Contacts:

Целью изучения дисциплины «Финансы» является формирование у обучающихся фундаментальной теоретической базы и практических навыков в сфере современных финансов, в т.ч. глубоких знаний механизмов функционирования финансовых рынков, финансов органов власти, компаний и населения, навыков систематизации и анализа финансовой информации и ее интерпретации для решения типовых задач в сфере личного экономического и финансового планирования, возникающие на разных этапахжизненного цикла.

Задачи дисциплины

В ходе изучения дисциплины «Финансы» решаются следующие задачи:

усвоение профессиональной терминологии, используемой в сфере финансовых отношений;

изучение базовых принципов организации и особенностей функционирования финансовой системы, включая персональные финансы, финансы организаций, государственные и муниципальные финансы;

 изучение механизмов функционирования и параметров инструментов различных сегментов финансового рынка (кредитного, валютного, рынка ценных бумаг, страхового) с целью их использования в финансовой деятельности;

освоение принципов личного финансового планирования и ведения личного бюджета;

формирование навыков анализа источников информации о различных финансовых продуктах, особенностях и условиях их использования;

формирование навыков определения и анализа социально-экономических процессов и проблем, возникающих при функционировании финансовой системы и финансов отдельных ее участников;

изучение, анализ и интерпретация финансовой, бухгалтерской и иной информации, содержащейся вотчётности организаций и ведомств;

овладение основными приемами и навыками анализа кредитного, валютного, фондового и страхового рынков.

 

 

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Дисциплина «Финансы» относится к обязательной части учебного плана. 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Показатели объема дисциплины 

Всего часов по формам обучения

очная 

очно-заочная*

заочная*

 

Объем дисциплины в зачетных единицах

3 ЗЕТ

Объем дисциплины в акад. часах

108

Промежуточная аттестация:

форма

экзамен

-

-

 

Контактная работа обучающихся с преподавателем (Контакт. часы), всего:

38,35

-

-

 

Аудиторная работа (Ауд.), акад. часов всего, в том числе:

36

-

-

 

лекции

18

-

-

 

практические занятия 

18

-

-

 

лабораторные занятия 

-

-

-

 

в том числе практическая подготовка

 

-

-

 

Индивидуальные консультации (ИК)

 

-

-

 

Контактная работа по промежуточной аттестации (Катт) 

 

-

-

 

Консультация перед экзаменом (КЭ)

2

-

-

 

Контактная работа по промежуточной аттестации в период экз. сессии / сессии заочников (Каттэк)

0,35

-

-

 

Самостоятельная работа (СР), всего:

36

-

-

 

в том числе:

 

-

-

 

самостоятельная работа в период экз. сессии (СРэк) 

 

-

-

 

  • самостоятельная работа в семестре (СРс)

36

-

-

 

в том числе, самостоятельная работа на курсовую работу 

-

-

-

 

  • выполнение группового проекта

-

-

-

 

  • подготовка докладов/эссе

-

-

-

 

  • подготовка к опросу

-

-

-

 

  • подготовка к тесту 

-

-

-

 

  • подготовка к контрольной работе

-

 

 

 

*Распределение часов по очно-заочной/ заочной формам обучения, осуществляется факультетом, реализующим образовательную программу по направлению 38.03.01 Экономика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине

                                                                                                                            Таблица 2

Формируемые компетенции 

(код и наименование компетенции

Индикаторы достижения компетенций

(код и наименование индикатора)

Результаты обучения 

(знания, умения)

УК-10. Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности

 

УК-10.1 Понимает базовые принципы функционирования экономики и экономического развития, цели и формы участия государства в экономике

 

УК-10.1. З-10 Знает: основы поведения экономических агентов, экономических знаний в различных сферах деятельности 

 

 

УК-10.2. Применяет методы личного экономического и финансового планирования длядостижения текущих и долгосрочных финансовых целей

УК-10.2. З-1. Знает основные виды личных доходов, основные виды расходов, в том числе обязательных,принципы личного финансовогопланирования и ведения личногобюджета

УК-10.2. У-1. Умеет оценивать своиправа на налоговые льготы, пенсионныеи социальные выплаты

УК-10.2. У-2. Умеет вести личныйбюджет, в том числе используяпрограммные продукты

УК-10.2. У-3. Умеет решать типичные задачи в сфере личного экономического ифинансового планирования,возникающие на разных этапахжизненного цикла

УК-10.3. Использует финансовые инструменты для управления личными финансами, контролирует собственные экономические и финансовые риски.

 

 

УК-10.3. З-1. Знает основные финансовые организации и принципы взаимодействия с ними, основные финансовые инструменты и возможности их использования для достижения финансового благополучия.

УК-10.3. З-2. Знает виды и источники возникновения экономических и финансовых рисков для индивида, способы их снижения

УК-10.3. У-1. Умеет пользоваться источниками информации о правах и обязанностях потребителя финансовых услуг, анализировать условия финансовых продуктов и положения договоров с финансовыми организациями.

УК-10.3. У-2. Умеет оценивать индивидуальные риски, в том числе риск стать жертвой мошенничества, и управлять ими

ОПК-3. Способен анализировать исодержательно объяснять природу экономических процессов на микро- и макроуровне

ОПК- 3.1.- Использует понятийный аппарат экономической науки для описания микро- и макроэкономических процессов

 

ОПК-3.1.З-1. Знает: основные достижения современной мировой науки для описания микро- и макроэкономических процессов

 

ОПК-3.1. У-1. Умеет: анализировать тенденции развития мировой экономической науки за последние десятилетия в выбранной области научных интересов

 

ОПК-3.2. Анализирует мотивы и закономерности поведения экономических субъектов, ситуации на различных рынках, динамику уровня цен и объемов производства, предлагает решения для проблемных ситуаций на микроэкономическом уровне.

 

ОПК-3.2. З-1. Знает основные текущиепроцессы, происходящие в мировой иотечественной экономике

ОПК-3.2. У-1. Умеет на основеописания экономических процессови явлений построитьэконометрическую модель сприменением изучаемыхтеоретических моделей

 

ОПК-3.2. У-2. Умеет анализировать социально-экономические проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем с применениемизучаемых теоретических моделей.

ОПК-3.2. У-3. Умеет представлятьрезультаты аналитической работы

 

ОПК 3.3.- "Анализирует показатели и факторы экономического роста, выявляет 

инструменты государственного регулирования и прогнозирования экономического роста 

 

ОПК 3.3. З-1. Знает: показатели и факторы экономического роста на основании эконометрики и методов моделирования в экономике, планировании и прогнозировании в экономике

 

ОПК 3.3. У-1. Умеет: применять на практике методики, анализа, оценки и обобщения результатов научных исследований в области мировой экономики и международных экономических отношений, эконометрики и методов моделирования в экономике.

ОПК-4. Способен предлагатьэкономически и финан сово обоснованные организационно - управленческие решения в профессиональной деятельности

ОПК-4.1 Определяет ресурсное обеспечение для поиска и внедрения организационно-управленческого решения.

 

ОПК-4.1 У-1 Умеет осуществлять сбор и классификацию релевантнойинформации для описания проблемы.

ОПК-4.1 У-2 Умеет анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся вотчётности организаций и ведомств

ОПК-4.1 У-3 Умеет выявить проблемы, которые следует решать, на основе сравнения реальных значенийконтролируемых параметров сзапланированными или прогнозируемыми

 

ОПК 4.2. -Оценивает вероятные риски и ограничения в решении поставленных профессиональных задач, осуществляет выбор наиболее оптимального решения, в том числе, в условиях неопределенности

ОПК 4.2. З-1 Знает: принципы эконометрики и методы моделирования в экономике, а также принципы экономического анализа для осуществления выбора наиболее оптимального решения, в том числе в условиях неопределенности

 

ОПК 4.2. У-1 Умеет: использовать принципы и методы экономического анализа, эконометрики и методы моделирования в экономике для принятия наиболее оптимального решения, в том числе, в условиях неопределенности



 


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

этапы формирования и критерии оценивания сформированности компетенций

Таблица 3

№ п/п

Наименование раздела, темы дисциплины

Трудоемкость, академические часы

Индикаторы достижения компетенций 

 

Результаты обучения

(знания, умения)

 

Учебные задания для аудиторных занятий

Текущий контроль

Задания для творческого рейтинга (по теме(-ам)/ разделу или по всему куру в целом)

Лекции 

Практические занятия 

Лабораторные занятия

Практическая подготовка

Самостоятельная работа

Всего

 

Семестр 3  

 

 

 

1.

Тема 1. Деньги. Денежное обращение.

Происхождение денег и их функции. Типы, виды и формы денег: исторические и современные. Кредитные деньги и их виды. Денежное обращение, его структура. Наличное денежное обращение и организация  безналичных расчетов.  Денежная масса и денежные агрегаты. Эмиссия наличных и безналичных денег. Денежный мультипликатор. 

2

2

-

-

4

8

УК-10.

ОПК-3 ОПК-4.

УК-10.1; 

УК-10.2; 

УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2

О.

Т, К/р

Д.

Э.

2.

Тема 2. Финансы. Финансовая система.

Финансы как стоимостная категория: понятие и сущностные признаки. Ключевые финансовые категории и их взаимосвязь. Функции финансов и особенности их реализации. Понятие финансовых ресурсов, отличительные признаки и формы. Классификация источников финансовых ресурсов. Понятие финансовой системы, принципы построения и структура в РФ. Характеристика основных сфер и звеньев финансов в РФ, взаимосвязь между ними, принципы и способы формирования. Финансовая политика государства: понятие, основные направления и инструменты реализации. 

4

4

-

-

4

12

УК-10.

ОПК-3 ОПК-4.

УК-10.1; 

УК-10.2; 

УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2

О.

Т., К/р  

Д.

Э.

3.

Тема 3. Бюджетная система.

Бюджет как форма финансовых ресурсов органов власти различных уровней. Понятие и структура бюджетной системы современной России: структура и принципы организации. Характеристика бюджетов бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет: особенности формирования доходов и направления расходов. Проблемы сбалансированности федерального бюджета. Особенности формирования и использования бюджетных средств на региональном и местном уровнях. Бюджетный дефицит: понятие, виды и источники финансирования. Формы государственного долга. Оценка структуры государственного долга на федеральном и региональном уровне.

2

2

-

-

3

7

УК-10.

ОПК-3 ОПК-4.

УК-10.1; 

УК-10.2; 

УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2

О.

Т., Р.а.з.

Д.

Э.

4.

Тема 4. Финансы организаций.

Понятие финансов организаций как совокупности внутренних и внешних денежных потоков. 

Содержание финансов коммерческих организаций. Формирование и использование финансовых ресурсов организаций. Понятие и классификация капитала. Состав активов и пассивов. Внеоборотные и оборотные активы. Собственный капитал и характеристика его элементов.  Заемный капитал и источники его формирования. Понятие доходов организаций и их виды. Формирование и распределение прибыли. Виды прибыли и способы ее расчета. Основные финансовые показатели эффективности деятельности организаций.

2

2

-

-

4

8

УК-10.

ОПК-3 ОПК-4.

УК-10.1; 

УК-10.2; 

УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2

О.

Т, Р.а.з. К/р 

Д.

Э.

5.

Тема 5. Персональные финансы.

Экономическое содержание персональных финансов. Роль персональных финансов в финансовой системе. Человеческий капитал. Доходы населения: понятие и источники формирования. Минимальный размер оплаты труда и его значение в формировании доходов населения. Расходы населения. Потребительские расходы, их структура, определяющие факторы. Прожиточный минимум: способы определения, факторы, влияющие на его уровень. 

Сбережения населения и их значение для экономики страны. Факторы, влияющие на объемы и формы сбережений. Управление персональными финансами: цели, принципы, методы.

2

2

-

-

3

7

УК-10.

ОПК-3 ОПК-4.

УК-10.1; 

УК-10.2; 

УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2

О.

Т, р.а.з.

Д.

Э.

6.

Тема 6. Финансовый рынок: структура и участники.

Понятие и функции финансового. Сегменты финансового рынка. Взаимосвязь отдельных сегментов финансового рынка. Денежный рынок и рынок капиталов. Тенденции развития финансового рынка в России. Участники финансового рынка: виды, функции. Прямые участники рынка. Финансовые посредники: основные группы и особенности деятельности на рынке. Инфраструктура финансового рынка: понятие и составные элементы. Индикаторы финансового рынка.Понятие рынка ценных бумаг и его структура. Участники рынка ценных бумаг. Понятие ценной бумаги. Основные типы и виды ценных бумаг.  Понятие акции, основные типы и способы размещения акций. Понятие облигации, классификация, преимущества и недостатки. Понятие, функции и виды векселя.

4

4

-

-

15

23

УК-10.

ОПК-3 ОПК-4.

УК-10.1; 

УК-10.2; 

УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2

О.

Т, К/р

 

Д.

Э.

Гр.п.

7.

Тема 7. Кредит и кредитная система.

Понятие кредита, его сущность и функции. Принципы кредитования. Формы кредита в современной экономике: банковский кредит, коммерческий кредит, бюджетный кредит, налоговый кредит, потребительский кредит, международный кредит. Кредитная система: понятие и состав. Классификация видов банковского кредита. Способы предоставления банковского кредита. Понятие лизинга как инструмента финансирования основных средств. Субъекты лизинговых отношений. Виды лизинга. Преимущества лизинга для лизингополучателя. Факторинг как комплекс финансовых услуг: понятие, содержание, участники. Преимущества использования факторинга в деятельности компании. Форфейтинг как форма финансирования: понятие, особенности реализации.

2

2

-

-

3

7

УК-10.

ОПК-3 ОПК-4.

УК-10.1; 

УК-10.2; 

УК-10.3; ОПК-3.1.; ОПК-3.2; ОПК-3.3.; ОПК-3.3.; ОПК-4.1; ОПК-4.2

О.

Т, Р.а.з.

Д.

Э.

 

Итого

18

18

--

-

36

72

 

 

 

 

 

 

Формы учебных заданий на аудиторных занятиях:

            Опрос (О.)

            

Формы текущего контроля:

Тест (Т.)

Контрольные работы (К/р)

Расчетно-аналитические задания (р.а.з.)

Формы заданий для творческого рейтинга:

            Групповой проект (Гр.п.)

            Эссе, доклад (Э., Д.)