Целью учебной дисциплины «Программные средства бизнес-аналитики» является формирование у обучающихся целостного представления о программных средствах бизнес-аналитики, лежащих в основе автоматизированных систем управления коммерческими организациями.

Учебные задачи дисциплины

Задачами дисциплины являются:

1.      Дать обучающимся представление о технологиях бизнес-анализа (Business Intelligence), лежащих в основе систем поддержки принятия управленческих решений и автоматизированных систем управления коммерческими организациями;

2.      Сформировать у обучающихся представление о современных программных средствах бизнес-анализа в сфере экономики.

3.      Сформировать у обучающихся практические навыки и умения использования современных технических и программных средств решения задач бизнес-анализа, в частности – научить:

3.1.   решать задачи по созданию и обработке баз данных коммерческой информации;

3.2.   использовать количественные методы анализа и планирования финансово-экономической деятельности коммерческой организации.

Место дисциплины в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)

Дисциплина «Программные средства бизнес-аналитики», относится к вариативной части магистерской программы.

Дисциплина основывается на знании математических, статистических и информационных дисциплин, а также теории менеджмента, изучаемых по программам подготовки специалистов и бакалавров.

Для успешного освоения дисциплины «Программные средства бизнес-аналитики», студент должен:

1.      Знать информационные технологии и теоретические основы построения корпоративных информационных систем в сфере экономики;

2.      Уметь работать с электронными документами, выполнять расчёты с использованием офисных приложений.

3.      Владеть навыками работы с компьютерной техникой и прикладным программным обеспечением.

Изучение дисциплины «Программные средства бизнес-аналитики» необходимо для дальнейшего изучения финансово-экономических аналитических дисциплин, предусмотренных данной магистерской программой, в частности, дисциплины «Бизнес-анализ в маркетинговой деятельности компании».

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие профессиональные компетенции:

ОК-3 – готовностью к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала;

ПК-7 – способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

ПК-9 – способность анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов;

ПК-10 – способностью составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом.

 

Рабочая программа составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.04.01 Экономика (уровень магистратуры)

 

В результате освоения компетенций студент должен:

1.      Знать:

1.1.   технологии и программные средства поддержки принятия управленческих решений, обеспечивающие разработку аналитической документации, проектных решений, стратегий и прогнозов в сфере экономики – ПК-7, ПК-10;

1.2.   современные средства обработки и методы анализа информации – ПК-9.

2.      Уметь:

2.1.   применять технологии и программные средства бизнес-анализа для получения необходимой аналитической документации, разработки проектных решений, стратегий и прогнозов деятельности предприятий в сфере экономики – ОК-3, ПК-7, ПК-10;

2.2.   обрабатывать и анализировать получаемую из различных источников информацию – ПК-9.

3.      Владеть:

3.1.   технологиями и программными средствами бизнес-анализа в качестве уверенного пользователя для получения необходимой аналитической документации, разработки проектных решений, стратегий и прогнозов деятельности предприятий в сфере экономики – ОК-3, ПК-7, ПК-10;

3.2.   навыками самостоятельной работы в области анализа и использования различных источников информации для проведения аналитических расчетов в сфере экономики и управления – ПК-9.

 

Формы контроля

Контроль за освоением дисциплины осуществляется в следующих формах:

-   Рубежный контроль: контрольная работа;

-   Промежуточная аттестация в 1 семестре: экзамен.

Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют рейтинговую оценку работы студента. Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Программные средства бизнес-аналитики» осуществляется в соответствии с Приложением 1.

 

 


II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения

(знать, уметь, владеть, понимать)

Образовательные технологии

Семестр 2.  Раздел 1. Введение в программные средства бизнес-аналитики

1.            

Тема №1

Информационные технологии и системы управления коммерческим предприятием

Управление и информация. Функции управления. Связующие процессы управления: коммуникации и принятие решений. Информационные технологии и системы управления хозяйственной деятельностью предприятия. Классификация информационных технологий и систем управления. Технологии бизнес-анализа (Business Intelligence) и системы поддержки принятия управленческих решений в сфере экономики. Структура и организация корпоративных информационных систем (КИС): функциональная часть, виды обеспечения и организация КИС.

Математическое и программное обеспечение бизнес-анализа в сфере экономики. Инструментальные программные средства бизнес-анализа. Технологии OLTP и OLAP, Data Mining.  

Модели и базы данных. СУБД и OLAP-средства офисных приложений для бизнес-анализа и управления.

ОК-3

ПК-7

ПК-9

ПК-10

 

Знать:

технологии и программные средства поддержки принятия управленческих решений, обеспечивающие разработку аналитической документации, проектных решений, стратегий и прогнозов в сфере экономики; современные средства обработки и методы анализа информации.

Уметь:

применять технологии и программные средства бизнес-анализа для получения необходимой аналитической документации, разработки проектных решений, стратегий и прогнозов деятельности предприятий в сфере экономики; обрабатывать и анализировать получаемую из различных источников информацию.

Владеть:

технологиями и программными средствами бизнес-анализа в качестве уверенного пользователя для получения необходимой аналитической документации, разработки проектных решений, стратегий и прогнозов деятельности предприятий в сфере экономики; навыками самостоятельной работы в области анализа и использования различных источников информации для проведения аналитических расчетов в сфере экономики и управления.

Л, КП, К, СР, БА

2.            

Тема №2 Программные средства анализа хозяйственной деятельности предприятия

 

Задачи и технологии бизнес-анализа. Исследование операций. Экономико-математические и экономико-статистические методы бизнес-анализа

Математическое обеспечение бизнес-анализа в сфере экономики. Моделирование и математическая модель объекта управления.

Экономико-статистические методы анализа. Решение задач бизнес-анализа на компьютере.

–         Анализ динамики бизнес-процессов.

–         Факторный индексный анализ бизнес-процессов.

–         Факторный дисперсионный анализ бизнес-процессов.

–         Корреляционный анализ бизнес-процессов.

–         Корреляционно-регрессионный анализ бизнес-процессов.

–         Выборочный анализ бизнес-процессов.

Экономико-математические методы анализа. Решение задач бизнес-анализа на компьютере.

–         Аппроксимация функций. Интерполяция и метод наименьших квадратов.

–         Нелинейные модели и методы оптимизации.

–         Линейные модели и методы оптимизации.

–        Модели и методы теории игр с «природой».

ОК-3

ПК-7

ПК-9

ПК-10

Знать:

технологии и программные средства поддержки принятия управленческих решений, обеспечивающие разработку аналитической документации, проектных решений, стратегий и прогнозов в сфере экономики; современные средства обработки и методы анализа информации.

Уметь:

применять технологии и программные бизнес-анализа для получения необходимой аналитической документации, разработки проектных решений, стратегий и прогнозов деятельности предприятий в сфере экономики; получать, обрабатывать и анализировать получаемую из различных источников информацию.

Владеть:

технологиями и программными средствами бизнес-анализа в качестве уверенного пользователя для получения необходимой аналитической документации, разработки проектных решений, стратегий и прогнозов деятельности предприятий в сфере экономики; навыками самостоятельной работы в области анализа и использования различных источников информации для проведения аналитических расчетов в сфере экономики и управления.

Л, КП, К, СР, БА


Раздел I. Введение в программные средства бизнес-аналитики

Тема №1. Информационные технологии и системы управления
коммерческим предприятием

Литература:

Базовые учебники:

1.      Бизнес-анализ деятельности организации: Учебник / Л. Н. Усенко, Ю. Г. Чернышева, Л. В. Гончарова; Под ред. Л. Н. Усенко - М: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 560 с.

2.      Менеджмент: Учебник для вузов / Герчикова И. Н., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 511 с.

Основная литература:

1.      Количественные методы и инструментальные средства в экономике и торговле. Монография / Под ред. В. Г. Степанова. – Тула: Издательство «Эконом», 2013. – 380 с.

2.      Степанов В. Г. Информационные технологии управления в торговле: алгоритмы и методы решения задач на компьютере. Язык программирования ALLite. Монография. – Тула: Издательство «Эконом», 2013. – 293 с.

3.      Степанов В. Г. Информационные технологии управления продажами и маркетингом. Монография. / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, AV Academikerverlag GmbH&Co. KG/Saarbruken, Deutschland/ Германия, 2013. – 285 с.

4.      Степанов В. Г. Модели и технологии последовательного управления продвижением. Монография. / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2014. – 105 с.

5.      Менеджмент: Учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 5-e изд., стер. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 576 с.

6.      Менеджмент: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлению «Менеджмент» / Под ред. Максимцов М.М., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 343 с.

7.      Информационные технологии и системы: Учебное пособие / Е. Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 352 с.

8.      Гринберг, А. С. Информационные технологии управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / А. С. Гринберг, Н. Н. Горбачев, А. С. Бондаренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 479 с.

9.      Информационные технологии в менеджменте: Учебное пособие / В.И. Карпузова, Э.Н. Скрипченко, К.В. Чернышева, Н.В. Карпузова. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 301 с.

Вопросы для самопроверки:

1.     Управление и информация. Функции управления.

2.     Связующие процессы управления: коммуникации и принятие решений.

3.     Информационные технологии и системы управления хозяйственной деятельностью предприятия.

4.     Классификация информационных технологий и систем управления.

5.     Технологии бизнес-анализа (Business Intelligence) и системы поддержки принятия управленческих решений в сфере экономики.

6.     Структура и организация корпоративных информационных систем (КИС).

7.     Функциональная часть КИС.

8.     Виды обеспечения КИС.

9.     Организация КИС.


Задания для самостоятельной работы:

Задача.

1.      Создать базу данных о продажах в магазинах торговой сети следующей структуры:

Месяц

Торговая точка

Наименование товара

Товарооборот (руб.)

Данные о продажах 30 товарных позиций в 5 торговых точках за 6 календарных месяцев можно сформировать с использованием датчика случайных величин. Для генерирования случайного числа в диапазоне от 0 до 1 используется функция Microsoft Excel =СЛЧИС(). Чтобы задать значения в диапазоне от а до b с использованием этой функции в ячейке электронной таблицы нужно записать выражение: =a+(b-a)*СЛЧИС() .Здесь вместо a и b следует подставить конкретные числа или ссылки на ячейки, в которых они хранятся. Названия торговых точек и товарных позиций – произвольные (текстовые или числовые).

2.      На основе полученной базы данных построить сводную таблицу для анализа продаж:

Вариант 1.

Торговая точка

 

 

 

Наименование товара

Минимальный товарооборот

Средний товарооборот

Максимальный товарооборот

Вариант 2.

Наименование товара

 

 

 

Торговая точка

Минимальный товарооборот

Средний товарооборот

Максимальный товарооборот

Вариант 3.

Месяц

 

 

 

Торговая точка

Минимальный товарооборот

Средний товарооборот

Максимальный товарооборот

 

Тема №2. Программные средства анализа
хозяйственной деятельности предприятия

Литература:

Базовые учебники:

1.      Бизнес-анализ деятельности организации: Учебник / Л. Н. Усенко, Ю. Г. Чернышева, Л. В. Гончарова; Под ред. Л. Н. Усенко - М: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 560 с.

2.      Информационные технологии в менеджменте: Учебное пособие / В. И. Карпузова, Э. Н. Скрипченко, К. В. Чернышева, Н.В. Карпузова. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 301 с.

Основная литература:

3.      Количественные методы и инструментальные средства в экономике и торговле. Монография / Под ред. В. Г. Степанова. – Тула: Издательство «Эконом», 2013. – 380 с.

4.      Степанов В. Г. Информационные технологии управления в торговле: алгоритмы и методы решения задач на компьютере. Язык программирования ALLite. Монография. – Тула: Издательство «Эконом», 2013. – 293 с.

5.      Степанов В. Г. Информационные технологии управления продажами и маркетингом. Монография. / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, AV Academikerverlag GmbH&Co. KG/Saarbruken, Deutschland/ Германия, 2013. – 285 с.

6.      Степанов В. Г. Модели и технологии последовательного управления продвижением. Монография. / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2014. – 105 с.

7.      Степанов В. Г., Степанова Т. В. Основы бизнес-анализа на компьютере. Монография / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2015. – 305 с.

8.      Степанов В. Г., Степанова Т. В. Бизнес-анализ на компьютере: профессиональные вычисления в Excel. Монография / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2017. – 253 с.

9.      Информационные технологии и системы: Учебное пособие / Е. Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 352 с.

10.  Гринберг, А. С. Информационные технологии управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / А. С. Гринберг, Н. Н. Горбачев, А. С. Бондаренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 479 с.

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В процессе освоения дисциплины «Программные средства бизнес-аналитики» используются следующие образовательные технологии:

1. Стандартные методы обучения:

1.      лекционные занятия в формате презентации теоретического материала с применением современных компьютерных средств обучения (Л);

2.      компьютерный практикум – практические занятия в компьютерном классе, выполнение расчетно-аналитических заданий (КП);

3.      консультации преподавателей (К);

4.      самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям, подготовка рефератов (СР).

2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:

5.      компьютерный бизнес-анализ (БА).

 

 

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендуемая литература

Литература:

Базовые учебники:

1.      Бизнес-анализ деятельности организации: Учебник / Л. Н. Усенко, Ю. Г. Чернышева, Л. В. Гончарова; Под ред. Л. Н. Усенко - М: Альфа-М: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 560 с.

2.      Менеджмент: Учебник для вузов / Герчикова И. Н., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 511 с.

Основная литература:

1.      Количественные методы и инструментальные средства в экономике и торговле. Монография / Под ред. В. Г. Степанова. – Тула: Издательство «Эконом», 2013. – 380 с.

2.      Степанов В. Г. Информационные технологии управления в торговле: алгоритмы и методы решения задач на компьютере. Язык программирования ALLite. Монография. – Тула: Издательство «Эконом», 2013. – 293 с.

3.      Степанов В. Г. Информационные технологии управления продажами и маркетингом. Монография. / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, AV Academikerverlag GmbH&Co. KG/Saarbruken, Deutschland/ Германия, 2013. – 285 с.

4.      Степанов В. Г. Модели и технологии последовательного управления продвижением. Монография. / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2014. – 105 с.

5.      Степанов В. Г., Степанова Т. В. Основы бизнес-анализа на компьютере. Монография / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2015. – 305 с.

6.      Степанов В. Г., Степанова Т. В. Бизнес-анализ на компьютере: профессиональные вычисления в Excel. Монография / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2017. – 253 с.

7.      Менеджмент: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по направлению «Менеджмент» / Под ред. Максимцов М.М., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 343 с.

8.      Информационные технологии и системы: Учебное пособие / Е. Л. Федотова. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ Инфра-М, 2013. – 352 с.

9.      Гринберг, А. С. Информационные технологии управления [Электронный ресурс] : учеб. пособие для вузов / А. С. Гринберг, Н. Н. Горбачев, А. С. Бондаренко. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 479 с.

10.  Информационные технологии в менеджменте: Учебное пособие / В.И. Карпузова, Э.Н. Скрипченко, К.В. Чернышева, Н.В. Карпузова. - 2-e изд., доп. - М.: Вузовский учебник: НИЦ ИНФРА-М, 2014. – 301 с.

 

Нормативно-правовые документы:

В рамках изучения дисциплины «Программные средства бизнес-аналитики» не используются.

 

Дополнительная литература:

1.      Информационные системы в экономике: Учебник / Балдин К.В., Уткин В.Б., - 7-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. – 395 с.

2.      Информационные системы в экономике / Титоренко Г.А., - 2-е изд. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. – 463 с.

3.      Степанов В. Г., Степанова Т. В. Бизнес-анализ на компьютере: профессиональные вычисления в Excel. Монография / Издательство LAP LAMBERT Academic Publishing, OmniScriptum GmbH&Co. KG, Saarbruken, Deutschland / Германия, 2017. –  253 c.

  

Рекомендуемые Интернет-ресурсы:

1.      http://www.znanium.com

2.      http://www.infort-group.ru

3.      http://www.auditfin.com

4.      http://www.glossary.ru/

5.      http://institutiones.com/download/books

6.      http://www.askit.ru/custom/vba_office/vba_office_plan.htm

7.      https://ru.libreoffice.org/home/

8.      http://www.openoffice.org/

 


Рекомендуемые обучающие, справочно-информационные, контролирующие и прочие компьютерные программы, используемые при изучении дисциплины

№ п/п

Название рекомендуемых по разделам и темам программы технических и компьютерных средств обучения

Номера тем

1.       

Microsoft Office, Open (Libre) Office,

INFORT Group BIoS&B

Тема №1

2.       

Microsoft Office, Open (Libre) Office,

INFORT Group BIoS&B

Тема №2

 

Материально-техническое обеспечение дисциплины (разделов)

Дисциплина «Программные средства бизнес-аналитики» обеспечена компьютерной техникой и программным обеспечением, а именно:

-   практические занятия и самостоятельная подготовка студентов проходят в компьютерном классе оборудованном современной компьютерной техникой, программным обеспечением, проектором;

-   для проведения занятий используется как стандартные офисные приложения пакетов Microsoft Office, Open (Libre) Office, так и специальное программное обеспечение INFORT Group BIoS&B, разработанное автором данной магистерской программы и применяемое на предприятиях Тульской области с 1990 г.;

-   учебно-методический материал представлен в форме авторских электронных презентаций и книг.