Contacts:
-
ЮА
Юрий Николаевич АрсеньевУчитель
-
Дмитрий ЯкушинУчитель
Целью учебной дисциплины «Программные средства бизнес-аналитики» является формирование у обучающихся целостного представления о программных средствах бизнес-аналитики, лежащих в основе автоматизированных систем управления коммерческими организациями.
Учебные задачи дисциплины
Задачами дисциплины являются:
1. Дать обучающимся представление о технологиях бизнес-анализа (Business Intelligence), лежащих в основе систем поддержки принятия управленческих решений и автоматизированных систем управления коммерческими организациями;
2. Сформировать у обучающихся представление о современных программных средствах бизнес-анализа в сфере экономики.
3. Сформировать у обучающихся практические навыки и умения использования современных технических и программных средств решения задач бизнес-анализа, в частности – научить:
3.1. решать задачи по созданию и обработке баз данных коммерческой информации;
3.2. использовать количественные методы анализа и планирования финансово-экономической деятельности коммерческой организации.
Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)
Дисциплина «Программные средства бизнес-аналитики», относится к вариативной части магистерской программы.
Дисциплина основывается на знании математических, статистических и информационных дисциплин, а также теории менеджмента, изучаемых по программам подготовки специалистов и бакалавров.
Для успешного освоения дисциплины «Программные средства бизнес-аналитики», студент должен:
1. Знать информационные технологии и теоретические основы построения корпоративных информационных систем в сфере экономики;
2. Уметь работать с электронными документами, выполнять расчёты с использованием офисных приложений.
3. Владеть навыками работы с компьютерной техникой и прикладным программным обеспечением.
Изучение дисциплины «Программные средства бизнес-аналитики» необходимо для дальнейшего изучения финансово-экономических аналитических дисциплин, предусмотренных данной магистерской программой, в частности, дисциплины «Бизнес-анализ в маркетинговой деятельности компании».
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:
ОК-3 – готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;
ПК-7 – способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;
ПК-9 – способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов;
ПК-10 – способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом.
Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры)
В результате освоения компетенций студент должен:
1. Знать:
1.1. технологии и программные средства поддержки принятия управленческих решений, обеспечивающие разработку аналитической документации, проектных решений, стратегий и прогнозов в сфере экономики – ПК-7, ПК-10;
1.2. современные средства обработки и методы анализа информации – ПК-9.
2. Уметь:
2.1. применять технологии и программные средства бизнес-анализа для получения необходимой аналитической документации, разработки проектных решений, стратегий и прогнозов деятельности предприятий в сфере экономики – ОК-3, ПК-7, ПК-10;
2.2. обрабатывать и анализировать получаемую из различных источников информацию – ПК-9.
3. Владеть:
3.1. технологиями и программными средствами бизнес-анализа в качестве уверенного пользователя для получения необходимой аналитической документации, разработки проектных решений, стратегий и прогнозов деятельности предприятий в сфере экономики – ОК-3, ПК-7, ПК-10;
3.2. навыками самостоятельной работы в области анализа и использования различных источников информации для проведения аналитических расчетов в сфере экономики и управления – ПК-9.
Формы контроля
Контроль за освоением дисциплины осуществляется в следующих формах:
- Рубежный контроль: контрольная работа;
- Промежуточная аттестация в 1 семестре: экзамен.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Программные средства бизнес-аналитики» осуществляется в соответствии с Приложением 1.
II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (темы) |
Содержание |
Формируемые компетенции |
Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) |
Образовательные технологии |
Семестр 2. Раздел 1. Введение в программные средства бизнес-аналитики |
|||||
1. |
Тема №1 Информационные технологии и системы управления коммерческим предприятием |
Управление и информация. Функции управления. Связующие процессы управления: коммуникации и принятие решений. Информационные технологии и системы управления хозяйственной деятельностью предприятия. Классификация информационных технологий и систем управления. Технологии бизнес-анализа (Business Intelligence) и системы поддержки принятия управленческих решений в сфере экономики. Структура и организация корпоративных информационных систем (КИС): функциональная часть, виды обеспечения и организация КИС. Математическое и программное обеспечение бизнес-анализа в сфере экономики. Инструментальные программные средства бизнес-анализа. Технологии OLTP и OLAP, Data Mining. Модели и базы данных. СУБД и OLAP-средства офисных приложений для бизнес-анализа и управления. |
ОК-3 ПК-7 ПК-9 ПК-10
|
Знать: технологии и программные средства поддержки принятия управленческих решений, обеспечивающие разработку аналитической документации, проектных решений, стратегий и прогнозов в сфере экономики; современные средства обработки и методы анализа информации. Уметь: применять технологии и программные средства бизнес-анализа для получения необходимой аналитической документации, разработки проектных решений, стратегий и прогнозов деятельности предприятий в сфере экономики; обрабатывать и анализировать получаемую из различных источников информацию. Владеть: технологиями и программными средствами бизнес-анализа в качестве уверенного пользователя для получения необходимой аналитической документации, разработки проектных решений, стратегий и прогнозов деятельности предприятий в сфере экономики; навыками самостоятельной работы в области анализа и использования различных источников информации для проведения аналитических расчетов в сфере экономики и управления. |
Л, КП, К, СР, БА |
2. |
Тема №2 Программные средства анализа хозяйственной деятельности предприятия
|
Задачи и технологии бизнес-анализа. Исследование операций. Экономико-математические и экономико-статистические методы бизнес-анализа Математическое обеспечение бизнес-анализа в сфере экономики. Моделирование и математическая модель объекта управления. Экономико-статистические методы анализа. Решение задач бизнес-анализа на компьютере. – Анализ динамики бизнес-процессов. – Факторный индексный анализ бизнес-процессов. – Факторный дисперсионный анализ бизнес-процессов. – Корреляционный анализ бизнес-процессов. – Корреляционно-регрессионный анализ бизнес-процессов. – Выборочный анализ бизнес-процессов. Экономико-математические методы анализа. Решение задач бизнес-анализа на компьютере. – Аппроксимация функций. Интерполяция и метод наименьших квадратов. – Нелинейные модели и методы оптимизации. – Линейные модели и методы оптимизации. – Модели и методы теории игр с «природой». |
ОК-3 ПК-7 ПК-9 ПК-10 |
Знать: технологии и программные средства поддержки принятия управленческих решений, обеспечивающие разработку аналитической документации, проектных решений, стратегий и прогнозов в сфере экономики; современные средства обработки и методы анализа информации. Уметь: применять технологии и программные бизнес-анализа для получения необходимой аналитической документации, разработки проектных решений, стратегий и прогнозов деятельности предприятий в сфере экономики; получать, обрабатывать и анализировать получаемую из различных источников информацию. Владеть: технологиями и программными средствами бизнес-анализа в качестве уверенного пользователя для получения необходимой аналитической документации, разработки проектных решений, стратегий и прогнозов деятельности предприятий в сфере экономики; навыками самостоятельной работы в области анализа и использования различных источников информации для проведения аналитических расчетов в сфере экономики и управления. |
Л, КП, К, СР, БА |
Раздел I. Введение в программные средства бизнес-аналитики
Тема №1. Информационные
технологии и системы управления
коммерческим предприятием
Литература:
Базовые учебники:
1. Бизнес-анализ деятельности организации: Учебник / Л. Н. Усенко, Ю. Г. Чернышева, Л. В. Гончарова; Под ред. Л. Н. Усенко - М: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 560 с.
2. Менеджмент: Учебник для вузов / Герчикова И. Н., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 511 с.
Основная литература:
1. Количественные методы и инструментальные средства в экономике и торговле. Монография / Под ред. В. Г. Степанова. – Тула: Издательство «Эконом», 2013. – 380 с.
2. Степанов В. Г. Информационные технологии управления в торговле: алгоритмы и методы решения задач на компьютере. Язык программирования ALLite. Монография. – Тула: Издательство «Эконом», 2013. – 293 с.
3. Степанов В. Г. Информационные технологии управления продажами и маркетингом. Монография. / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, AV Academikerverlag GmbH&Co. KG/Saarbruken, Deutschland/ Германия, 2013. – 285 с.
4. Степанов В. Г. Модели и технологии последовательного управления продвижением. Монография. / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2014. – 105 с.
5. Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-e изд., стер. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 576 с.
6. Менеджмент: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлению «Менеджмент» / Под ред. Максимцов М.М., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 343 с.
7. Информационные технологии и системы: Учебное пособие / Е. Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 352 с.
8. Гринберг, А. С. Информационные технологии управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / А. С. Гринберг, Н. Н. Горбачев, А. С. Бондаренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 479 с.
9. Информационные технологии в менеджменте: Учебное пособие / В.И. Карпузова, Э.Н. Скрипченко, К.В. Чернышева, Н.В. Карпузова. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 301 с.
Вопросы для самопроверки:
1. Управление и информация. Функции управления.
2. Связующие процессы управления: коммуникации и принятие решений.
3. Информационные технологии и системы управления хозяйственной деятельностью предприятия.
4. Классификация информационных технологий и систем управления.
5. Технологии бизнес-анализа (Business Intelligence) и системы поддержки принятия управленческих решений в сфере экономики.
6. Структура и организация корпоративных информационных систем (КИС).
7. Функциональная часть КИС.
8. Виды обеспечения КИС.
9. Организация КИС.
Задания для самостоятельной работы:
Задача.
1. Создать базу данных о продажах в магазинах торговой сети следующей структуры:
Месяц |
Торговая точка |
Наименование товара |
Товарооборот (руб.) |
Данные о продажах 30 товарных позиций в 5 торговых точках за 6 календарных месяцев можно сформировать с использованием датчика случайных величин. Для генерирования случайного числа в диапазоне от 0 до 1 используется функция Microsoft Excel =СЛЧИС(). Чтобы задать значения в диапазоне от а до b с использованием этой функции в ячейке электронной таблицы нужно записать выражение: =a+(b-a)*СЛЧИС() .Здесь вместо a и b следует подставить конкретные числа или ссылки на ячейки, в которых они хранятся. Названия торговых точек и товарных позиций – произвольные (текстовые или числовые).
2. На основе полученной базы данных построить сводную таблицу для анализа продаж:
Вариант 1.
Торговая точка |
|
|
|
Наименование товара |
Минимальный товарооборот Средний товарооборот Максимальный товарооборот |
Вариант 2.
Наименование товара |
|
|
|
Торговая точка |
Минимальный товарооборот Средний товарооборот Максимальный товарооборот |
Вариант 3.
Месяц |
|
|
|
Торговая точка |
Минимальный товарооборот Средний товарооборот Максимальный товарооборот |
Тема №2. Программные
средства анализа
хозяйственной деятельности предприятия
Литература:
Базовые учебники:
1. Бизнес-анализ деятельности организации: Учебник / Л. Н. Усенко, Ю. Г. Чернышева, Л. В. Гончарова; Под ред. Л. Н. Усенко - М: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 560 с.
2. Информационные технологии в менеджменте: Учебное пособие / В. И. Карпузова, Э. Н. Скрипченко, К. В. Чернышева, Н.В. Карпузова. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 301 с.
Основная литература:
3. Количественные методы и инструментальные средства в экономике и торговле. Монография / Под ред. В. Г. Степанова. – Тула: Издательство «Эконом», 2013. – 380 с.
4. Степанов В. Г. Информационные технологии управления в торговле: алгоритмы и методы решения задач на компьютере. Язык программирования ALLite. Монография. – Тула: Издательство «Эконом», 2013. – 293 с.
5. Степанов В. Г. Информационные технологии управления продажами и маркетингом. Монография. / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, AV Academikerverlag GmbH&Co. KG/Saarbruken, Deutschland/ Германия, 2013. – 285 с.
6. Степанов В. Г. Модели и технологии последовательного управления продвижением. Монография. / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2014. – 105 с.
7. Степанов В. Г., Степанова Т. В. Основы бизнес-анализа на компьютере. Монография / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2015. – 305 с.
8. Степанов В. Г., Степанова Т. В. Бизнес-анализ на компьютере: профессиональные вычисления в Excel. Монография / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2017. – 253 с.
9. Информационные технологии и системы: Учебное пособие / Е. Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 352 с.
10. Гринберг, А. С. Информационные технологии управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / А. С. Гринберг, Н. Н. Горбачев, А. С. Бондаренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 479 с.
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины «Программные средства бизнес-аналитики» используются следующие образовательные технологии:
1. Стандартные методы обучения:
1. лекционные занятия в формате презентации теоретического материала с применением современных компьютерных средств обучения (Л);
2. компьютерный практикум – практические занятия в компьютерном классе, выполнение расчетно-аналитических заданий (КП);
3. консультации преподавателей (К);
4. самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, подготовка рефератов (СР).
2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
5. компьютерный бизнес-анализ (БА).
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература
Литература:
Базовые учебники:
1. Бизнес-анализ деятельности организации: Учебник / Л. Н. Усенко, Ю. Г. Чернышева, Л. В. Гончарова; Под ред. Л. Н. Усенко - М: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 560 с.
2. Менеджмент: Учебник для вузов / Герчикова И. Н., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 511 с.
Основная литература:
1. Количественные методы и инструментальные средства в экономике и торговле. Монография / Под ред. В. Г. Степанова. – Тула: Издательство «Эконом», 2013. – 380 с.
2. Степанов В. Г. Информационные технологии управления в торговле: алгоритмы и методы решения задач на компьютере. Язык программирования ALLite. Монография. – Тула: Издательство «Эконом», 2013. – 293 с.
3. Степанов В. Г. Информационные технологии управления продажами и маркетингом. Монография. / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, AV Academikerverlag GmbH&Co. KG/Saarbruken, Deutschland/ Германия, 2013. – 285 с.
4. Степанов В. Г. Модели и технологии последовательного управления продвижением. Монография. / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2014. – 105 с.
5. Степанов В. Г., Степанова Т. В. Основы бизнес-анализа на компьютере. Монография / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2015. – 305 с.
6. Степанов В. Г., Степанова Т. В. Бизнес-анализ на компьютере: профессиональные вычисления в Excel. Монография / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2017. – 253 с.
7. Менеджмент: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлению «Менеджмент» / Под ред. Максимцов М.М., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 343 с.
8. Информационные технологии и системы: Учебное пособие / Е. Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 352 с.
9. Гринберг, А. С. Информационные технологии управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / А. С. Гринберг, Н. Н. Горбачев, А. С. Бондаренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 479 с.
10. Информационные технологии в менеджменте: Учебное пособие / В.И. Карпузова, Э.Н. Скрипченко, К.В. Чернышева, Н.В. Карпузова. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 301 с.
Нормативно-правовые документы:
В рамках изучения дисциплины «Программные средства бизнес-аналитики» не используются.
Дополнительная литература:
1. Информационные системы в экономике: Учебник / Балдин К.В., Уткин В.Б., - 7-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. – 395 с.
2. Информационные системы в экономике / Титоренко Г.А., - 2-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 463 с.
3. Степанов В. Г., Степанова Т. В. Бизнес-анализ на компьютере: профессиональные вычисления в Excel. Монография / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2017. – 253 c.
Рекомендуемые Интернет-ресурсы:
5. http://institutiones.com/download/books
6. http://www.askit.ru/custom/vba_office/vba_office_plan.htm
7. https://ru.libreoffice.org/home/
Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины
№ п/п |
Название рекомендуемых по разделам и темам программы технических и компьютерных средств обучения |
Номера тем |
1. |
Microsoft Office, Open (Libre) Office, INFORT Group BIoS&B |
Тема №1 |
2. |
Microsoft Office, Open (Libre) Office, INFORT Group BIoS&B |
Тема №2 |
Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)
Дисциплина «Программные средства бизнес-аналитики» обеспечена компьютерной техникой и программным обеспечением, а именно:
- практические занятия и самостоятельная подготовка студентов проходят в компьютерном классе оборудованном современной компьютерной техникой, программным обеспечением, проектором;
- для проведения занятий используется как стандартные офисные приложения пакетов Microsoft Office, Open (Libre) Office, так и специальное программное обеспечение INFORT Group BIoS&B, разработанное автором данной магистерской программы и применяемое на предприятиях Тульской области с 1990 г.;
- учебно-методический материал представлен в форме авторских электронных презентаций и книг.