Contacts:
-
ТЕ
Татьяна Николаевна ЕгорушкинаУчитель
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
Настоящая программа разработана в соответствии с:
- Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015);
- Приказом Министерства образования Российской Федерации от 25.03.2003г. № 1154 «Об утверждении положения о порядке проведения практики бакалавров образовательных учреждений высшего профессионального образования»;
- Федеральным, государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования подготовки бакалавров (далее ФГОС) 38.03.01 «Экономика»;
Положением о практике обучающихся осваивающих, основные профессиональные образовательные программы высшего образования, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».
В соответствии с ФГОС ВО по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика» практика является обязательным разделом ОПОП бакалавриата. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
В Блок 2 «Практики» входят учебная и производственная практики.
Учебная практика проводится в форме:
- практика по получению первичных профессиональных умений и навыков (далее учебная практика).
Производственная практика проводится в формах:
- практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (далее производственная практика);
- преддипломная практика (далее преддипломная практика), которая проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.
1.1 Цель практики
Целью прохождения практики, является получение профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по направлению подготовки 38.03.01 Экономика профилю «Финансы и кредит» является
- закрепление и углубление теоретических знаний, по мировой экономике и международным экономическим отношениям и применение полученных знаний при решении конкретных экономических, научных и производственных задач;
- приобретение практических навыков осуществления конкретной внешнеэкономической деятельности коммерческих организаций.
- сбор и систематизация информации, необходимой для написания выпускной квалификационной работы,
1.2 Задачи практики
Задачами практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности являются:
- изучить особенности практической работы в сфере международных экономических отношений;
- овладеть навыками делового общения, принятия организационно-управленческих решений, сбора информации, расчета экономических показателей, анализа и интерпретации деятельности профильных хозяйствующих субъектов;
- развить навыки аналитической и научно-исследовательской деятельности, подготовки аналитических отчетов и информационных обзоров;
- овладеть методами и приобрести опыта решения профессиональных задач.
1.3 Место практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)
«Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» относится к вариативной части блока Б2.П.1 (Производственная практика) учебного плана ОПОП ВО.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Показатель объема дисциплины |
Всего часов |
||
Очная ф.о. |
Заочная ф.о. |
Очно-заочная ф.о. |
|
Объем дисциплины в зачетных единицах |
3 ЗЕТ |
||
Объем дисциплины в часах |
108 |
||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (Контакт.часы), (всего) |
4 |
|
|
1. Аудиторная работа (Ауд.)всего: |
2 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2.Электронного обучения (Элек.) |
|
|
|
3.Индивидуальные консультации (ИК) (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов) |
2 |
|
|
4.Контактная работа по промежуточной аттестации (Катт) (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов) |
2 |
|
|
5.Консультация перед экзаменом (КЭ) |
|
|
|
6.Контактная работа по промежуточной аттестации в период экз.сессии /сессии заочников (Каттэк) |
|
|
|
Самостоятельная работа, всего: |
104 |
|
|
том числе: |
|
|
|
-самостоятельная работа в семестре (СР) |
104 |
|
|
-самостоятельная работа в период экз.сессии (Контроль) |
|
|
|
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности основывается на знании следующих дисциплин учебного плана: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Финансы», «Бухгалтерский учет», «Экономический анализ».
1.4 Вид практики, тип, способ и форма (формы) проведения практики
Вид практики для студентов направления 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) направленность (профиль) «Финансы и кредит» - производственная практика.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.11.1015 года № 1327, Блок 2 «Практики» в полном объеме относится к вариативной части образовательной программы.
Тип учебной практики – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Способом проведения практики «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности», входящей в Блок 2 «Практики» учебного плана основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) «Финансы и кредит» является - стационарная.
Форма проведения учебной практики «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» - дискретно (путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения данного вида практики).
Формой проведения практики является работа обучающегося на предприятии, выбранном как место прохождения практики, в качестве практиканта, стажера, или работника, зачисленного на штатную должность на предприятии, соответствующую уровню квалификации, а также на базе Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Руководство практикой осуществляется руководителем практики от кафедры филиала из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (далее - руководитель практики от кафедры филиала) и руководителем (руководителями) практики из числа работников профильной организации (далее - руководитель практики от организации).
Для руководства практикой, проводимой в филиале, назначается руководитель (руководители) практики от филиала из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу образовательной организации.
1.5 Место и время проведения учебной практики
Учебная практика «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» проводится в организациях и учреждениях, на промышленных предприятиях, в коммерческих банках, в сфере малого бизнеса, в органах государственной власти, которые должны отвечать требованиям: соответствовать направлению подготовки (направленности (профилю), содержанию программы практики.
Практика проводится в форме самостоятельной работы бакалавра, направленной на ознакомление с особенностями профессиональной работы, включая выполнение индивидуального задания руководителя.
Определение места прохождения учебной практики для студентов зависит от предмета научного и аналитического интереса обучающегося. Основным требованием к месту прохождения практики является соответствие направления подготовки студента, профилю деятельности либо всего предприятия, либо одного из его подразделений.
Организация проведения практики осуществляется на основе договоров с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО. Практика может быть проведена непосредственно в структурных подразделениях филиала.
Студентам предоставлен выбор прохождения практики:
- на основе прямых договоров, заключенных между предприятием (организацией) и филиалом;
- в форме самостоятельного практикума: студент самостоятельно находит предприятие (организацию) в качестве базы практики и информирует кафедру о месте её прохождения за месяц до начала практики. Время проведения преддипломной практики определяется графиком учебного процесса.
От учреждения или предприятия, выбранного в качестве места прохождения практики, студент обязан предоставить гарантийное письмо или договор, подтверждающие готовность данной организации обеспечить студенту возможность прохождения практики. Гарантийное письмо или договор является официальным документом.
Время проведения практики определяется календарным учебным графиком по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит».
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор места прохождения учебной практики учитывает состояние здоровья и требования доступности.
1.6 Планируемые результаты прохождения практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы
В результате прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности должны быть сформированы следующие компетенции:
ОК-3 Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
Знать: базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов; основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов; основы функционирования финансовых рынков; условия функционирования национальной экономики, понятия и факторы экономического роста; знать основы российской налоговой системы.
Уметь: анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в профессиональной сфере; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для профессиональных проектов; решать типичные задачи, связанные с профессиональным и личным финансовым планированием; искать и собирать финансовую и экономическую информацию.
Владеть: методами финансового планирования профессиональной деятельности, использования экономических знаний в профессиональной практике.
ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения компетенции ОК-7 студент должен:
Знать: пути и средства профессионального самосовершенствования: профессиональные форумы, конференции, семинары, тренинги, повышение квалификации, магистратура, аспирантура; систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления; закономерности профессионально-творческого и культурно-нравственного развития.
Уметь: анализировать информационные источники (сайты, форумы, периодические издания); анализировать культурную, профессиональную и личностную информацию и использовать ее для повышения своей квалификации и личностных качеств.
Владеть: навыками организации самообразования, технологиями приобретения, использования и обновления социально-культурных, психологических, профессиональных знаний.
ОПК-3 Способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы
В результате освоения компетенции ОПК-3 студент должен:
Знать: базовые инструментальные средства необходимые для обработки экономических данных; понятия и возможность выбрать основные инструментальные средства обработки финансовых и экономических данных; основные виды инструментальных средств; знать основные экономические показатели для выявления экономического роста российской рыночной экономики.
Уметь: анализировать финансовую, производственную и экономическую информацию, необходимую для обоснования полученных выводов; обосновывать все виды экономических рисков и анализировать проведённые расчеты; проводить обработку экономических данных, связанные с профессиональной задачей; собирать финансовую и экономическую информацию и выбирать для этого оптимальные инструментальные средства.
Владеть: методами выбора инструментальных средств для обработки экономических данных; вариантами расчетов экономических показателей; системой выводов для обоснования полученных результатов при расчетах экономических данных.
ОПК-4 Способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственности.
В результате освоения компетенции ОПК-4 студент должен:
Знать: основы отечественного законодательства, касающиеся организационно-управленческих решений; основные положения законодательных документов и договоров, применяемых в РФ; механизм применения основных нормативно-организационных и управленческих документов; основные акты об ответственности за управленческие решения.
Уметь: оперативно находить нужную информацию в управленческих и рекомендательных документах; грамотно использовать информацию найденную в управленческих и рекомендательных документах; с позиций управленческо-правовых норм анализировать конкретные ситуации, возникающие в повседневной практике; анализировать и оценивать организационно-управленческие решения; принимать адекватные решения при возникновении критических, спорных ситуаций.
Владеть: навыками применения организационно-управленческих решений в текущей профессиональной деятельности.
ПК-1- Способностью собирать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
В результате освоения компетенции ПК-1 студент должен:
Знать: основные экономические и социально-экономические показатели, применяемые для характеристики хозяйствующего субъекта экономики; основные варианты расчетов экономических показателей; показатели, характеризующие рост производительности труда и рост заработной платы предприятий в рыночной экономике.
Уметь: проводить обоснование правильности выбора сбора экономических и социально-экономических показателей; анализировать экономические и социально-экономические показатели; системно анализировать социально-экономические показатели; делать выводы и обосновывать полученные конечные результаты; подготовить после анализа экономических и социально-экономических показателей доклад, статью, курсовую работу, выпускную квалификационную работу, презентацию и т.д.. пользоваться основными выводами при написании и опубликовании статьи и доклада.
Владеть: навыками работы с аналитическими данными, полученными при обосновании деятельности хозяйствующего субъекта; экономическими основами профессиональной деятельности.
ПК-2 -Способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
В результате освоения компетенции ПК-2 студент должен:
Знать: основную нормативно-правовую базу экономических показателей; основные типовые методики при расчете экономических и социально-значимых показателей; основные показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; виды расчетов экономических показателей.
Уметь: проводить обоснование правильности выбора типовой методики при сборе социально-экономических показателей; системно подвести типовую методику для расчета показателей работы хозяйствующего субъекта; анализировать социально-экономические показатели, используя нормативно-правовую базу; анализировать многообразие социально-экономических показателей; делать выводы и обосновывать полученные конечные результаты согласно нормативно-правовой базы.
Владеть: основами предлагаемых для расчетов типовых методик; действующей нормативно-правовой базой используемой для расчетов экономических показателей; обоснованием расчетов социально-экономических показателей хозяйствующего субъекта.
ПК-3- Способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
В результате освоения компетенции ПК-3 студент должен:
Знать: стандарты, используемые в мировом пространстве; основные стандарты, действующие в России для предприятий и организаций; базовые экономические понятия и стандарты, применяемые в организации; объективные основы составления экономических планов; основы планирования, бизнес-планирования и бюджетирования.
Уметь: анализировать экономические разделы планов; использовать информацию, необходимую для составления различных разделов планов; обосновывать расчёты, представленные в отдельных разделах плана; принимать обоснованные решения и применять стандарты в профессиональной сфере; решать типичные задачи, связанные с составлением планов и применять их при решении созданные в организации стандарты; собирать экономическую информацию используя ее при составлении экономических разделов планов.
Владеть: методами экономических расчетов для составления планов, согласно стандартам предприятия и организации.
ПК-5 Способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
В результате освоения компетенции ПК-5 студент должен:
Знать:
- систему бухгалтерской и финансовой информации;
- возможности предприятий, организаций и ведомств различных форм собственности при проведении финансово-хозяйственного анализа;
- специфику различных форм бухгалтерско-статистической отчетности;
- содержание форм отчетности предприятий, организаций различных форм собственности.
Уметь:
– заполнять формы отчетности, содержащие финансово-бухгалтерскую информацию;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий;
- передавать составленные формы отчётности через сеть Интернет.
Владеть:
- навыками анализа финансово-бухгалтерской информации;
- методами принятия управленческих решений после проведения анализа бухгалтерской информации предприятий, организаций, ведомств, предприятий.
ПК-10-Способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии
В результате освоения компетенции ПК-10 студент должен:
Знать:
- основные методы решения коммуникативных задач;
- специфику различных способов решения коммуникативных задач;
- современные технические средства и информационные технологии, используемые при решении коммуникативных задач;
Уметь:
- пользоваться современными техническими средствами и информационными технологиями при решении коммуникативных задач.
Владеть:
- навыками для самостоятельного, методически правильного решения коммуникативных задач;
- техническими средствами и информационными технологиями при решении коммуникативных задач.
ПК-19 - способность рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений
В результате освоения компетенции ПК-19 студент должен:
Знать:
- показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-обеспечение исполнения и контроля бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-показатели сметы казенных учреждений и планов финансово-хозяйственной деятельности автономных и бюджетных учреждений
Уметь:
-рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-обеспечивать исполнения и контроля бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-составлять сметы казенных учреждений и планов финансово-хозяйственной деятельности автономных и бюджетных учреждений
Владеть:
-навыками расчетов показателей проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-навыками обеспечения исполнения и контроля бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-навыками составления сметы казенных учреждений и планов финансово-хозяйственной деятельности автономных и бюджетных учреждений
ПК-20 -Способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
В результате освоения компетенции ПК-20 студент должен:
Знать:
- общие налоговые понятия, элементы налогов
- порядок исчисления и уплаты основных налогов и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды
- работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы РФ
Уметь:
-производить расчеты налоговых баз и сумм отдельных налогов
-решать конкретные вопросы, связанные с налогами вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы РФ
Владеть:
-навыками применения полученных знаний в области налогообложения в практической деятельности
-способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы РФ
-способностью обобщать и делать выводы по налогообложению и планированию в составе бюджетов бюджетной системы РФ
ПК-21
ПК-22-способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля
В результате освоения компетенции ПК-22 студент должен:
Знать:
- нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области банковской деятельности, учета и контроля.
Уметь:
- применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области банковской деятельности, учета и контроля;
- вести работу по финансовому контролю, применяя нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области банковской деятельности, учета и контроля.
Владеть:
- навыками самостоятельного применения норм, регулирующих налоговые и валютные отношения в области банковской деятельности, учета и контроля в этой сфере.
ПК-23 - способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать
меры по реализации выявленных отклонений
В результате освоения компетенции ПК-23 студент должен:
Знать:
- источники информации, законодательные и другие нормативные акты по организации
и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления.
Уметь:
- выявить отклонения при реализации мероприятий финансового
контроля в секторе государственного и муниципального управления;
- принимать меры по реализации выявленных в мероприятиях по проведению
финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления отклонений.
Владеть:
-навыками самостоятельного применения мер по результатам реализации выявленных в мероприятиях по проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления
II СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация практики предусматривает ее проведение в три этапа: подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный этап включает инструктаж со стороны кафедры о порядке прохождения практики, о закреплении преподавателей кафедры «Экономика, менеджмент и торговое дело» для осуществления учебно-методического руководства.
В ходе основного этапа обучающийся выполняет, сформированное научным руководителем индивидуальное задание (программу практики).
В рамках основного этапа практика включает выполнение работ по двум разделам:
- сбор, обработка и анализ информации, необходимой для выполнения общего задания — реализуется с использованием метода наблюдения в процессе ознакомительной работы на базе практики;
- выполнение индивидуального задания — реализуется в процессе индивидуальной работы обучаемого в рамках сформированного индивидуального задания.
Сбор, обработка и анализ информации, необходимой для выполнения общего задания включает в себя:
- изучение основных нормативных правовых и методических документов, регламентирующих организацию деятельности объекта прохождения практики. Изучение характеристики деятельности объекта прохождения практики (цель, задачи, предмет деятельности, виды деятельности, финансовое обеспечение деятельности);
- ознакомление со структурой объекта прохождения практики, основными функциями экономических служб, производственных и управленческих подразделений, учредительными документами;
- ознакомление с должностными инструкциями сотрудников, изучить работу специалистов в структурном подразделении, где проходит практика;
- ознакомление с ведением бизнес-процессов и с организацией бизнес-планирования;
- ознакомление с формами контроля, существующими на предприятии, оценить систему внутреннего контроля;
- ознакомление и оценка учетной политики предприятия на предмет ее соответствия целям, задачам и масштабам деятельности предприятия;
- изучение содержания, организацию и методы аналитического обоснования управленческих решений на предприятии, а также необходимые для этой работы источники экономической информации;
- изучение методики составления бизнес-планов организации, а также порядок оперативного контроля и анализа его выполнения по основным показателям деятельности, проверить обоснованность и взаимоувязанность основных показателей деятельности организации.
По результатам предварительного ознакомления с особенностью деятельности организации студент готовит её краткую технико-экономическую характеристику, в которой должны быть отражены:
- объем и тип организации, производственный профиль, организационная структура, особенности, связанные с функционированием данного хозяйствующего субъекта;
- важнейшие финансово-хозяйственные показатели деятельности организации;
- анализ формирования бизнес-плана организации;
- предварительная проверка отчета: полнота и правильность составления годового отчета предприятия, взаимная согласованность показателей отчетности и отчетных данных, предоставляемых в органы госстатистики, внебюджетные фонды, налоговую службу;
- содержание, организация и методы аналитического обоснования управленческих решений в организации, а также необходимые для этой работы источники экономической информации.
Выполнение индивидуального задания включает в себя:
- изучение специальной литературы и другой научной информации, необходимой для выполнения индивидуального задания;
- осуществление сбора, обработки, анализа и систематизации информации.
На заключительном этапе обучающийся должен составить письменный отчет о результатах практики в соответствии с индивидуальным заданием (программой), предоставить его в установленный срок на кафедру с приложением дневника и отзыва руководителя практики от организации.
Структура практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности представлена в таблице 2.
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Таблица 2 - Структура практики получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
п/п |
Этапы (разделы) практики |
Всего, час. |
Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации |
|||
Ознакомительные лекции, собрания |
Инструктаж по технике безопасности |
Сбор аналитического и литературного материала |
Обработка, систематизация фактического и литературного материала |
||||
1 |
Подготовительный этап: консультация преподавателя
|
|
|
|
|
|
Собеседование с руководителем Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос |
2 |
Подготовительный этап: установочная лекция |
1 |
1 |
|
|
|
Собеседование с руководителем Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос |
3 |
Подготовительный этап: первый день практики |
1 |
|
1 |
|
|
Собеседование с руководителем Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос |
4 |
Основной этап: (первая неделя). |
80 |
|
|
50 |
30 |
Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос Контроль качества выполнения разделов отчета в соответствии с программой-заданием и индивидуальным заданием (самостоятельная работ |
5 |
Основной этап: (вторая неделя). |
20 |
|
|
10 |
10 |
Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос Контроль качества выполнения разделов отчета в соответствии с программой-заданием и индивидуальным заданием (самостоятельная работ |
6 |
Заключительный этап: подготовка отчета по практике |
2 |
|
|
|
2 |
Контроль качества оформления отчета и дневника по практике (самостоятельная работа)
|
7 |
Заключительный этап: защита отчета по практике |
2 |
|
|
|
2 |
Зачет по практике |
|
Всего: |
108 |
1 |
1 |
60 |
44 |
|
Примечание: к видам учебной работы на производственной практике могут быть отнесены: ознакомительные лекции, инструктаж по технике безопасности, мероприятия по сбору, обработке и систематизации фактического и литературного материала, наблюдения, измерения и др., выполняемые как под руководством преподавателя, так и самостоятельно.
Таблица 3 - Содержание практики получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
п/п |
Этапы (разделы) практики |
Содержание выполняемых работ (виды работ на практике, включая самостоятельную работу студента) |
Формируемые компетенции |
Формы текущего контроля |
1 |
Подготовительный этап: консультация преподавателя |
Выбор, уточнение и согласование индивидуального задания на практику. Составление плана практики. Инструктаж по технике безопасности. |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Собеседование с руководителем Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос |
2 |
Подготовительный этап: установочная лекция |
Ознакомительная лекция о содержании и сроках проведения практики |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Собеседование с руководителем Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос |
3 |
Подготовительный этап: первый день практики |
Согласование с руководителем практики от университета и от предприятия календарного плана прохождения практики, отражающего все мероприятия, необходимые для выполнения задания
|
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Развернутый календарный план прохождения практики |
4 |
Основной этап: сбор, обработка и анализ информации, необходимой для выполнения общего задания (первая неделя). |
Сбор, обработка и анализ информации, необходимой для выполнения общего задания. Данное задание включает в себя знакомство с предприятием (организацией), его организационно-правовой формой, учредительными документами, а также функциями основных структурных подразделений. Знакомство с профилем деятельности организации (предприятия) в целом и со структурой подразделения прохождения практики. Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность организации (предприятия), в том числе должностных инструкций работников подразделения. Изучение оперативного и стратегического планирования и проектирования деятельности организации (предприятия). Анализ состояния макроэкономической среды, динамики ее применения и влияния на организацию (предприятие); оценка рыночных и специфических рисков и эффективности принимаемых управленческих решений |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Собеседование с руководителем Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос |
5 |
Основной этап: выполнение индивидуального задания: (вторая неделя)
|
Выполнение индивидуального задания Общая характеристика и актуальность данной темы, структура работы, аннотация основных источников. Обучающийся должен дать оценку всех направлений деятельности организации, более подробно ознакомиться с теми ее сторонами, которые сторон непосредственно связаны с его будущей специальностью, провести необходимые научные исследования. В ходе выполнения индивидуального задания обучающийся осуществляет сбор и предварительную обработку фактического статистического материала, необходимого для написания теоретической и практической части учебной практики. Знакомство с профилем деятельности организации (предприятия) в целом и со структурой подразделения прохождения практики. Изучение нормативных документов, регламентирующих деятельность организации (предприятия), в том числе должностных инструкций работников подразделения. Изучение оперативного и стратегического планирования и проектирования деятельности организации (предприятия). Анализ состояния макроэкономической среды, динамики ее применения и влияния на организацию (предприятие); оценка рыночных и специфических рисков и эффективности принимаемых управленческих решений |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос Контроль качества выполнения разделов отчета в соответствии с программой-заданием и индивидуальным заданием (самостоятельная работ |
6 |
Заключительный этап: подготовка отчета по практике |
Написание, оформление, сдача отчета по практике На отчетном этапе обучающимися формируется отчет о практике, содержаний выводы по каждому пункту общего и индивидуального заданий, и его защиту. При написании отчета по практике обучающийся учитывается замечания руководителя практики и после их устранения окончательно оформляется отчет. Подготовленный отчета по практики представляется руководителю практики. |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос Контроль качества выполнения разделов отчета в соответствии с программой-заданием и индивидуальным заданием (самостоятельная работ |
7 |
Заключительный этап: защита отчета по практике |
Защита отчета по практике. Обучающийся проходит процедуру защиты отчета по практике, по результатам которой ему выставляется оценка по практике |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Зачет по практике - |
Задание на практику
В первый день практики студент совместно с руководителем от организации составляет календарный план прохождения практики. В плане должны быть отражены все мероприятия (управленческого и общественного характера) необходимые для выполнения полученного задания.
Задание на практику состоит из двух частей.
Первая часть – общее задание
При выполнении общего задания студентом-практикантом должны быть отражены следующие вопросы:
- Правовые основы функционирования организации.
- Масштаб и характер деятельности организации
- Миссия, цели и задачи организации.
- Стратегия и тактика управления организацией.
- Анализ организационной структуры управления компании.
- Имидж компании и уровень развития организационной культуры.
- Анализ деятельности основных функциональных подразделений (подсистем) организации.
Более подробно задания на практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (с комментариями по их выполнению) приведены в таблице 4.
Информационной базой для выполнения общего задания служат учредительные документы организации, положение об организации и др. статистические и отчетные материалы.
Таблица 4 - Анализ организации, ее структуры и основных функциональных подсистем
Объект анализа |
Предмет изучения |
Примечание |
1.Знакомство с предприятием, его производственной, организационно-функциональной структурой, с экономическими характеристиками и показателями деятельности предприятия, изучение и анализ документов, характеризующих систему управления организацией. |
1. Ознакомление с предприятием, его производственной, организационно-функциональной структурой, с экономическими характеристиками и показателями деятельности предприятия: миссия и стратегия развития предприятия; основные этапы создания и развития предприятия − краткая историческая справка; существующая организационно-правовая форма предприятия; ассортимент выпускаемой продукции или услуг, их назначение; основные технико-экономические показатели (ТЭП) работы предприятия за рассматриваемый период, их динамика (объем производства, численность рабочих, рентабельность и др.) |
Представить копии основных организационных документов |
2.Ознакомление с видами деятельности и общей структурой управления организации.
|
- состав линейных руководителей, а также административного, консультативного и обслуживающего аппарата; - линейные и штабные полномочия руководителей первого и второго уровней; - перечень должностей, наделенных рекомендательными, согласовательными и функциональными полномочиями (по каким вопросам); - примеры действий или отсутствия действий принципа единоначалия; - особенности делегирования полномочий в фирме: нежелание руководителей делегировать полномочия или боязнь ответственности у подчиненных, указать основные причины; - примеры, объясняющие содержание операций (утверждает, согласовывает, готовит) при работе с управленческой документацией. - организационная структура управления в виде схемы, - определить число уровней управления, количество структурных подразделений, - сформулировать основную цель работы каждого из них - определить тип структуры управления, указать их достоинства и недостатки; - установить существующие информационные взаимосвязи должностного лица или структурного подразделения, как по горизонтали, так и по вертикали (привести примеры); - структура отдела охраны труда и его функции; - средства защиты окружающей среды и фактическое содержание мероприятий; По собранному о деятельности фирмы материалу студент делает вывод об экономическом и организационном состоянии предприятия |
- представить организационную структуру в виде схемы, определить число уровней управления, количество структурных подразделений, сформулировать основную цель работы каждого из них ; - определить тип структуры управления (линейная, функциональная, линейно - функциональная, матричная, штабная, программно - целевая и т.п.) и указать ее достоинства и недостатки; представить ее в виде схемы «Организационная структура управления»; - Проанализировать виды и содержание деятельности, функции, выполняемые менеджером в организации |
3.Изучение особенностей социальной подсистемы |
Познакомиться с работой службы управления персоналом и его отделами. Обратить внимание на кадровую документацию и отчетность. - перечислить функции отдела кадров (кадровой службы); - рассмотреть основные кадровые показатели: численность персонала, удельный вес рабочих, АУП, специалистов, служащих, средний возраст работающих, текучесть кадров и т.д. за 2-3 года - указать основные причины текучести кадров, а также категорию персонала, где она наиболее ярко выражена; - указать формы повышения квалификации, используемые на предприятии; - представить статистику профессионального обучения; - рассмотреть применяемую на фирме процедуру аттестации персонала (формы, этапы аттестации и критерии оценки). - перечислить существующие формы заработной платы по категориям персонала По собранному о деятельности фирмы материалу студент делает вывод об экономическом и организационном состоянии предприятия |
- перечислить функции службы управления персоналом; - перечислить используемые в организации кадровые технологии; - перечислить социальные программы в организации, выделив их направленность, категорию работников, планируемую эффективность; - описать используемые в организации методы управления и подтвердить их практическим примером. |
4.Знакомство с маркетинговой подсистемой управления. Изучение и описание основных элементов внешней среды организации |
Подходы, которые используются организацией при взаимодействии с рынком (производственный или клиентский). Положение организации на рынке (характеристика внешней среды) - дать краткую характеристику рынка, на котором работает предприятие; - сделать сравнительный конкурентный анализ с выявлением сильных и слабых стороны конкурентов и рассматриваемого предприятия; - оценить сегментные группы потребителей основной продукции фирмы (по полу, возрасту, роду занятий, стилю жизни и т.д.); - проанализировать способы изучения покупательского спроса на продукцию и услуги фирмы (анкетный опрос покупателей, мониторинг продаж и т.д.); - оценить виды рекламы и каналы ее размещения; - определить виды стратегий, реализуемые фирмой; - выяснить, кем осуществляется стратегическое управление; - оценить, как формируются и выполняются стратегические цели и стратегии фирмы; - перечислить основные ключевые факторы успеха для отрасли, в которой работает предприятие. - дать краткую характеристику рынка, на котором работает предприятие; - сделать сравнительный конкурентный анализ с выявлением сильных и слабых стороны конкурентов и рассматриваемого предприятия; - оценить сегментные группы потребителей основной продукции фирмы (по полу, возрасту, роду занятий, стилю жизни и т.д.); - проанализировать способы изучения покупательского спроса на продукцию и услуги фирмы (анкетный опрос покупателей, мониторинг продаж и т.д.); - оценить виды рекламы и каналы ее размещения; - определить виды стратегий, реализуемые фирмой; - выяснить, кем осуществляется стратегическое управление; - оценить, как формируются и выполняются стратегические цели и стратегии фирмы; - перечислить основные ключевые факторы успеха для отрасли, в которой работает предприятие. По собранному о деятельности фирмы материалу студент делает вывод об экономическом и организационном состоянии предприятия |
- перечислить основные элементы внешней среды организации: макросреды (политические, экономические, социокультурные, технологические) и микросреды (клиенты, потребители продукта, поставщики; конкуренты, общественные группы); - описать особенности стратегий организации (предприятия) на отечественном или внешнем рынке; - дать характеристику ключевых факторов успеха отрасли, в которой работает организация (предприятие). |
5.Знакомство и описание производственно - технической подсистемы (организация основного производственного процесса) |
Знакомство с основным, вспомогательным и обслуживающим производством организации (предприятия) и ее структурными подразделениями По собранному о деятельности фирмы материалу студент делает вывод об экономическом и организационном состоянии предприятия |
- дать характеристику производственного процесса; - описать особенности его организации (массовое или крупносерийное; непрерывное производство); - определить форму организации технологического процесса (единичное, мелкосерийное или индивидуальное); - представить структуру производственного цикла в виде схемы; - назвать используемые технологические процессы (технологии производства); - перечислить задействованное оборудование, режимы его работы; - обозначить необходимость и перспективы совершенствования технологического и производственного процессов (по мнению специалистов организации (предприятия)); Указать основные и вспомогательные обслуживающие процессы, описать организацию одного из обеспечивающих или обслуживающих производств. |
6.Изучение информационной подсистемы управления |
Знакомство с работой специалистов, организацией их работы на примере менеджера – специалиста конкретного подразделения. - представить схему документопотока в фирме (привести примеры); - оценить рациональность использования рабочего времени; - выделить факторы нерационального использования рабочего времени; - указать причины, усугубляющие перегруженность менеджера; - дать характеристику информационному обеспечению (наличие локальной сети, Интернет и т.п.); - указать каналы передачи информации как по горизонтали, так и по вертикали (электронные, графические, письменные и т.п.). По собранному о деятельности фирмы материалу студент делает вывод об экономическом и организационном состоянии предприятия |
Рассмотреть и описать: - техническое оснащение рабочего места менеджера (наличие ПК, АРМ, локальной сети, электронной почты, Интернета, баз данных, сканеров, ксероксов, факсов, телефонов и т.д.; - вид технологии (бумажная или электронная), преобладающей в работе менеджеров; - информационные каналы менеджера; - программное обеспечение деятельности менеджера и основные пакеты прикладных программ, используемых в работе менеджеров (специалистов) разных подразделений; - организацию системы информационной безопасности. |
7.Знакомство и описание экономической подсистемы управления |
Познакомиться с работой экономической службы. Изучение содержания работы экономиста (финансиста, бухгалтера). Обратить внимание на документацию и отчетность. В круг экономических вопросов практики входят вопросы оценки важнейших показателей эффективности и качества функционирования экономических систем: По собранному о деятельности фирмы материалу студент делает вывод об экономическом и организационном состоянии предприятия |
- указать, какие службы занимаются бухгалтерскими, финансовыми и планово – экономическими вопросами; - представить структуру финансовых ресурсов фирмы, обозначить удельный вес каждой составляющей. |
Вторая часть – индивидуальное задание.
Индивидуальное задание должно соответствовать области исследования по основной образовательной программе магистратуры 38.03.01 «Экономика», профиль «Фиансы и кредит»
III ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ, НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ И НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
В процессе прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности используются следующие образовательные технологии:
Стандартные методы обучения:
- самостоятельная работа студентов вне аудитории, в которую включается выполнение разделов практики в соответствие с индивидуальным заданием и рекомендованными источниками литературы;
- освоение методов анализа информации и интерпретации результатов;
- выполнение письменных аналитических и расчетных заданий в рамках практики с использованием различных информационных источников (лекции, учебники, статьи в периодической печати, сайты в сети Интернет);
- консультации преподавателя по актуальным вопросам, возникающим у студентов в ходе выполнения практики, методологии выполнения домашних заданий, подготовке отчета по практике и доклада по нему, выполнению аналитических заданий.
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
- обсуждение подготовленных студентами этапов работ по практике;
- защита отчета по практике с использованием презентаций.
-использование слайд-презентаций при проведении учебной практики;
-мультимедийные технологии.
Виды работы на практике включают кабинетные и полевые исследования. Кабинетные исследования включают общенаучные методы исследования, включающие: математическое моделирование экономических явлений, системный, структурно- функциональный, многофакторный, статистический и ситуационный анализ. Полевые исследования ограничиваются наблюдением различных объектов в торговых предприятиях.
В ходе практики студенты используют навыки конспектирования, реферирования, анализа научной и методической литературы по исследуемой проблеме с использованием:
- методов научного наблюдения, эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
- методов, используемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);
- методов теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.),
- специальных методов исследования (методы логического, факторного, корреляционного и регрессионного анализа, системного подхода,
- методов прогнозирования, экспертных оценок, имитационного моделирования и др).
IV УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ «ПРАКТИКА ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И ОПЫТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Основная литература:
1. Финансы и кредит : учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. О. В. Соколовой. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2020. — 912 с. - ISBN . - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044526
2. Нешитой, А. С. Финансы и кредит : учебник / А. С. Нешитой. - 6-е изд. - Москва : Дашков и К, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-394-02006-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/414993
3. Савицкая, Г. В. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий : учебник / Г.В. Савицкая. — 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 368 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN . - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1052233
Нормативно-правовые документы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. .Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ред. от 04.07.2016).
3.Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» http://www.consultant.ru
4. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522) http://www.consultant.ru
5.Федеральный закон от 14.04.1998 № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.12.2004).
6.Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
7.Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О валютном регулировании и валютном контроле".
8.Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
0.Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О финансовой аренде (лизинге)".
10.Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).
11.Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О коммерческой тайне".
12.Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.07.2016) "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
13.Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции".
14.Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
15.Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
16.Комплектование, хранение, ведение и учет документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и порядок предоставления пользователям информационной продукции и услуг. Основные положения. Р 50.1.057-2006" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 24.04.2006 N 77-ст) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67183/
177.Инструкция ЦБР от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
19. Указание Центрального Банка РФ О внесении изменений в Положение Банка России от 28 марта 2018 года № 638-П «О порядке оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры в платежной системе Банка России»№ 5161-У от 04.06.2019 г.
20. Положение Центрального Банка РФ «О платежной системе Банка России» № 4949-У от 29.10.2018 г.
Дополнительная литература:
1. Абдукаримов, И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) : учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-102679-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1002033
2. Канке, А. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Канке А.А., Кошевая И.П., - 2-е изд., испр. и доп. - Москва :ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 288 с. - (Профессиональное образование) (О)ISBN 978-5-8199-0614-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/556741
3. Мельник, М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 208 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-102235-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/760132
4. Губина, О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / О.В. Губина, В.Е. Губин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 335 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-101095-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/927453
5. Фридман, А. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / A.M. Фридман. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 264 с. — (Среднее профессиональное образование). — DOI: https://doi.org/10.29039/1791-3. - ISBN 978-5-16-107038-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/945976
4.2. Перечень электронно-библиотечных систем
1. Электронно-библиотечная система «Znanium»: http://znanium.com.
2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: http://biblioclub.ru.
3. Электронно-библиотечная система «Юрайт»: http://www.biblio-online.ru.
4. Электронно-библиотечная система «BOOK.ru»: http://book.ru.
4.3. Перечень профессиональных баз данных
1. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (бесплатная версия)
2. Справочно-правовая система «Гарант» (бесплатная версия)
4.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru/
2. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»: http://cyberleninka.ru
3. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина: http://www.prlib.ru
4. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/.
5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/.
4.5. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
№ п/п |
Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем |
Номера тем |
1 |
Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru |
Все темы |
2 |
Microsoft Оffice |
Все темы |
4.4 Перечень учебно-методического обеспечения самостоятельной работы студентов при прохождении практики «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности»
Радел 1. Подготовительный этап
Литература: О - 1-3; НПД – 1-7; Д – 1-3.
Вопросы для самопроверки:
1. Цели и задачи практики.
2. Общее и индивидуальное задание.
3. Сбор, хранение и обработка экономической информации.
4. Принципы и методы организации самостоятельной работы.
5. Основные требования к структуре отчета по учебной практике.
Задания для самостоятельной работы:
1. Сформулировать цели и задачи практики
2. Определить предмет. объект и методы исследования.
3. Выявить и охарактеризовать тип рынка, на котором функционирует организация.
4. Охарактеризовать и привести пример использования на практике метода дедуктивных умозаключений.
5. Охарактеризовать методы сбора, хранение и обработки экономической информации организации.
Тематика рефератов, докладов, эссе.
1. Общая характеристика организации (учреждения) и ее деятельности.
2. Анализ показателей экономической деятельности предприятия.
3. Анализ, оценка и разработка стратегии предприятия.
4. Анализ организационной структуры предприятия.
5. Сущность и функции заработной платы.
Радел 2. Основной этап
Литература: О - 1-3; НПД – 1-7; Д – 1-3.
Вопросы для самопроверки:
1. Нормативные документы первого уровня.
2. Производственная мощность предприятия.
3. Пути улучшения использования оборотных средств.
4. Формы предпринимательской деятельности.
5. Организация бухгалтерского учета.
Задания для самостоятельной работы:
1. Анализ показателей экономической деятельности предприятия.
2. Анализ состояния нормативно-правовой документации, регламентирующей деятельность предприятия.
3. Институты устойчивого развития.
4. Анализ выбранного конкретного организационно-управленческого решения, принятого в организации (учреждения).
5. Анализ функций, прав и должностных обязанностей работников (служащих) выбранного структурного подразделения (отдела).
Тематика рефератов, докладов, эссе.
1. Пути улучшения использования оборотных средств.
2. Рейтинговая оценка деятельности внутрихозяйственных подразделений.
3. Экономический анализ издержек обращения в торговых организациях.
4. Производственная мощность предприятия..
5. Бизнес-план предприятия.
Радел 3. Заключительный этап
Литература: О - 1-3; НПД – 1-7; Д – 1-3.
Вопросы для самопроверки:
1. Информационный обзор.
2. Характеристика предмета исследования
3. Аналитический отчет.
4. Методы, способы и средства получения, хранения, переработки, предоставления информации.
5. Подведение итогов производственной практики.
Задания для самостоятельной работы:
1. Формирование отчета по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
2. Подготовка доклада для предоставления на защите результатов практики.
3. Подготовка презентации для публичного предоставления результатов работы.
4. Подведение итогов практики. Выводы и рекомендации
5. Защита положений отчета.
Тематика рефератов, докладов, эссе.
1. Общий анализ теоретико-экспериментальных исследований.
2. Уточнение теоретических моделей, гипотез, исследований и выводов.
3. Стандарты оформления отчета по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
4. Определение экономического эффекта.
5. Формулирование научных и производственных выводов.
4.3 Материально-техническое обеспечение практики
Базовые предприятия практик должны отвечать требования ФГОС ВО бакалавриата по направлению подготовки 38.03.01 – «Экономика»; иметь необходимую отраслевую принадлежность, виды хозяйственной деятельности и материально-техническое обеспечение, предусмотренные программой практики. Помимо хозяйствующих субъектов Тульского региона, базой для прохождения практики может служить кафедра финансов и информационных технологий управления Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Для проведения исследований в рамках научно-исследовательского раздела в Тульском филиале РЭУ им. Г.В. Плеханова имеется следующее материально-техническое обеспечение:
- специализированные аудитории, обеспеченные выходом в Интернет, и имеющие возможности использования видеопроекционного оборудования;
- компьютерные классы, оснащенные современным компьютерным оборудованием, включенным в локальную сеть филиала и имеющие выход в Интернет;
- библиотека, фонд которой составляют учебная, методическая и учебно- методическая литература, научные журналы, электронные учебники. Библиотечный фонд организации укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы.
Для студентов имеется возможность оперативного обмена информацией с отечественными и зарубежными вузами, предприятиями и организациями, обеспечен доступ к современным информационным системам:
- Росстата - www.gks.ru;
- Банка России – www.cbr.ru;
- Всемирной торговой организации - www.wto.org;
- Международного валютного фонда – www.imf.org;
- Всемирного банка - www.worldbank.org;
- Росбизнесконсалтинга – www.rbc.ru;
- Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) - www.unctad.org;
- Организация экономического сотрудничества и развития – www.oecd.org
- Международная организации труда - www.ilo.org;
- информационным справочным и поисковым системам КонсультантПлюс, Гарант.
V. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ПРАКТИКИ
Содержание практики, структурированное по темам (разделам) с указанием часов и видов занятий
№ п/п |
Наименование разделов |
|
Трудоемкость (в часах) |
|
Конт. часы по промежу точной аттестации (Катт) |
Формы текущего/ рубежного контроля |
|||
Всего часов |
В том числе по видам учебной работы, включая самостоятельную работу студентов |
Самостоятельная работа (часы)
|
|||||||
Лекции |
Семинар ские занятия |
Практические занятия |
Конт. часы по промежуточной аттестации в период экз.сесии (Каттэк) |
||||||
1 |
Подготовительный этап |
4 |
4 |
- |
- |
- |
10 |
- |
собеседование |
2 |
Основной этап: сбор, обработка и анализ информации, необходимой для выполнения общего задания |
30 |
- |
- |
30 |
- |
20 |
2 |
Устный опрос Контроль качества выполнения разделов отчета в соответствии с программой-заданием и индивидуальным заданием (самостоятельная работа) |
3 |
Основной этап: выполнение индивидуального задания |
60 |
- |
- |
60 |
- |
40 |
2 |
Устный опрос Контроль качества выполнения разделов отчета в соответствии с программой-заданием и индивидуальным заданием (самостоятельная работа) |
4 |
Заключительный этап |
14 |
- |
- |
14 |
- |
20 |
2 |
Письменный отчет. Зачет по результатам прохождения практики |
|
ИТОГО: |
108 |
4 |
- |
104 |
- |
90 |
6 |
|
VI. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
Оценочные средства по практике разработаны в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова». (Фонд оценочных средств хранится на кафедре экономики менеджмента и торгового дел, обеспечивающей практику)
6.1 Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе прохождения практики «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности»
№ п/п |
Формируемые компетенции |
Этапы формирования |
Виды работ, включая самостоятельную работу студента |
Фомы текущего контроля |
1 |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Подготовительный этап |
Получение задания от руководителя практики |
собеседование |
2 |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Основной этап: сбор, обработка и анализ информации, необходимой для выполнения общего задания |
Сбор материалов для исследования, представление руководителю собранные материалы |
Подготовка доклада, собеседование, зачет |
3 |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Основной этап: выполнение индивидуального задания |
Анализ собранных материалов, проведение расчетов, обсуждение с руководителем информации о проделанной работе |
Подготовка доклада, презентации, зачет |
4 |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22 ; |
Отчетный этап |
Выработка на основе проведенного исследования выводов и предложений. Оформление отчета по практике и его защита |
Письменный отчет, зачет по результатам комплексной оценки прохождения практики, зачет |
6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах прохождения практики «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности»
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания представлено в разделе II «Структура и содержание практики «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» в разделе VII настоящей рабочей программы.
6.2 Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах прохождения практики «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности»
Описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания представлено в разделе II «Структура и содержание практики «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» в разделе VII настоящей рабочей программы.
№ п/п |
Формируемые компетенции |
Этапы формирования |
Показатели оценивания компетенций |
Форма оценочного средства |
Шкала оценивания |
Критерии оценки |
1 |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Подготовительный этап |
Знает: рабочую программу учебной практики и методические рекомендации по ее прохождению. Умеет: обосновать актуальность индивидуального задания Владеет: навыками ориентации в различных классификациях научных методов
|
собеседование |
«зачтено»
«не зачтено»
|
Четко и полно воспроизведены основные понятия и термины, приведены соответствующие примеры. Имеется представление о задании. Обнаружены существенные пробелы в знаниях основных понятий, терминов. Нет представления о задании по практике |
2 |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Основной этап: сбор, обработка и анализ информации, необходимой для выполнения общего задания |
Знает: Методы и инструменты принятия исследования экономической деятельности организации Умеет: реализовывать в практической деятельности полученные знания самостоятельно осваивать новые методы работы. Владеет: количественным и качественным анализом информации |
доклад, собеседование, зачет |
«зачтено»
«не зачтено»
|
Раскрыто содержание задания, текст излагается последовательно и логично, содержится творческий подход к решению проблемы; присутствуют элементы научного исследования. Содержание задания не раскрыто, отсутствует структурированность работы, нет элементов научного исследования. |
3 |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Основной этап: выполнение индивидуального задания |
Знает: научные основы, принципы, закономерности и особенности экономики организации Умеет: проводить количественный и качественный анализ информации Владеет: навыками построения экономических, финансовых моделей путем их адаптации к конкретным экономическим задачам |
Подготовка доклада, презентации, зачет |
«зачтено»
«не зачтено»
|
Четко и полно воспроизведены основные понятия и термины, приведены соответствующие примеры, показано владение традиционными и альтернативными методами, современными приемами в рамках своей профессиональной деятельности |
4 |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Заключительный этап |
Знает: методы подготовки аналитических материалов Умеет: оценивать последствия применения разработанных мероприятий Владеет: основными навыками самостоятельного анализа и интерпретации показателей |
Письменный отчет, зачет по результатам комплексной оценки прохождения практики |
«зачтено»
«не зачтено»
|
Отчет по практике выполнил в полном объеме, результативность практики представлена в количественной и качественной обработке, продуктах деятельности. В отчете освещены не все разделы программы практики. Отчет и дневник прохождения практики выполнены с нарушениями основных требований к оформлению |