Contacts:
-
ЮК
Юлия КиселевичУчитель
Целью изучения дисциплины «Финансы» является формирование у обучающихся фундаментальной теоретической базы и практических навыков в сфере современных финансов, в т.ч. глубоких знаний механизмов функционирования финансовых рынков, финансов органов власти, компаний и населения, навыков систематизации и анализа финансовой информации и ее интерпретации для решения типовых задач в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на разных этапахжизненного цикла.
Задачи дисциплины
В ходе изучения дисциплины «Финансы» решаются следующие задачи:
усвоение профессиональной терминологии, используемой в сфере финансовых отношений;
изучение базовых принципов организации и особенностей функционирования финансовой системы, включая персональные финансы, финансы организаций, государственные и муниципальные финансы;
изучение механизмов функционирования и параметров инструментов различных сегментов финансового рынка (кредитного, валютного, рынка ценных бумаг, страхового) с целью их использования в финансовой деятельности;
освоение принципов личного финансового планирования и ведения личного бюджета;
формирование навыков анализа источников информации о различных финансовых продуктах, особенностях и условиях их использования;
формирование навыков определения и анализа социально-экономических процессов и проблем, возникающих при функционировании финансовой системы и финансов отдельных ее участников;
изучение, анализ и интерпретация финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся вотчётности организаций и ведомств;
овладение основными приемами и навыками анализа кредитного, валютного, фондового и страхового рынков.
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Дисциплина «Финансы» относится к обязательной части учебного плана.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Показатели объема дисциплины | Всего часов по формам обучения | |||
очная | очно-заочная* | заочная* |
| |
Объем дисциплины в зачетных единицах | 3 ЗЕТ | |||
Объем дисциплины в акад. часах | 108 | |||
Промежуточная аттестация: форма | экзамен | - | - |
|
Контактная работа обучающихся с преподавателем (Контакт. часы), всего: | 38,35 | - | - |
|
Аудиторная работа (Ауд.), акад. часов всего, в том числе: | 36 | - | - |
|
лекции | 18 | - | - |
|
практические занятия | 18 | - | - |
|
лабораторные занятия | - | - | - |
|
в том числе практическая подготовка |
| - | - |
|
Индивидуальные консультации (ИК) |
| - | - |
|
Контактная работа по промежуточной аттестации (Катт) |
| - | - |
|
Консультация перед экзаменом (КЭ) | 2 | - | - |
|
Контактная работа по промежуточной аттестации в период экз. сессии / сессии заочников (Каттэк) | 0,35 | - | - |
|
Самостоятельная работа (СР), всего: | 36 | - | - |
|
в том числе: |
| - | - |
|
самостоятельная работа в период экз. сессии (СРэк) |
| - | - |
|
| 36 | - | - |
|
в том числе, самостоятельная работа на курсовую работу | - | - | - |
|
| - | - | - |
|
| - | - | - |
|
| - | - | - |
|
| - | - | - |
|
| - |
|
|
|
*Распределение часов по очно-заочной/ заочной формам обучения, осуществляется факультетом, реализующим образовательную программу по направлению 38.03.01 Экономика
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине
Таблица 2
(код и наименование компетенции) | Индикаторы достижения компетенций (код и наименование индикатора) | Результаты обучения (знания, умения) |
УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности
| УК-10.1 Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели и формы участия государства в экономике
| УК-10.1. З-10 Знает: основы поведения экономических агентов, экономических знаний в различных сферах деятельности
|
| УК-10.2. Применяет методы личного экономического и финансового планирования длядостижения текущих и долгосрочных финансовых целей | УК-10.2. З-1. Знает основные виды личных доходов, основные виды расходов, в том числе обязательных,принципы личного финансовогопланирования и ведения личногобюджета |
УК-10.2. У-1. Умеет оценивать своиправа на налоговые льготы, пенсионныеи социальные выплаты | ||
УК-10.2. У-2. Умеет вести личныйбюджет, в том числе используяпрограммные продукты | ||
УК-10.2. У-3. Умеет решать типичные задачи в сфере личного экономического ифинансового планирования,возникающие на разных этапахжизненного цикла | ||
УК-10.3. Использует финансовые инструменты для управления личными финансами, контролирует собственные экономические и финансовые риски.
| УК-10.3. З-1. Знает основные финансовые организации и принципы взаимодействия с ними, основные финансовые инструменты и возможности их использования для достижения финансового благополучия. | |
УК-10.3. З-2. Знает виды и источники возникновения экономических и финансовых рисков для индивида, способы их снижения | ||
УК-10.3. У-1. Умеет пользоваться источниками информации о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг, анализировать условия финансовых продуктов и положения договоров с финансовыми организациями. | ||
УК-10.3. У-2. Умеет оценивать индивидуальные риски, в том числе риск стать жертвой мошенничества, и управлять ими | ||
ОПК-3. Способен анализировать исодержательно объяснять природу экономических процессов на микро- и макроуровне | ОПК- 3.1.- Использует понятийный аппарат экономической науки для описания микро- и макроэкономических процессов
| ОПК-3.1.З-1. Знает: основные достижения современной мировой науки для описания микро- и макроэкономических процессов
ОПК-3.1. У-1. Умеет: анализировать тенденции развития мировой экономической науки за последние десятилетия в выбранной области научных интересов |
| ОПК-3.2. Анализирует мотивы и закономерности поведения экономических субъектов, ситуации на различных рынках, динамику уровня цен и объемов производства, предлагает решения для проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне.
| ОПК-3.2. З-1. Знает основные текущиепроцессы, происходящие в мировой иотечественной экономике |
ОПК-3.2. У-1. Умеет на основеописания экономических процессови явлений построитьэконометрическую модель сприменением изучаемыхтеоретических моделей
| ||
ОПК-3.2. У-2. Умеет анализировать социально-экономические проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем с применениемизучаемых теоретических моделей. | ||
ОПК-3.2. У-3. Умеет представлятьрезультаты аналитической работы | ||
| ОПК 3.3.- "Анализирует показатели и факторы экономического роста, выявляет инструменты государственного регулирования и прогнозирования экономического роста
| ОПК 3.3. З-1. Знает: показатели и факторы экономического роста на основании эконометрики и методов моделирования в экономике, планировании и прогнозировании в экономике
ОПК 3.3. У-1. Умеет: применять на практике методики, анализа, оценки и обобщения результатов научных исследований в области мировой экономики и международных экономических отношений, эконометрики и методов моделирования в экономике. |
ОПК-4. Способен предлагатьэкономически и финан сово обоснованные организационно - управленческие решения в профессиональной деятельности | ОПК-4.1 Определяет ресурсное обеспечение для поиска и внедрения организационно-управленческого решения.
| ОПК-4.1 У-1 Умеет осуществлять сбор и классификацию релевантнойинформации для описания проблемы. |
ОПК-4.1 У-2 Умеет анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся вотчётности организаций и ведомств | ||
ОПК-4.1 У-3 Умеет выявить проблемы, которые следует решать, на основе сравнения реальных значенийконтролируемых параметров сзапланированными или прогнозируемыми | ||
| ОПК 4.2. -Оценивает вероятные риски и ограничения в решении поставленных профессиональных задач, осуществляет выбор наиболее оптимального решения, в том числе, в условиях неопределенности | ОПК 4.2. З-1 Знает: принципы эконометрики и методы моделирования в экономике, а также принципы экономического анализа для осуществления выбора наиболее оптимального решения, в том числе в условиях неопределенности
ОПК 4.2. У-1 Умеет: использовать принципы и методы экономического анализа, эконометрики и методы моделирования в экономике для принятия наиболее оптимального решения, в том числе, в условиях неопределенности |
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
этапы формирования и критерии оценивания сформированности компетенций
Таблица 3
№ п/п | Наименование раздела, темы дисциплины | Трудоемкость, академические часы | Индикаторы достижения компетенций
| Результаты обучения (знания, умения)
| Учебные задания для аудиторных занятий | Текущий контроль | Задания для творческого рейтинга (по теме(-ам)/ разделу или по всему куру в целом) | |||||
Лекции | Практические занятия | Лабораторные занятия | Практическая подготовка | Самостоятельная работа | Всего | |||||||
| Семестр 3
|
|
| |||||||||
1. | Тема 1. Деньги. Денежное обращение. Происхождение денег и их функции. Типы, виды и формы денег: исторические и современные. Кредитные деньги и их виды. Денежное обращение, его структура. Наличное денежное обращение и организация безналичных расчетов. Денежная масса и денежные агрегаты. Эмиссия наличных и безналичных денег. Денежный мультипликатор. | 2 | 2 | - | - | 4 | 8 | УК-10. ОПК-3 ОПК-4. | УК-10.1; УК-10.2; УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2 | О. | Т, К/р | Д. Э. |
2. | Тема 2. Финансы. Финансовая система. Финансы как стоимостная категория: понятие и сущностные признаки. Ключевые финансовые категории и их взаимосвязь. Функции финансов и особенности их реализации. Понятие финансовых ресурсов, отличительные признаки и формы. Классификация источников финансовых ресурсов. Понятие финансовой системы, принципы построения и структура в РФ. Характеристика основных сфер и звеньев финансов в РФ, взаимосвязь между ними, принципы и способы формирования. Финансовая политика государства: понятие, основные направления и инструменты реализации. | 4 | 4 | - | - | 4 | 12 | УК-10. ОПК-3 ОПК-4. | УК-10.1; УК-10.2; УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2 | О. | Т., К/р | Д. Э. |
3. | Тема 3. Бюджетная система. Бюджет как форма финансовых ресурсов органов власти различных уровней. Понятие и структура бюджетной системы современной России: структура и принципы организации. Характеристика бюджетов бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет: особенности формирования доходов и направления расходов. Проблемы сбалансированности федерального бюджета. Особенности формирования и использования бюджетных средств на региональном и местном уровнях. Бюджетный дефицит: понятие, виды и источники финансирования. Формы государственного долга. Оценка структуры государственного долга на федеральном и региональном уровне. | 2 | 2 | - | - | 3 | 7 | УК-10. ОПК-3 ОПК-4. | УК-10.1; УК-10.2; УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2 | О. | Т., Р.а.з. | Д. Э. |
4. | Тема 4. Финансы организаций. Понятие финансов организаций как совокупности внутренних и внешних денежных потоков. Содержание финансов коммерческих организаций. Формирование и использование финансовых ресурсов организаций. Понятие и классификация капитала. Состав активов и пассивов. Внеоборотные и оборотные активы. Собственный капитал и характеристика его элементов. Заемный капитал и источники его формирования. Понятие доходов организаций и их виды. Формирование и распределение прибыли. Виды прибыли и способы ее расчета. Основные финансовые показатели эффективности деятельности организаций. | 2 | 2 | - | - | 4 | 8 | УК-10. ОПК-3 ОПК-4. | УК-10.1; УК-10.2; УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2 | О. | Т, Р.а.з. К/р | Д. Э. |
5. | Тема 5. Персональные финансы. Экономическое содержание персональных финансов. Роль персональных финансов в финансовой системе. Человеческий капитал. Доходы населения: понятие и источники формирования. Минимальный размер оплаты труда и его значение в формировании доходов населения. Расходы населения. Потребительские расходы, их структура, определяющие факторы. Прожиточный минимум: способы определения, факторы, влияющие на его уровень. Сбережения населения и их значение для экономики страны. Факторы, влияющие на объемы и формы сбережений. Управление персональными финансами: цели, принципы, методы. | 2 | 2 | - | - | 3 | 7 | УК-10. ОПК-3 ОПК-4. | УК-10.1; УК-10.2; УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2 | О. | Т, р.а.з. | Д. Э. |
6. | Тема 6. Финансовый рынок: структура и участники. Понятие и функции финансового. Сегменты финансового рынка. Взаимосвязь отдельных сегментов финансового рынка. Денежный рынок и рынок капиталов. Тенденции развития финансового рынка в России. Участники финансового рынка: виды, функции. Прямые участники рынка. Финансовые посредники: основные группы и особенности деятельности на рынке. Инфраструктура финансового рынка: понятие и составные элементы. Индикаторы финансового рынка.Понятие рынка ценных бумаг и его структура. Участники рынка ценных бумаг. Понятие ценной бумаги. Основные типы и виды ценных бумаг. Понятие акции, основные типы и способы размещения акций. Понятие облигации, классификация, преимущества и недостатки. Понятие, функции и виды векселя. | 4 | 4 | - | - | 15 | 23 | УК-10. ОПК-3 ОПК-4. | УК-10.1; УК-10.2; УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2 | О. | Т, К/р
| Д. Э. Гр.п. |
7. | Тема 7. Кредит и кредитная система. Понятие кредита, его сущность и функции. Принципы кредитования. Формы кредита в современной экономике: банковский кредит, коммерческий кредит, бюджетный кредит, налоговый кредит, потребительский кредит, международный кредит. Кредитная система: понятие и состав. Классификация видов банковского кредита. Способы предоставления банковского кредита. Понятие лизинга как инструмента финансирования основных средств. Субъекты лизинговых отношений. Виды лизинга. Преимущества лизинга для лизингополучателя. Факторинг как комплекс финансовых услуг: понятие, содержание, участники. Преимущества использования факторинга в деятельности компании. Форфейтинг как форма финансирования: понятие, особенности реализации. | 2 | 2 | - | - | 3 | 7 | УК-10. ОПК-3 ОПК-4. | УК-10.1; УК-10.2; УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2 | О. | Т, Р.а.з. | Д. Э. |
| Итого | 18 | 18 | -- | - | 36 | 72 |
|
|
|
|
|
Формы учебных заданий на аудиторных занятиях:
Опрос (О.)
Формы текущего контроля:
Тест (Т.)
Контрольные работы (К/р)
Расчетно-аналитические задания (р.а.з.)
Формы заданий для творческого рейтинга:
Групповой проект (Гр.п.)
Эссе, доклад (Э., Д.)