Contacts:
-
ВМ
Владимир МинаевУчитель
I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИИ РАЗДЕЛ
1.1 Цель дисциплины
Целью учебной дисциплины «Экономический анализ» является формирование целостного представления об экономическом анализе как важнейшей функции управления бизнесом и государством, обучение основным методам экономического анализа и их применению на разных стадиях процесса разработки и принятия управленческих решений, получение практических навыков анализа и оценки различных направлений производственно-хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности.
1.2 Учебные задачи дисциплины
Задачами дисциплины являются:
- подготовка к информационно-аналитической деятельности, изучение методов ее организации, планирования и контроля;
- освоение основных направлений, методов показателей и информационного обеспечения экономического анализа, последовательности его проведения;
- использование комплексных методов экономического анализа хозяйственной деятельности для обоснования бизнес-планов и управленческих решений;
- освоение методики анализа технико-организационного уровня производства и обоснования тенденций его развития;
- формирование навыков проведения анализа результатов деятельности организации;
- изучение методов анализа и оценки производственного потенциала организации и эффективности его использования;
- формирование знаний, необходимых для оценки финансового состояния организации.
1.3 Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)
Дисциплина относится к базовой части учебного плана
1.4 Объем дисциплины и виды учебной работы
Показатели объема дисциплины |
Всего часов по формам обучения |
||
очная |
очно- заочная |
заочная |
|
Объем дисциплины в зачетных единицах |
4 ЗЕТ |
||
Объем дисциплины в часах |
144 |
||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (Контакт. часы), всего: |
44,35 |
|
10,65 |
1. Аудиторная работа (Ауд.), всего: |
42 |
|
10 |
в том числе: |
|
|
|
· лекции |
14 |
|
2 |
5
· лабораторные занятия |
|
|
|
· практические занятия |
28 |
|
6 |
2. Электронное обучение (Элек.) |
|
|
|
3. Индивидуальные консультации (ИК) (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов) |
|
|
|
4. Контактная работа по промежуточной аттестации (Катт) (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов) |
|
|
0,3 |
5. Консультация перед экзаменом (КЭ) |
2 |
|
2 |
6. Контактная работа по промежуточной аттестации в период экз. сессии / сессии заочников (Каттэк) |
0,35 |
|
0,35 |
Самостоятельная работа, всего: |
99,65 |
|
133,35 |
в том числе: |
|
|
|
· самостоятельная работа в семестре (СР) |
66 |
|
126,7 |
· самостоятельная работа в период экз. сессии (Контроль) |
33,65 |
|
6,65 |
Дисциплина основывается на знании следующих дисциплин: «Микроэкономика»,
«Макроэкономика».
Для успешного освоения дисциплины «Экономический анализ», студент должен:
1. Знать: Сущность финансово-хозяйственной деятельности субъектов в целом и отдельных бизнес - процессов, экономические категории и показатели, их взаимосвязи (ОК-3)
2. Уметь: Оценивать поведение потребителей экономических благ и формирование спроса на основе деятельности экономических основ поведения организаций, структур рынков и конкурентной среды отрасли (ПК-9)
3. Владеть: Использование всех возможных информационных источников информации о внутренней и внешней среде любого хозяйствующего субъекта (ПК-9)
Изучение дисциплины «Экономический анализ» необходимо для успешного написания выпускной квалификационной работы.
1.6 Требования к результатам освоения содержания дисциплины
(Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю)
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: ОК-3; ОПК-5.
ОК-3 – способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности
В результате освоения компетенции ОК-3 студент должен: Знать: способы сбора и обработки данных в отрасли;
Уметь: выбирать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей
Владеть: навыками экономического анализа и синтеза.
6
ОПК -5 – владение навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способ финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем
В результате освоения компетенции ОПК-5 студент должен:
Знать: использование результатов анализа в планировании и управлении бизнесом, прогнозировании его экономической устойчивости и бескризисного развития
Уметь: грамотно интерпретировать результаты анализа, оформлять аналитические выводы и обосновывать рекомендации для функциональных структур управления
Владеть: навыками выполнения аналитических процедур и обобщения их результатов в своей будущей научной или практической деятельности
1.5 Формы контроля
Текущий и рубежный контроль осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия, в соответствии с тематическим планом.
Промежуточная аттестация
Для очной формы обучения в 5 семестре –экзамен.
Для очно-заочной формы обучения в 5 семестре –экзамен.
Для заочной формы обучения в 3 семестре –экзамен.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Экономический анализ» осуществляется в соответствии с разделом VIII.
1.6 Требовании к адаптации учебно-методического обеспечении дисциплины дли обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Требования к адаптации учебно-методического обеспечения дисциплины для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов определены в Положении об организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», (http://www.rea.ru)
Набор адаптационных методов обучения, процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации осуществляется исходя из специфических особенностей восприятия. переработки материала обучающимися с ограниченными возможностями здоровья с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы, программы реабилитации инвалида с учетом индивидуальных психофизических особенностей.
7
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения
образовательной программы
№ п/ п |
Наименова ние раздела дисциплин ы (темы) |
Содержание |
Форм ируем ые компе тенци и |
Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) |
Образователь ные технологии |
Раздел 1. Теоретические основы экономического анализа |
|||||
1. |
Роль и содержани е экономиче ского анализа в управлени и бизнесом и государств ом. |
Цели и содержание экономического анализа. Принципы и задачи экономического анализа. Экономический анализ в разработке стратегии развития, бизнес- планировании и контроле финансово-экономических показателей. |
ОК-3; ОПК- 5 |
Знать: способы сбора и обработки данных в отрасли; методы расчета социально-экономических показателей; источники внутренней организационной, макроэкономической, региональной и отраслевой информации, а также методы ее сбора, подготовки, обработки использования, направления экономического анализа с учетом отраслевой специфики бизнеса, его размеров, вида организационно-управленческой структуры и целевой установки анализа Уметь: собирать и обрабатывать данные по отрасли с помощью различных статистических методов; выбирать инструментальные средства для обработки данных в отрасли в соответствии с поставленными задачами; использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, читать экономическую и бухгалтерскую отчетность Владеть: навыками выбора и применения инструментальных средств для обработки данных; навыками профессионального формирования информационно базы, навыками использования всех возможных информационных источников информации о внутренней и внешней среде любого хозяйствующего субъекта |
Лекции, практические занятия, консультации преподавателе й, самостоятельн ая работа с литературой, обсуждение подготовленн ых студентами рефератов. |
2. |
Анализ производст венно- хозяйствен ной деятельнос |
Методы, методики и показатели. производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях управления. Анализ ассортиментных программ и товарной политики. Оптимизация |
ОК-3; ОПК- 5 |
Знать: источники внутренней организационной, макроэкономической, региональной и отраслевой информации, а также методы ее сбора, подготовки, обработки использования, : направления экономического анализа с учетом отраслевой специфики бизнеса, его размеров, вида организационно-управленческой структуры и целевой установки анализа, методики экономического анализа с учетом специфики |
Лекции, практические занятия, консультации преподавателе |
|
ти на различных уровнях управления |
товарного портфеля. Анализ ритмичности производственно- хозяйственной деятельности. Анализ выполнения обязательств по поставкам в соответствии с заключенными договорами. Анализ положения товаров на рынках сбыта. Анализ качества и конкурентоспособности продукции. Анализ факторов и резервов увеличения выпуска и реализации продукции. |
|
хозяйствующего субъекта и обособленного направления аналитической работы Уметь: использовать нормативные правовые документы в своей деятельности, читать экономическую и бухгалтерскую отчетность, составлять аналитические отчетные формы Владеть: навыками профессионального формирования информационно базы, навыками использования всех возможных информационных источников информации о внутренней и внешней среде любого хозяйствующего субъекта, навыками выбора наиболее эффективных методов и подходов для анализа и оценки альтернативных вариантов обоснования развития хозяйствующего субъекта |
й, самостоятельн ая работа с литературой, обсуждение подготовленн ых студентами рефератов. |
3. |
Анализ трудового потенциала и использова ния фонда заработной платы. |
Общая оценка трудового потенциала Анализ квалификационного состава рабочих. Анализ обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами. Анализ использования фонда рабочего времени, анализ факторов использования рабочего времени. Анализ движения рабочей силы. Анализ производительности труда и ее влияние на объем производства. Анализ эффективности использования персонала предприятия. Анализ использования фонда заработной платы и соотношение темпов роста производительности труда с средней заработной платой. Анализ абсолютной и относительной экономии по фонду заработной платы. |
ОК-3; ОПК- 5 |
Знать: направления экономического анализа с учетом отраслевой специфики бизнеса, его размеров, вида организационно-управленческой структуры и целевой установки анализа, методики экономического анализа с учетом специфики хозяйствующего субъекта и обособленного направления аналитической работы, бухгалтерские, статистические, экономико-математические и качественные методы экономического анализа, закономерности функционирования современной экономики на микроуровне и макроуровне, основные понятия, категории и инструменты экономической теории и менеджмента, основные школы экономической теории и менеджмента и их вклад в развитие экономической и управленческой мысли основные особенности российской экономики. Уметь: читать экономическую и бухгалтерскую отчетность, составлять аналитические отчетные формы, оценивать информативность данных экономического анализа, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макро- и микроуровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально- экономической эффективности. Владеть: навыками использования всех возможных информационных источников информации о внутренней и внешней среде любого хозяйствующего субъекта, навыками выбора наиболее эффективных методов и подходов для анализа и оценки альтернативных вариантов обоснования развития хозяйствующего субъекта, навыками проведения |
Лекции, практические занятия, консультации преподавателе й, самостоятельн ая работа с литературой, обсуждение подготовленн ых студентами рефератов. , |
|
|
|
|
аналитических процедур и обобщения в своей будущей научной или практической деятельности, методологией экономического исследования, методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей, навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений, навыками сбора и обработки необходимых данных, навыками выбора и применения инструментальных средств для обработки данных |
|
4. |
Экономиче ский анализ в управлени и антикорруп ционной деятельнос тью |
Источники информации и формирование аналитических материалов, направленных на противодействие коррупции. Аналитическое обеспечение системы (службы) внутреннего контроля для борьбы с экономическими преступлениями. |
ОК-3; ОПК- 5 |
Знать: направления экономического анализа с учетом отраслевой специфики бизнеса, его размеров, вида организационно-управленческой структуры и целевой установки анализа, методики экономического анализа с учетом специфики хозяйствующего субъекта и обособленного направления аналитической работы, бухгалтерские, статистические, экономико-математические и качественные методы экономического анализа, закономерности функционирования современной экономики на микроуровне и макроуровне, основные понятия, категории и инструменты экономической теории и менеджмента, основные школы экономической теории и менеджмента и их вклад в развитие экономической и управленческой мысли основные особенности российской экономики. Уметь: читать экономическую и бухгалтерскую отчетность, составлять аналитические отчетные формы, оценивать информативность данных экономического анализа, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макро- и микроуровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально- экономической эффективности. Владеть: навыками использования всех возможных информационных источников информации о внутренней и внешней среде любого хозяйствующего субъекта, навыками выбора наиболее эффективных методов и подходов для анализа и оценки альтернативных вариантов обоснования развития хозяйствующего субъекта, навыками проведения аналитических процедур и обобщения в своей будущей научной или практической деятельности, методологией экономического исследования, методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей, навыками самостоятельной работы, самоорганизации и |
Лекции, практические занятия, консультации преподавателе й, самостоятельн ая работа с литературой, обсуждение подготовленн ых студентами рефератов. |
|
|
|
|
организации выполнения поручений, навыками сбора и обработки необходимых данных, навыками выбора и применения инструментальных средств для обработки данных |
|
|
Раздел 2. Традиционные методы аналитической обработки экономической информации |
||||
1 |
Анализ состояния и использова ния основных средств и нематериал ьных активов |
Экономический анализ обеспеченности хозяйствующих субъектов основными средствами. Анализ интенсивности и эффективности использования основных производственных средств. Анализ использования производственной мощности предприятия. Анализ использования технологического оборудования. Методика определения резервов роста фондоотдачи и фондорентабельности. |
ОК-3; ОПК- 5 |
Знать: направления экономического анализа с учетом отраслевой специфики бизнеса, его размеров, вида организационно-управленческой структуры и целевой установки анализа, методики экономического анализа с учетом специфики хозяйствующего субъекта и обособленного направления аналитической работы, бухгалтерские, статистические, экономико-математические и качественные методы экономического анализа, закономерности функционирования современной экономики на микроуровне и макроуровне, основные понятия, категории и инструменты экономической теории и менеджмента, основные школы экономической теории и менеджмента и их вклад в развитие экономической и управленческой мысли основные особенности российской экономики. Уметь: читать экономическую и бухгалтерскую отчетность, составлять аналитические отчетные формы, оценивать информативность данных экономического анализа, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макро- и микроуровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально- экономической эффективности. Владеть: навыками использования всех возможных информационных источников информации о внутренней и внешней среде любого хозяйствующего субъекта, навыками выбора наиболее эффективных методов и подходов для анализа и оценки альтернативных вариантов обоснования развития хозяйствующего субъекта, навыками проведения аналитических процедур и обобщения в своей будущей научной или практической деятельности, методологией экономического исследования, методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей, навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений, навыками сбора и обработки необходимых данных, навыками выбора и применения инструментальных средств для обработки данных |
Лекции, практические занятия, консультации преподавателе й, самостоятельн ая работа с литературой, обсуждение подготовленн ых студентами рефератов. |
2 |
Анализ |
Методика экономического анализа |
ОК-3; |
Знать: направления экономического анализа с учетом отраслевой |
Лекции, |
|
использова ния материальн ых ресурсов. |
оценки использования материальных ресурсов. Методика расчета и анализ нормирования запасов товарно-материальных ценностей. Анализ эффективности использования материальных ресурсов. |
ОПК- 5 |
специфики бизнеса, его размеров, вида организационно-управленческой структуры и целевой установки анализа, методики экономического анализа с учетом специфики хозяйствующего субъекта и обособленного направления аналитической работы, бухгалтерские, статистические, экономико-математические и качественные методы экономического анализа, закономерности функционирования современной экономики на микроуровне и макроуровне, основные понятия, категории и инструменты экономической теории и менеджмента, основные школы экономической теории и менеджмента и их вклад в развитие экономической и управленческой мысли основные особенности российской экономики. Уметь: читать экономическую и бухгалтерскую отчетность, составлять аналитические отчетные формы, оценивать информативность данных экономического анализа, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макро- и микроуровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально- экономической эффективности. Владеть: навыками использования всех возможных информационных источников информации о внутренней и внешней среде любого хозяйствующего субъекта, навыками выбора наиболее эффективных методов и подходов для анализа и оценки альтернативных вариантов обоснования развития хозяйствующего субъекта, навыками проведения аналитических процедур и обобщения в своей будущей научной или практической деятельности, методологией экономического исследования, методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей, навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений, навыками сбора и обработки необходимых данных, навыками выбора и применения инструментальных средств для обработки данных |
практические занятия, консультации преподавателе й, самостоятельн ая работа с литературой, обсуждение подготовленн ых студентами рефератов. |
3 |
Анализ и управление затратами и себестоимо стью |
Управление себестоимостью: цели и содержание. Анализ поведения затрат и взаимосвязи затрат, оборота и прибыли. Анализ общей суммы затрат на производство продукции. Анализ затрат на рубль |
ОК-3; ОПК- 5 |
Знать: направления экономического анализа с учетом отраслевой специфики бизнеса, его размеров, вида организационно-управленческой структуры и целевой установки анализа, методики экономического анализа с учетом специфики хозяйствующего субъекта и обособленного направления аналитической работы, бухгалтерские, статистические, экономико-математические и качественные методы экономического |
Лекции, практические занятия, консультации преподавателе й, |
|
продукции. |
производственной продукции. Анализ себестоимости отдельных видов продукции. Анализ прямых и косвенных затрат. Методика определения резервов снижения себестоимости продукции |
|
анализа, закономерности функционирования современной экономики на микроуровне и макроуровне, основные понятия, категории и инструменты экономической теории и менеджмента, основные школы экономической теории и менеджмента и их вклад в развитие экономической и управленческой мысли основные особенности российской экономики. Уметь: читать экономическую и бухгалтерскую отчетность, составлять аналитические отчетные формы, оценивать информативность данных экономического анализа, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макро- и микроуровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально- экономической эффективности. Владеть: навыками использования всех возможных информационных источников информации о внутренней и внешней среде любого хозяйствующего субъекта, навыками выбора наиболее эффективных методов и подходов для анализа и оценки альтернативных вариантов обоснования развития хозяйствующего субъекта, навыками проведения аналитических процедур и обобщения в своей будущей научной или практической деятельности, методологией экономического исследования, методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей, навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений, навыками сбора и обработки необходимых данных, навыками выбора и применения инструментальных средств для обработки данных |
самостоятельн ая работа с литературой, обсуждение подготовленн ых студентами рефератов. |
|
Раздел 3. Методы факторного анализа результатов и эффективности экономической деятельности |
||||
1 |
Финансовы е результаты деятельнос ти хозяйству ющих субъектов, аналитичес кие методы |
Экономические факторы, влияющие на Финансовые результаты. Анализ финансовых результатов от продаж продукции, выполнения работ, оказания услуг. Анализ ценовой политики. Анализ прочих финансовых доходов и расходов. Управление и оптимизация прибыли коммерческой организации. Анализ рентабельности. Методика |
ОК-3; ОПК- 5 |
Знать: направления экономического анализа с учетом отраслевой специфики бизнеса, его размеров, вида организационно-управленческой структуры и целевой установки анализа, методики экономического анализа с учетом специфики хозяйствующего субъекта и обособленного направления аналитической работы, бухгалтерские, статистические, экономико-математические и качественные методы экономического анализа, закономерности функционирования современной экономики на микроуровне и макроуровне, основные понятия, категории и инструменты экономической теории и менеджмента, основные школы экономической теории и менеджмента и их вклад в развитие |
Лекции, практические занятия, консультации преподавателе й, самостоятельн ая работа с литературой, |
|
повышения ее результати вности. |
определения резервов роста прибыли и рентабельности. Анализ использования прибыли. Факторный анализ финансовых результатов. Экономическая интерпретация результатов факторного анализа. |
|
экономической и управленческой мысли основные особенности российской экономики. Уметь: читать экономическую и бухгалтерскую отчетность, составлять аналитические отчетные формы, оценивать информативность данных экономического анализа, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макро- и микроуровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально- экономической эффективности. Владеть: навыками использования всех возможных информационных источников информации о внутренней и внешней среде любого хозяйствующего субъекта, навыками выбора наиболее эффективных методов и подходов для анализа и оценки альтернативных вариантов обоснования развития хозяйствующего субъекта, навыками проведения аналитических процедур и обобщения в своей будущей научной или практической деятельности, методологией экономического исследования, методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей, навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений, навыками сбора и обработки необходимых данных, навыками выбора и применения инструментальных средств для обработки данных |
обсуждение подготовленн ых студентами рефератов. |
2 |
Анализ капитальн ых и финансовы х вложений (инвестици й). Методы повышения эффективн ости управления инвестиция ми. |
Основы инвестиционного анализа (анализа инвестиционных проектов). Расчет и оценка эффективности капитальных и финансовых вложений. Методы расчета потребности в инвестициях. Расчет и оценка показателей использования основного капитала и основных производственных средств. Расчет и оценка экономической эффективности использования основного капитала. Методика расчета потребности в оборотном капитале и величине собственных и оборотных средств. |
ОК-3; ОПК- 5 |
Знать: направления экономического анализа с учетом отраслевой специфики бизнеса, его размеров, вида организационно-управленческой структуры и целевой установки анализа, методики экономического анализа с учетом специфики хозяйствующего субъекта и обособленного направления аналитической работы, бухгалтерские, статистические, экономико-математические и качественные методы экономического анализа, закономерности функционирования современной экономики на микроуровне и макроуровне, основные понятия, категории и инструменты экономической теории и менеджмента, основные школы экономической теории и менеджмента и их вклад в развитие экономической и управленческой мысли основные особенности российской экономики. Уметь: читать экономическую и бухгалтерскую отчетность, составлять аналитические отчетные формы, оценивать информативность данных экономического анализа, анализировать во взаимосвязи экономические |
Лекции, практические занятия, консультации преподавателе й, самостоятельн ая работа с литературой, обсуждение подготовленн ых студентами рефератов. |
|
|
Факторный анализ эффективности капитальных и финансовых вложений. Экономическая интерпретация результатов факторного анализа. |
|
явления, процессы и институты на макро- и микроуровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально- экономической эффективности. Владеть: навыками использования всех возможных информационных источников информации о внутренней и внешней среде любого хозяйствующего субъекта, навыками выбора наиболее эффективных методов и подходов для анализа и оценки альтернативных вариантов обоснования развития хозяйствующего субъекта, навыками проведения аналитических процедур и обобщения в своей будущей научной или практической деятельности, методологией экономического исследования, методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей, навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений, навыками сбора и обработки необходимых данных, навыками выбора и применения инструментальных средств для обработки данных |
|
3 |
Анализ финансово го состояния хозяйству ющих субъектов, аналитичес кие методы обоснован ия его улучшения . |
Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния и финансовой устойчивости хозяйствующих субъектов. Система показателей, характеризующих финансовое состояние. Бухгалтерский баланс, его сущность и порядок отражения в нем хозяйственных операций. Анализ источников формирования капитала предприятия. Анализ финансовой устойчивости предприятия. Анализ платежеспособности и ликвидности предприятия. Диагностика риска банкротства различных хозяйствующих субъектов. Факторный анализ показателей финансового состояния. Экономическая интерпретация результатов факторного анализа. |
ОК-3; ОПК- 5 |
Знать: направления экономического анализа с учетом отраслевой специфики бизнеса, его размеров, вида организационно-управленческой структуры и целевой установки анализа, методики экономического анализа с учетом специфики хозяйствующего субъекта и обособленного направления аналитической работы, бухгалтерские, статистические, экономико-математические и качественные методы экономического анализа, закономерности функционирования современной экономики на микроуровне и макроуровне, основные понятия, категории и инструменты экономической теории и менеджмента, основные школы экономической теории и менеджмента и их вклад в развитие экономической и управленческой мысли основные особенности российской экономики. Уметь: читать экономическую и бухгалтерскую отчетность, составлять аналитические отчетные формы, оценивать информативность данных экономического анализа, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макро- и микроуровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально- экономической эффективности. Владеть: навыками использования всех возможных информационных |
Лекции, практические занятия, консультации преподавателе й, самостоятельн ая работа с литературой, обсуждение подготовленн ых студентами рефератов. |
|
|
|
|
источников информации о внутренней и внешней среде любого хозяйствующего субъекта, навыками выбора наиболее эффективных методов и подходов для анализа и оценки альтернативных вариантов обоснования развития хозяйствующего субъекта, навыками проведения аналитических процедур и обобщения в своей будущей научной или практической деятельности, методологией экономического исследования, методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей, навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений, навыками сбора и обработки необходимых данных, навыками выбора и применения инструментальных средств для обработки данных |
|
4 |
Факторный анализ рисков экономиче ской деятельнос ти. |
Финансовые коэффициенты. Критерии оценки деятельности различных хозяйствующих субъектов с помощью финансовых коэффициентов. Комплексные показатели эффективности использования активов и рыночной активности. Факторные модели оценки рисков экономической деятельности на основе финансовых коэффициентов. |
ОК-3; ОПК- 5 |
Знать: направления экономического анализа с учетом отраслевой специфики бизнеса, его размеров, вида организационно-управленческой структуры и целевой установки анализа, методики экономического анализа с учетом специфики хозяйствующего субъекта и обособленного направления аналитической работы, бухгалтерские, статистические, экономико-математические и качественные методы экономического анализа, закономерности функционирования современной экономики на микроуровне и макроуровне, основные понятия, категории и инструменты экономической теории и менеджмента, основные школы экономической теории и менеджмента и их вклад в развитие экономической и управленческой мысли основные особенности российской экономики. Уметь: читать экономическую и бухгалтерскую отчетность, составлять аналитические отчетные формы, оценивать информативность данных экономического анализа, анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макро- и микроуровне, выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально- экономической эффективности. Владеть: навыками использования всех возможных информационных источников информации о внутренней и внешней среде любого хозяйствующего субъекта, навыками выбора наиболее эффективных методов и подходов для анализа и оценки альтернативных вариантов обоснования развития хозяйствующего субъекта, навыками проведения аналитических процедур и обобщения в своей будущей научной или |
Лекции, практические занятия, консультации преподавателе й, самостоятельн ая работа с литературой, обсуждение подготовленн ых студентами рефератов. |
|
|
|
|
практической деятельности, методологией экономического исследования, методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей, навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений, навыками сбора и обработки необходимых данных, навыками выбора и применения инструментальных средств для обработки данных |
|
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины «Экономический анализ» используются следующие образовательные технологии:
Стандартные методы обучения: лекции;
практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, раскрываемые в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; лабораторные работы; письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно- графические задания; консультации преподавателей;
самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим и (или) лабораторным занятиям, выполнение указанных выше письменных или устных заданий, работа с литературой и др.
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
интерактивные лекции;
анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода и имитационных моделей; обсуждение подготовленных студентами эссе;
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Для проведения занятий лекционного типа имеются проекторы и наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программе дисциплины рабочим учебным программам дисциплин.
Помещения для самостоятельной работы обучающихся оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети «Интернет» и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.
Обучающиеся обеспечены индивидуальным неограниченным доступом к электронным библиотечным системам - Znanium.com и Университетская библиотека online, обеспечивающим возможность доступа обучающихся из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда обеспечивает одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.
Обучающимся обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе и в случае применения электронного обучения, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам.
4.1 Рекомендуемая литература Основная литература (О):
1. Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия: Учебник для бакалавров / Л.В Прыкина - М.: Дашков и К, 2016. - 256 с - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2. php?book=532946
2. Савицкая Г.В. Комплексный анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Г.В. Савицкая. - 7-е изд.. перераб. и доп. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 608 с- Режим доступа:
http://znanium.com/bookread2.php?book=516525 Нормативно-правовые документы (НПД):
1. Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127- ФЗ. Принят Государственной Думой 27.09.2002. Одобрен Советом Федерации 16.10.2002
// Собрание законодательства РФ. - 28.10.2002. - № 43. - ст. 4190.
2. Постановление Правительства РФ от 25.06.2003 № 367 «Об утверждении Правил проведения арбитражным управляющим финансового анализа» // Российская Бизнес- газета. - 08.07.2003. - № 26.
3. Приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 02.07.2010 № 66н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2010. -30 августа. - № 35.
4. Приказ Минэкономразвития РФ «Об утверждении Методики проведения Феде ральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций» от 21.04.2006 № 104 // Российская газета. - 29.06.2006.- №138.-С. 55.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99. Утверждено приказом Министерства финансов Российской Федерации от 06.07.1999 № 43н // Экономика и жизнь. - 1999. - № 35.
Дополнительная литература (Д):
1. Александров О.А. Экономический анализ: Учебное пособие / О.А. Александров
- М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 179 с - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=539064
2. Климова Н. В. Экономический анализ (с традиционными и интерактивными формами обучения): Учебное пособие /Н.В. Климова. - 2-е изд. - М.: Вузовский учебник, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 287 с - Режим доступа: http://znanium.com/bookread2.php?book=535303
3. Мельник М. В. Комплексный экономический анализ: Учебное пособие / М.В. Мельник, С.Е Егорова. Н.Г. Кулакова и др. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 352 с. - Режим доступа:
http://znanium.com/bookread2.php?book=529368
4. Назарова С.И. Экономический анализ предприятия. Методы экономического анализа / С.И. Назарова // Научные основы современного прогресса: Сборник статей международной научно-практической конференции, 2016. - С. 94-97. - Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=26118780
5. Шарудина З.А. Аналитические возможности упрощенной бухгалтерской отчетности при проведении внешнего анализа финансового состояния малого предприятия /
З.А. Шарудина // Экономика и предпринимательство. - 2016. - № 4-1 (69-1). - С. 1086- 1092. - Режим доступа:
http://elibrary.ru/item.asp?id=26095187
6. Журнал «Экономический анализ: теория и практика». - М.: ООО «Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ».
7. Accounting and tax reporting of financial results / Дейч У.10. [Znanium.com, 2016, вып. №1-12, стр. 0-0] - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=774386
4.2 Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет», необходимых дли освоения дисциплины
1. wwvv.consultant.ru (официальный сайт компании «КонсультантПлюс»),
2. www.garant.ru (информационно-правовой портал Гарант.ру),
3. http://www.gks.ru (сайт Федеральной службы государственной статистики),
4. http://www.forecast.ru (сайт центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования),
5. http://www.rbc.ru (сайт сообщений и материалов информационного агентства
«РБК»).
4.3 Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем
Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине «Экономический анализ», включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем, представлен в таблице 4.1
Таблица 4.1
Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем |
Номера тем |
1. СПС «КонсультантПлюс» |
1-7 |
2. СПС «Гарант» |
1-7 |
3. MS Office Word (для подготовки рефератов) |
1,2,7 |
4. MS Office PowerPoint (для разработки презентаций) |
1,2,7 |
4.4 Перечень учебно-методического обеспечении для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине
Задания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Экономический анализ» приведены в «Методических указаниях по подготовке к практическим занятиям и организации самостоятельной работы студентов с использованием интерактивных, инновационных форм обучения» для студентов направления подготовки программы бакалавриата 38.03.02 Менеджмент направленность (профиль) Менеджмент организации, которое представлено на сайте компьютерной поддержки учебной деятельности Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.