполнения бюджетов Владеть: - анализом данных о финансовом контроле - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методами проведения аналитической работы в виде заключений, информационного обзора, доклада, - методиками сбора, расчета и анализа показателей формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов |
Письменные или устные домашние задания. Интерактивная лекция. Практические занятия. Обсуждение подготовленных студентами эссе. Расчетно-аналитические, расчетно-графические задания. Анализ деловой ситуации на основе кейс-метода и имитационных моделей. Тестирование
|
8. |
Тема 8. Государственный кредит и его роль в экономике |
Понятие и общее содержание государственного кредита. Место кредитов и займов в системе источников доходов государственного бюджета. Условия, сферы и ограничения применения государственных и муниципальных кредитов и займов. Проблемы взаимосвязи величины и структуры государственного долга и независимости политики государства, методы их решения. Формы государственного кредита и классификация государственных займов. Использование кредитов и займов в чрезвычайных обстоятельствах и для финансирования инвестиций. Государственный внутренний и внешний долг РФ. Уровень государственного долга, бюджетный дефицит и инфляция: проблемы взаимозависимости. Управление государственным долгом: принципы и методы. Государственного и муниципальное кредитование: цели, содержание, методы и ограничения. Объекты, формы и методы государственного кредитования. Государственный кредит как инструмент управления государственными финансовыми резервами. |
ОПК-2, ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9 |
Знать: - содержание и основы управления финансами, задачи и систему финансового контроля, - содержание государственных и муниципальных финансов Уметь: - осуществлять поиск информации для выполнения самостоятельного задания, сбор и анализ данных по государственным и муниципальным финансам, необходимых для решения поставленных задач, - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие Владеть: - способами сбора и обработки информации, необходимой в процессе управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами, - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методологией экономического исследования в области государственных и муниципальных финансов, - методиками сбора, расчета и анализа показателей эффективности управления государственным и муниципальным долгом |
Лекция. Практические занятия. Расчетно-аналитические, расчетно-графические задания. Анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей.Тестирование
|
9. |
Тема 9. Специальные внебюджетные фонды |
Понятие, назначение и необходимость внебюджетных фондов в решении экономических и социальных проблем общества. Внебюджетные фонды как особый механизм финансирования общественных расходов, цели и сфера его применения. Экономические и социальные внебюджетные фонды, их роль в решении проблем экономики и общества. Социальные внебюджетные фонды. Механизмы их финансирования. Проблема управления страховыми резервами. Роль внебюджетных фондов в финансировании долгосрочных инвестиций. Содержание и цели пенсионной реформы. Ресурсные и инфляционные ограничения пенсионной реформы, методы их преодоления. Социальное и медицинское страхование как инструменты социальной защиты населения и организации нормального воспроизводства человеческого капитала. Влияние организации медицинского страхования на качество медицинских услуг населению. |
ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9 |
Знать: - содержание государственных и муниципальных финансов Уметь: - давать оценку внебюджетных фондов, - оценивать показатели внебюджетных фондов, использовать их в ходе разработки предложений по совершенствованию механизма формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие Владеть: - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методами проведения аналитической работы в виде заключений, информационного обзора, доклада
|
Интерактивная лекция. Практические занятия. Письменные или устные домашние задания. Групповые дискуссии и проекты. Расчетно-аналитические, и расчетно-графические задания. Тестирование
|
10. |
Тема 10. Региональные и муниципальные финансы в финансовой системе общества |
Сущность и состав территориальных финансов. Основные экономические и социальные проблемы, решаемые на основе использования территориальных финансовых ресурсов. Правовая основа территориальных финансов. Региональные и муниципальные бюджеты. Межбюджетные отношения как инструмент обеспечения их сбалансированности. Методы межбюджетного финансирования. Бюджетные субсидии, субвенции, дотации, бюджетные кредиты. Межбюджетные трансферты. Доходы и расходы территориальных бюджетов. Территориальные внебюджетные фонды, региональный и муниципальный кредит: характеристика, направления и возможности использования. |
ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ПК-9 |
Знать: - особенности процесса обработки данных по профициту, дефициту, доходам, расходам бюджетов всех уровней для решения общеэкономических задач - содержание и основы управления финансами, задачи и систему финансового контроля Уметь: - выявлять и обобщать информацию о государственных и муниципальных финансах, - анализировать качество управления государственными и муниципальными финансами, определять условия и направления совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению финансовыми ресурсами Владеть: - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методами проведения аналитической работы в виде заключений, информационного обзора, доклада |
Интерактивные лекции. Практические занятия. Самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение письменных работ. Групповая дискуссия и проекты. Расчетно-аналитические, расчетно-графические задания.Тестирование |
Семестр 6. Раздел 3. Финансы в системе международных экономических отношений |
|||||
11. |
Тема 11. Интернационализация экономики и финансовая глобализация |
Тенденции развития мирового хозяйства. Роль финансов в развитии международных экономических отношений. Финансовая глобализация. Международные валютные отношения. Международные кредитно-финансовые организации. Платежный баланс Российской Федерации. |
ОПК-4, ПК-6, ПК-1, ПК-9 |
Знать: - содержание государственных и муниципальных финансов Уметь: - анализировать качество управления государственными и муниципальными финансами, определять условия и направления совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению финансовыми ресурсами, - представлять результаты исследовательской и аналитической работы в форме аналитических записок, заключений, информационного обзора, доклада Владеть: - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методологией экономического исследования в области государственных и муниципальных финансов |
Интерактивная лекция. Практические занятия. Консультация преподавателя. Расчетно-аналитические, расчетно-графические задания. Анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей. Тестирование |
Для заочной формы обучения
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (темы) |
Содержание |
Формируемые компетенции |
Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) |
Образовательные технологии |
||
Семестр 4. Раздел 1. Понятие о государственных и муниципальных финансах |
|||||||
1. |
Тема 1. Содержание и роль государственных и муниципальных финансов |
Содержание и назначение государственных и муниципальных финансов, условия их возникновения. Роль государственных и муниципальных финансов в регулировании социально-экономических процессов. Становление и развитие теории государственных и муниципальных финансов. Современные теоретические представления о содержании и границах государственных и муниципальных финансов. Факторы, влияющие на организацию государственных и муниципальных финансов. Задачи и принципы организации государственных и муниципальных финансов. Формы организации государственных и муниципальных финансов. Организация государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации, ее нормативное правовое обеспечение. Состав государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации. Правовые основы организации государственных и муниципальных финансов в зарубежных государствах. Особенности организации государственных и муниципальных финансов в федеративных и унитарных зарубежных государствах. |
ОК-6, ОПК-1, ОПК-4, ПК-1, ПК-9
|
Знать: - законодательную базу и нормативно-правовые акты в области организации государственных и муниципальных финансов, - сущность государственных и муниципальных финансов, их роль в современных условиях развития экономики Уметь: - применять нормативные правовые акты, регулирующие организацию государственных и муниципальных финансов, - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие Владеть: - способами использования законодательной базы и нормативно-правовых актов в области государственных и муниципальных финансов, - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методиками сбора, расчета и анализа показателей качества управления государственными и муниципальными финансами
|
Интерактивная лекция.
|
|
|
2. |
Тема 2. Финансовая система и ее общая структура. Система децентрализованных финансов |
Понятие и основные элементы организации финансовой системы. Состав основных элементов централизованной и децентрализованной финансовых систем. Общность и различия в их организации. Общее содержание элементов децентрализованной системы финансов. Роль децентрализованных финансов в организации и обеспечении функционирования экономики. Роль государства в обеспечении функционирования децентрализованной финансовой системы. Основные цели и инструменты ее государственного регулирования. Общая характеристика системы централизованных финансов и ее состав. Характеристика, место и роль в организации экономики государственного бюджета. Региональные и муниципальные бюджеты. Специальные государственные и территориальные внебюджетные фонды. Их роль в решении социальных проблем и организации финансирования долгосрочных инвестиций в экономике. Государственный кредит, его структура и влияние на экономические процессы. Государственное обязательное и добровольное страхование: необходимость и роль в современной экономике. Специальные государственные финансовые резервы: общая характеристика и назначение. |
ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9
|
Знать: - механизм функционирования государственных и муниципальных финансов, основы организации финансов хозяйствующих субъектов, - состав финансовой системы страны Уметь: - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие, - представлять результаты исследовательской и аналитической работы в форме аналитических записок, заключений, информационного обзора, доклада Владеть: - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методами проведения аналитической работы в виде заключений, информационного обзора, доклада
|
Лекция. Практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях. Расчетно-аналитические, расчетно-графические задания. Анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей. |
|
|
3. |
Тема 3. Финансовая политика |
Понятие, принципы и задачи финансовой политики государства. Финансовый механизм государства. Типы финансовой политики. Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе. |
ОПК-1, ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9
|
Знать: - содержание и основы управления финансами, задачи и систему финансового контроля Уметь: - оценивать показатели исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, использовать их в ходе разработки предложений по совершенствованию механизма формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие Владеть: - анализом данных о бюджетном устройстве РФ, финансовом контроле, органах финансового управления, - способностью принятия практических верных финансовых решений |
- |
|
|
Семестр 4. Раздел 2. Государственные финансы Российской Федерации |
|||||||
4. |
Тема 4. Государственный бюджет |
Сущность государственного бюджета, его экономическая роль. Бюджет как основной финансовый план государства. Бюджетная политика государства. Бюджетные гранты и их влияние на производство и потребление. Проблема выбора методов финансирования государственных и муниципальных расходов. Бюджетное планирование и его роль в организации экономики общественного сектора, регулировании рыночного сектора, снижении уровня неопределенности и уменьшении коммерческих и предпринимательских рисков. |
ОПК-1, ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9
|
Знать: - содержание и основы управления финансами, - содержание государственных и муниципальных финансов Уметь: - оценивать показатели исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, использовать их в ходе разработки предложений по совершенствованию механизма формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие Владеть: - анализом данных о бюджетном устройстве РФ - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методиками сбора, расчета и анализа показателей формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов |
Лекция. |
||
5. |
Тема 5. Бюджетное устройство Российской Федерации. Бюджетная классификация |
Понятие и структура бюджетной системы. Принципы построения бюджета. Структура бюджетной классификации и ее роль в организации управления бюджетом. Классификация доходов бюджета. Экономическая, функциональная, ведомственная территориальная классификация расходов. Классификация расходов по целевым статьям. Классификация видов государственных долгов. Классификация источников покрытия бюджетного дефицита. Межбюджетные отношения: понятие, принципы. Современные проблемы совершенствования межбюджетных отношений в Российской Федерации. |
ОПК-1, ОПК-4, ПК-6, ПК-9
|
Знать: - механизм функционирования государственных и муниципальных финансов, - содержание и основы управления финансами, задачи и систему финансового контроля, Уметь: - представлять результаты исследовательской и аналитической работы в форме аналитических записок, заключений, информационного обзора, доклада, - оценивать показатели исполнения бюджетов Владеть: - анализом данных о бюджетном устройстве РФ, - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методами проведения аналитической работы в виде заключений, информационного обзора, доклада |
Лекция.
|
||
6. |
Тема 6. Организация бюджетного процесса в Российской Федерации |
Понятие и структура бюджетного процесса. Законодательная регламентация бюджетного процесса. Бюджетное послание Президента: содержание и роль в бюджетном процессе. Основные участники бюджетного процесса, их функции и полномочия. Состав документов и процедур, предшествующих разработке бюджета. Процедуры разработки проектов бюджетов. Процессы рассмотрения и утверждения бюджетов в трех чтениях в Государственной Думе. Роль Совета Федерации в бюджетном процессе. Реформирование бюджетного процесса. Бюджетное планирование и его инструменты. Трехлетний бюджет и годовые бюджеты. Бюджеты действующих и принимаемых обязательств. Проблема углубления ориентации бюджетного процесса на конечные результаты. БОР и его инструменты. Функциональный бюджет. Пути повышения гибкости бюджета и обеспечивающие их инструменты. Программно-целевое бюджетное планирование. Целевые комплексные программы. Совершенствование бюджетного учета и бюджетной классификации. Влияние организации бюджетного процесса на уровень и качество государственного управления. Реформа местного самоуправления и бюджетные механизмы ее реализации. |
ОПК-1, ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9 |
Знать: - содержание и основы управления финансами, задачи и систему финансового контроля, - содержание государственных и муниципальных финансов Уметь: - представлять результаты исследовательской и аналитической работы в форме аналитических записок, заключений, информационного обзора, доклада, - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие Владеть: - анализом данных о бюджетном устройстве РФ, финансовом контроле, органах финансового управления, - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методологией экономического исследования в области государственных и муниципальных финансов
|
- |
||
7. |
Тема 7. Доходы и расходы бюджетов |
Классификация доходов бюджетов. Налоговые и неналоговые доходы. Собственные и регулирующие доходы бюджетов. Классификация расходов бюджетов: функциональная, ведомственная, экономическая. Сбалансированность бюджетов. Бюджетный дефицит: причины возникновения и источники покрытия. |
ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9 |
Знать: - особенности процесса обработки данных по профициту, дефициту, доходам, расходам бюджетов всех уровней для решения общеэкономических задач, - содержание государственных и муниципальных финансов Уметь: - выявлять и обобщать информацию о государственных и муниципальных финансах, - давать оценку устойчивости бюджетов, - анализировать качество управления государственными и муниципальными финансами, определять условия и направления совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению финансовыми ресурсами, - оценивать показатели исполнения бюджетов Владеть: - анализом данных о финансовом контроле - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методами проведения аналитической работы в виде заключений, информационного обзора, доклада, - методиками сбора, расчета и анализа показателей формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов |
Лекция. Практические занятия. Обсуждение подготовленных студентами эссе. Расчетно-аналитические, расчетно-графические задания. Письменные или устные домашние задания. Тест.
|
||
8. |
Тема 8. Государственный кредит и его роль в экономике |
Понятие и общее содержание государственного кредита. Место кредитов и займов в системе источников доходов государственного бюджета. Условия, сферы и ограничения применения государственных и муниципальных кредитов и займов. Проблемы взаимосвязи величины и структуры государственного долга и независимости политики государства, методы их решения. Формы государственного кредита и классификация государственных займов. Использование кредитов и займов в чрезвычайных обстоятельствах и для финансирования инвестиций. Государственный внутренний и внешний долг РФ. Уровень государственного долга, бюджетный дефицит и инфляция: проблемы взаимозависимости. Управление государственным долгом: принципы и методы. Государственного и муниципальное кредитование: цели, содержание, методы и ограничения. Объекты, формы и методы государственного кредитования. Государственный кредит как инструмент управления государственными финансовыми резервами. |
ОПК-2, ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9 |
Знать: - содержание и основы управления финансами, задачи и систему финансового контроля, - содержание государственных и муниципальных финансов Уметь: - осуществлять поиск информации для выполнения самостоятельного задания, сбор и анализ данных по государственным и муниципальным финансам, необходимых для решения поставленных задач, - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие Владеть: - способами сбора и обработки информации, необходимой в процессе управления государственными и муниципальными финансовыми ресурсами, - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методологией экономического исследования в области государственных и муниципальных финансов, - методиками сбора, расчета и анализа показателей эффективности управления государственным и муниципальным долгом |
Лекция. Практические занятия. Расчетно-аналитические, расчетно-графические задания. Анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей. Обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп.
|
||
9. |
Тема 9. Специальные внебюджетные фонды |
Понятие, назначение и необходимость внебюджетных фондов в решении экономических и социальных проблем общества. Внебюджетные фонды как особый механизм финансирования общественных расходов, цели и сфера его применения. Экономические и социальные внебюджетные фонды, их роль в решении проблем экономики и общества. Социальные внебюджетные фонды. Механизмы их финансирования. Проблема управления страховыми резервами. Роль внебюджетных фондов в финансировании долгосрочных инвестиций. Содержание и цели пенсионной реформы. Ресурсные и инфляционные ограничения пенсионной реформы, методы их преодоления. Социальное и медицинское страхование как инструменты социальной защиты населения и организации нормального воспроизводства человеческого капитала. Влияние организации медицинского страхования на качество медицинских услуг населению. |
ОПК-4, ПК-1, ПК-6, ПК-9 |
Знать: - содержание государственных и муниципальных финансов Уметь: - давать оценку внебюджетных фондов, - оценивать показатели внебюджетных фондов, использовать их в ходе разработки предложений по совершенствованию механизма формирования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, - проводить анализ финансов, их влияния на макроэкономическую стабильность и социальное развитие Владеть: - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методами проведения аналитической работы в виде заключений, информационного обзора, доклада
|
Практические занятия. Письменные или устные домашние задания. Групповые дискуссии и проекты. Расчетно-аналитические, расчетно-графические задания. Тест.
|
||
10. |
Тема 10. Региональные и муниципальные финансы в финансовой системе общества |
Сущность и состав территориальных финансов. Основные экономические и социальные проблемы, решаемые на основе использования территориальных финансовых ресурсов. Правовая основа территориальных финансов. Региональные и муниципальные бюджеты. Межбюджетные отношения как инструмент обеспечения их сбалансированности. Методы межбюджетного финансирования. Бюджетные субсидии, субвенции, дотации, бюджетные кредиты. Межбюджетные трансферты. Доходы и расходы территориальных бюджетов. Территориальные внебюджетные фонды, региональный и муниципальный кредит: характеристика, направления и возможности использования. |
ОПК-1, ОПК-2, ОПК-4, ПК-9 |
Знать: - особенности процесса обработки данных по профициту, дефициту, доходам, расходам бюджетов всех уровней для решения общеэкономических задач - содержание и основы управления финансами, задачи и систему финансового контроля Уметь: - выявлять и обобщать информацию о государственных и муниципальных финансах, - анализировать качество управления государственными и муниципальными финансами, определять условия и направления совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению финансовыми ресурсами Владеть: - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методами проведения аналитической работы в виде заключений, информационного обзора, доклада |
- |
||
Семестр 4. Раздел 3. Финансы в системе международных экономических отношений |
|||||||
11. |
Тема 11. Интернационализация экономики и финансовая глобализация |
Тенденции развития мирового хозяйства. Роль финансов в развитии международных экономических отношений. Финансовая глобализация. Международные валютные отношения. Международные кредитно-финансовые организации. Платежный баланс Российской Федерации. |
ОПК-4, ПК-6, ПК-1, ПК-9 |
Знать: - содержание государственных и муниципальных финансов Уметь: - анализировать качество управления государственными и муниципальными финансами, определять условия и направления совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления по управлению финансовыми ресурсами, - представлять результаты исследовательской и аналитической работы в форме аналитических записок, заключений, информационного обзора, доклада Владеть: - способностью принятия практических верных финансовых решений, - методологией экономического исследования в области государственных и муниципальных финансов |
- |
||
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины «Государственные и муниципальные финансы» используются следующие образовательные технологии:
1. Стандартные методы обучения:
· лекции;
· практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях;
· письменные или устные домашние задания;
· расчетно-аналитические, расчетно-графические задания;
· консультации преподавателей;
· самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, выполнение указанных выше письменных работ.
2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
· интерактивные лекции;
· анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей;
· обсуждение подготовленных студентами эссе;
· групповые дискуссии и проекты;
· обсуждение результатов работы студенческих исследовательских групп.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная литература:
- Финансы : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б. Поляка. — 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 735 с. - (Золотой фонд российских учебников). - ISBN 978-5-238-02166-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/102734 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027345
- Финансы: Учебное пособие / Лупей Н.А., Соболев В.И., - 3-е изд., исправ. и доп. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2018. - 448 с.: - (Бакалавриат) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/917623.
- Никитина, Н.В. Финансы организаций : учеб. пособие / Н.В. Никитина, С.С. Старикова. — 5-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. - 366 с. - ISBN 978-5-9765-1103-3. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042505
Дополнительная литература:
1. Финансы / Балакина А.П., Бабленкова И.И. - М.:Дашков и К, 2017. - 384 с.: ISBN 978-5-394-01500-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415398
2.Финансы : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. А. Слепова. — М. : Магистр : ИНФРАМ, 2017. — 336 с. (Бакалавриат) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/757850.
3. Финансы организаций: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, направлению подготовки «Финансы и кредит» / под ред. Н.В. Колчиной, О.В. Португаловой. — 6-е изд., перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 399 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»). - ISBN 978-5-238-02810-1. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1028461
Нормативно-правовые документы:
1. Конституция Российской Федерации.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации.
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации.
5. Федеральный закон от 20.08.2004 №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».
6. Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».
7. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
8. Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
9. Федеральный закон от 02.12.1990 № 359-1 «О банках и банковской деятельности».
10. Закон РФ от 31.12.1997 № 157-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».
11. Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».
12. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013).
13. Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
15. Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».
16. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
17. Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
18. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
20. Федеральный закон от 24.07.2002 № 11-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
- Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2012) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
- Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
24. Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».
- Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 26.12.2011) "О Федеральном казначействе".
- Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 25.12.2012) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора".
- Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 20.12.2012) "О Министерстве финансов Российской Федерации".
4.2. Перечень электронно-библиотечных систем
1. Электронно-библиотечная система «Znanium»: http://znanium.com
2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: http://biblioclub.ru.
3. Электронно-библиотечная система «Юрайт»: http://www.biblio-online.ru
4. Электронно-библиотечная система «BOOK.ru»: http://book.ru
4.3. Перечень профессиональных баз данных
1. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (бесплатная версия)
2. Справочно-правовая система «Гарант» (бесплатная версия)
4.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
2. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»: http://cyberleninka.ru
3. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина: http://www.prlib.ru
4. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru
5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru
4.5. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
№ п/п |
Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем |
Номера тем |
1 |
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru |
Все темы |
2 |
Microsoft Оffice |
Все темы |