Contacts:
-
ТЕ
Татьяна Николаевна ЕгорушкинаУчитель
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
является обязательным разделом основной профессиональной образовательной программы бакалавриата. Она представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности студентов направления 38.03.01 «Экономика», профиля «Финансы и кредит» организована в форме производственной практики на конкретном производственном пред- приятии, либо в кредитной или торговой организации.
Цель практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности – изучение практических аспектов функционирования конкретной организации-базы практики; приобретение первого опыта профессиональной деятельности.
Задачи практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности:
1) изучить учредительные документы, организационную структуру и финансовую отчетность конкретной организации (предприятия), являющейся базой практики;
2) ознакомиться с нормативными документами, которыми регулируется производственная и финансовая деятельность данной организации - законы, подзаконные акты, инструкции;
3) изучить специфику финансовых отношений данной организации с другими субъектами хозяйствования (государством, кредитно-финансовыми организациями, контр- агентами хозяйственной деятельности);
Содержание
1 Цели практики |
4 |
2 Задачи практики |
4 |
3 Место практики в структуре ОПОП ВО |
4 |
4. Способы и формы проведения практики |
6 |
5. Место и время проведения практики |
6 |
6. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики, соотнесенные с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО |
7 |
7. Структура и содержание практики |
18 |
7.1 Общая трудоемкость практики |
18 |
7.2 Структура и содержание этапов (разделов) практики |
20 |
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при научно-исследовательской работе |
26 |
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся |
26 |
10. Формы промежуточной аттестации |
27 |
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики |
29 |
12. Материально-техническое обеспечение практики |
36 |
13.Обязанности обучающегося при осуществлении практики |
38 |
14. Обязанности руководителя практики |
38 |
15. Фонд оценочных материалов |
39 |
Приложения |
46 |
1. Цель практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Цель практики по получению профессиональных умений и опыта професси- ональной деятельности – изучение практических аспектов функционирования кон- кретной организации (базы практики); приобретение первого опыта профессиональ- ной деятельности.
2. Задачи практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Задачи практики:
1) изучить учредительные документы, организационную структуру и финансовую отчетность конкретной организации (предприятия), являющейся базой практики;
2) ознакомиться с нормативными документами, которыми регулируется производственная и финансовая деятельность данной организации - законы, подзаконные акты, инструкции (все эти документы должны быть представлены в списке литературы, содержащемся в отчете по практике);
3) изучить специфику финансовых отношений данной организации с другими субъектами хозяйствования (государством, кредитно-финансовыми организациями, контрагентами хозяйственной деятельности).
3 Место практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в структуре ОПОП ВО
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональ- ной деятельности является неотъемлемой частью программы бакалавриата по направлению 38.03.01 «Экономика», профилю «Финансы и кредит», вне зависимо- сти от того, в какой организации будет работать выпускник.
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональ- ной деятельности (Б.2.В.03 (П)) в структуре учебного плана включается в цикл Б2 «Практики», состоящий из пяти практик, и является одной из четырех форм проведения производственной практики.
Прохождению практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности предшествует изучение дисциплин «Социология»,«Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративные финансы», «Финансовый менеджмент», «Страхование».
Для успешного прохождения практики по получению профессиональных уме ний и опыта профессиональной деятельности обучающийся должен:
Знать:
- методы сбора, анализа и обработки данных для решения задач в области экономики (ОПК-2);
- основы организационно-управленческой деятельности в соответствии с особенностями контингента малой группы (ПК-9);
- виды плановых документов и их особенности; состав и взаимосвязь планов организаций; содержание планово-отчетной работы в рамках стратегического, тактического и оперативного планирования на макро и микроуровне (ПК-21);
- основные виды норм, регулирующих бюджетные, налоговые валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК- 22);
- основы нормативно-правого регулирования бюджетные, налоговые валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля; методы и принципы анализа функционирования государственных, региональных и муниципальных образований (ПК-22);
- подходы к оценке кредитоспособности различных категорий клиентов банка, порядок выдачи и сопровождение кредитов, в том числе на межбанковском кредитном рынке, а также порядок формирования и регулирования целевых резервов (ПК-25);
Уметь:
- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
- рационально применять современные методы организационно-управленческой работы в конкретной ситуации для решения задач (ПК-9);
- принимать решения финансового характера, адекватные экономической ситуации в стране (ПК-21);
- применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22);
- оценивать тенденции развития отдельных финансовых рынков и выявлять факторы их определяющие (ПК-22);
- использовать полученные знания в различных видах своей профессиональной деятельности (ПК-22);
Владеть:
- навыками сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения профессиональных задач (ОПК-2);
- современными методами и практическими навыками применения норм, регулирующих бюджетные, налоговые валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22);
- современными особенностями финансовых рынков в национальной и миро- вой экономике (ПК-22);
- навыками анализа функционирования налоговой системы и особенностями налогообложения по основным видам налогов и сборов; процедурами и технологией регулирования бюджетных, налоговых, валютных отношений в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22);
- навыками оценки кредитоспособности юридических и физических лиц на основе различных подходов и методов, оформления выдачи и сопровождения кредитов, формирования и регулирования резервов на возможные потери (ПК-25).
- Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности предшествует прохождению преддипломной практики и государственной итоговой аттестации.
4. Способы и формы осуществления практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Вид практики – производственная практика.
Способ проведения практики в форме практики по получению профессио- нальных умений и опыта профессиональной деятельности – стационарная; выездная. Практика проводится в коммерческих банках, а также в финансовых отделах производственных или торговых предприятий.
Форма проведения практики – дискретно, по периодам проведения, путем че- редования в календарном учебном графике периодов учебного времени для проведения отдельных типов практики с периодами учебного времени для проведения теоретических занятий.
Тип практики – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
5. Место и время прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональ ной деятельности проходит на базе коммерческих банков, финансовых организаций или в финансовом отделе производственных и торговых организаций.
Обучающимся дневной формы база практики предлагается кафедрой финансов и кредита Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова. Обучающиеся заоч- ной формы самостоятельно выбирают организацию, которая будет являться базой прохождения практики. Однако в любом случае между базовой организацией и Тульским филиалом РЭУ им. Г.В. Плеханова заключается договор о сотрудничестве в виде приема стажера в данную организацию для прохождения практики. Такой договор заключается в двух экземплярах, один из которых остается в базовой организации, а другой (со всеми реквизитами – подписями и печатями двух сторон) прилагается к отчету о практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Бланки договора предоставляет ВФ РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Методическое руководство по прохождению данной практики осуществляют преподаватели, назначенные кафедрой финансов и кредита ВФ РЭУ им. Г.В. Плеханова, непосредственную организацию прохождения практики – руководители базовых организаций и (или) их финансовых отделов (служб).
Руководитель от кафедры осуществляет текущий контроль за прохождением практики, проводит периодические консультации, принимает отчет о практике и организовывает его защиту.
До начала практики руководитель от кафедры вместе с обучающимся состав- ляет задание на практику с учетом специфики деятельности базовой организации.В задании отражаются все виды запланированных работ на каждом этапе прохожде- ния практики и установленные руководителем от кафедры сроки их выполнения.
Также обучающемуся выдается дневник прохождения практики, в котором будут указаны фактические сроки выполнения запланированных работ, место про- хождения практики, руководитель от базы практики и занимаемая им должность.
Форма обучения очная
1. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проходит на 4 курсе в 8 семестре и продолжается 2 недели.
2. Общая трудоемкость практики составляет 108 часов (3 зачетные единицы).
3. Формой промежуточной аттестации по результатам прохождения практики является зачет с оценкой. Дифференцированный зачет выставляется научным руководителем практики на основании защиты Отчета по практике.
Форма обучения заочная
1. Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности проходит на 5 курсе и продолжается 2 недели.
2. Общая трудоемкость практики составляет 108 часов (3 зачетных единицы).
3. Формой промежуточной аттестации является зачет с оценкой. Дифференцированный зачет выставляется научным руководителем практики на основании защиты Отчета по практике.
6. Перечень планируемых результатов практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, соотнесенных с планируемыми результатами освоения ОПОП ВО
В результате прохождения практики по получению профессиональный умений и опыта профессиональной деятельности обучающиеся должны приобрести следующие знания, умения и навыки, соответствующие формированию обозначенных компетенций:
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ
ОК-3 Способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности;
Знать: базовые экономические понятия, объективные основы функционирования экономики и поведения экономических агентов; основные виды финансовых институтов и финансовых инструментов; основы функционирования финансовых рынков; условия функционирования национальной экономики, понятия и факторы экономического роста; знать основы российской налоговой системы.
Уметь: анализировать финансовую и экономическую информацию, необходимую для принятия обоснованных решений в профессиональной сфере; оценивать процентные, кредитные, курсовые, рыночные, операционные, общеэкономические, политические риски неблагоприятных экономических и политических событий для профессиональных проектов; решать типичные задачи, связанные с профессиональным и личным финансовым планированием; искать и собирать финансовую и экономическую информацию.
Владеть: методами финансового планирования профессиональной деятельности, использования экономических знаний в профессиональной практике.
ОК-7 Способность к самоорганизации и самообразованию
В результате освоения компетенции ОК-7 студент должен:
Знать: пути и средства профессионального самосовершенствования: профессиональные форумы, конференции, семинары, тренинги, повышение квалификации, магистратура, аспирантура; систему категорий и методов, направленных на формирование аналитического и логического мышления; закономерности профессионально-творческого и культурно-нравственного развития.
Уметь: анализировать информационные источники (сайты, форумы, периодические издания); анализировать культурную, профессиональную и личностную информацию и использовать ее для повышения своей квалификации и личностных качеств.
Владеть: навыками организации самообразования, технологиями приобретения, использования и обновления социально-культурных, психологических, профессиональных знаний.
Общепрофессиональные компетенции
ОПК-3 Способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы
В результате освоения компетенции ОПК-3 студент должен:
Знать: базовые инструментальные средства необходимые для обработки экономических данных; понятия и возможность выбрать основные инструментальные средства обработки финансовых и экономических данных; основные виды инструментальных средств; знать основные экономические показатели для выявления экономического роста российской рыночной экономики.
Уметь: анализировать финансовую, производственную и экономическую информацию, необходимую для обоснования полученных выводов; обосновывать все виды экономических рисков и анализировать проведённые расчеты; проводить обработку экономических данных, связанные с профессиональной задачей; собирать финансовую и экономическую информацию и выбирать для этого оптимальные инструментальные средства.
Владеть: методами выбора инструментальных средств для обработки экономических данных; вариантами расчетов экономических показателей; системой выводов для обоснования полученных результатов при расчетах экономических данных.
ОПК-4 Способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовностью нести за них ответственности.
В результате освоения компетенции ОПК-4 студент должен:
Знать: основы отечественного законодательства, касающиеся организационно-управленческих решений; основные положения законодательных документов и договоров, применяемых в РФ; механизм применения основных нормативно-организационных и управленческих документов; основные акты об ответственности за управленческие решения.
Уметь: оперативно находить нужную информацию в управленческих и рекомендательных документах; грамотно использовать информацию, найденную в управленческих и рекомендательных документах; с позиций управленческо-правовых норм анализировать конкретные ситуации, возникающие в повседневной практике; анализировать и оценивать организационно-управленческие решения; принимать адекватные решения при возникновении критических, спорных ситуаций.
Владеть: навыками применения организационно-управленческих решений в текущей профессиональной деятельности.
Профессиональные компетенции
ПК-1- Способностью собирать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
В результате освоения компетенции ПК-1 студент должен:
Знать: основные экономические и социально-экономические показатели, применяемые для характеристики хозяйствующего субъекта экономики; основные варианты расчетов экономических показателей; показатели, характеризующие рост производительности труда и рост заработной платы предприятий в рыночной экономике.
Уметь: проводить обоснование правильности выбора сбора экономических и социально-экономических показателей; анализировать экономические и социально-экономические показатели; системно анализировать социально-экономические показатели; делать выводы и обосновывать полученные конечные результаты; подготовить после анализа экономических и социально-экономических показателей доклад, статью, курсовую работу, выпускную квалификационную работу, презентацию и т.д.. пользоваться основными выводами при написании и опубликовании статьи и доклада.
Владеть: навыками работы с аналитическими данными, полученными при обосновании деятельности хозяйствующего субъекта; экономическими основами профессиональной деятельности.
ПК-2 -Способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитывать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов
В результате освоения компетенции ПК-2 студент должен:
Знать: основную нормативно-правовую базу экономических показателей; основные типовые методики при расчете экономических и социально-значимых показателей; основные показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов в рыночной экономике; виды расчетов экономических показателей.
Уметь: проводить обоснование правильности выбора типовой методики при сборе социально-экономических показателей; системно подвести типовую методику для расчета показателей работы хозяйствующего субъекта; анализировать социально-экономические показатели, используя нормативно-правовую базу; анализировать многообразие социально-экономических показателей; делать выводы и обосновывать полученные конечные результаты согласно нормативно-правовой базы.
Владеть: основами предлагаемых для расчетов типовых методик; действующей нормативно-правовой базой используемой для расчетов экономических показателей; обоснованием расчетов социально-экономических показателей хозяйствующего субъекта.
ПК-3- Способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами
В результате освоения компетенции ПК-3 студент должен:
Знать: стандарты, используемые в мировом пространстве; основные стандарты, действующие в России для предприятий и организаций; базовые экономические понятия и стандарты, применяемые в организации; объективные основы составления экономических планов; основы планирования, бизнес-планирования и бюджетирования.
Уметь: анализировать экономические разделы планов; использовать информацию, необходимую для составления различных разделов планов; обосновывать расчёты, представленные в отдельных разделах плана; принимать обоснованные решения и применять стандарты в профессиональной сфере; решать типичные задачи, связанные с составлением планов и применять их при решении созданные в организации стандарты; собирать экономическую информацию используя ее при составлении экономических разделов планов.
Владеть: методами экономических расчетов для составления планов, согласно стандартам предприятия и организации.
Аналитическая, научно-исследовательская деятельность
ПК-5 Способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д., и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений
В результате освоения компетенции ПК-5 студент должен:
Знать:
- систему бухгалтерской и финансовой информации;
- возможности предприятий, организаций и ведомств различных форм собственности при проведении финансово-хозяйственного анализа;
- специфику различных форм бухгалтерско-статистической отчетности;
- содержание форм отчетности предприятий, организаций различных форм собственности.
Уметь:
– заполнять формы отчетности, содержащие финансово-бухгалтерскую информацию;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий;
- передавать составленные формы отчётности через сеть Интернет.
Владеть:
- навыками анализа финансово-бухгалтерской информации;
- методами принятия управленческих решений после проведения анализа бухгалтерской информации предприятий, организаций, ведомств, предприятий.
Организационно-управленческая деятельность
ПК-10-Способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии В результате освоения компетенции ПК-10 студент должен:
Знать:
- основные методы решения коммуникативных задач;
- специфику различных способов решения коммуникативных задач;
- современные технические средства и информационные технологии, используемые при решении коммуникативных задач;
Уметь:
- пользоваться современными техническими средствами и информационными технологиями при решении коммуникативных задач.
Владеть:
- навыками для самостоятельного, методически правильного решения коммуникативных задач;
- техническими средствами и информационными технологиями при решении коммуникативных задач.
Расчетно-финансовая деятельность
ПК-19 - способность рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений
В результате освоения компетенции ПК-19 студент должен:
Знать:
- показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-обеспечение исполнения и контроля бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-показатели сметы казенных учреждений и планов финансово-хозяйственной деятельности автономных и бюджетных учреждений
Уметь:
-рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-обеспечивать исполнения и контроля бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-составлять сметы казенных учреждений и планов финансово-хозяйственной деятельности автономных и бюджетных учреждений
Владеть:
-навыками расчетов показателей проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-навыками обеспечения исполнения и контроля бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
-навыками составления сметы казенных учреждений и планов финансово-хозяйственной деятельности автономных и бюджетных учреждений
ПК-20 -Способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
В результате освоения компетенции ПК-20 студент должен:
Знать:
- общие налоговые понятия, элементы налогов
- порядок исчисления и уплаты основных налогов и иных обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды
- работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы РФ
Уметь:
-производить расчеты налоговых баз и сумм отдельных налогов
-решать конкретные вопросы, связанные с налогами вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы РФ
Владеть:
-навыками применения полученных знаний в области налогообложения в практической деятельности
-способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы РФ
-способностью обобщать и делать выводы по налогообложению и планированию в составе бюджетов бюджетной системы РФ
ПК-22-способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля
В результате освоения компетенции ПК-22 студент должен:
Знать:
- нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области банковской деятельности, учета и контроля.
Уметь:
- применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области банковской деятельности, учета и контроля;
- вести работу по финансовому контролю, применяя нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области банковской деятельности, учета и контроля.
Владеть:
- навыками самостоятельного применения норм, регулирующих налоговые и валютные отношения в области банковской деятельности, учета и контроля в этой сфере.
ПК-23 - способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений
В результате освоения компетенции ПК-23 студент должен:
Знать:
- источники информации, законодательные и другие нормативные акты по организации
и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления.
Уметь:
- выявить отклонения при реализации мероприятий финансового
контроля в секторе государственного и муниципального управления;
- принимать меры по реализации выявленных в мероприятиях по проведению
финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления отклонений.
Владеть:
-навыками самостоятельного применения мер по результатам реализации выявленных в мероприятиях по проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления
7 Структура и содержание практики по получению профессиональных умений и
опыта профессиональной деятельности
7.1 Общая трудоемкость практики
Общая трудоемкость практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности составляет 3 зачетные единицы, 108 часов, 2 недели.
В таблице 1 отражены формы занятий в процессе прохождения практики, в таблице 2 – трудоемкость практики по этапам.
Таблица 1 – Продолжительность практики
Показатели объёма практики |
Всего часов по форме обучения |
|
очная |
заочная |
|
Объём практики в зачетных единицах |
3 ЗЕТ |
3 ЗЕТ |
Объём практики в часах |
108 |
108 |
Контактная работа обучающихся с преподавате- лем (контактные часы), всего: |
|
|
1. Индивидуальные консультации (ИК) |
|
|
2. Контактная работа по промежуточной аттестации (Катт) |
|
|
Иные формы работы |
|
|
Контроль |
|
|
Таблице 2 - Трудоемкость практики по разделам (этапам):
№ п/ п |
Разделы (этапы практики) |
Виды работ в процессе прак- тики, осуществляемые обучающимися |
Трудо- емкость, кол-во часов/ ЗЕ |
Формы текущего контроля |
1 |
Организационно-подготовительный |
Участие в организационном собрании; разъяснение цели и за- дач практики, получение задания, демонстрация формы от- четности; планирование сроков выполнения задания. Закрепление мест практики в соответствии с приказом, инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с организацией- базой практики, правилами внутреннего трудового распорядка, производственный инструктаж, в т. ч. инструктаж по технике безопасности. |
36/1 |
Согласова- ние общего и индивидуального задания |
2 |
Аналитический |
Выполнение общих и индивидуальных заданий. Сбор и систематизация материала для написания ВКР. Анализ полученной информации, обобщение полученных результатов. |
36/1 |
Проверка отдельных разделов отчета |
3 |
Отчетный |
Формулировка на основе проведенного исследования выводов и предложений. Оформление отчета по практике в соответствии с установленными требованиями. Сдача отчета на кафедру, защита отчета |
36/1 |
Защита отчета по практике |
|
Итого: |
|
108/3 |
Зачет с оценкой |
7.2 Содержание разделов (этапов) практики
Содержание практики по получению профессиональных умений и опыта про- фессиональной деятельности определяется кафедрой финансов и кредита, осуществляющей подготовку бакалавров экономики по профилю «Финансы и кредит».
Данная практика по своему содержанию направлена на закрепление полученных знаний по экономическим дисциплинам, приобретение опыта их применения, расширение представления об организации финансовой работы на предприятии, являющемся базой практики, сбор материалов для написания выпускной квалификационной работы, получение опыта профессиональной деятельности в коллективе.
7.2.1 Организационно-подготовительный этап:
Организационно-подготовительный этап включает:
1) Организационное собрание руководителя практики от кафедры с обу- чающимися.
Лицо, ответственное за организацию практики на кафедре, в соответствии с расписанием, до начала практики, проводит организационное собрание с обучающи- мися, на котором информирует их о цели, задачах и содержании практики; сроках ее прохождения; доводит до сведения обучающихся их права и обязанности; требования по содержанию и оформлению отчета по практике и порядок его защиты. Обучающийся обязан принимать участие в организационном собрании.
2) Ознакомление с заданием по практике, согласование сроков его выпол- нения на каждом этапе ее прохождения;
3) Знакомство с руководителем практики от организации, выступающей ее базой, прослушивание инструктажа по технике безопасности.
7.2.2 Аналитический этап:
В период прохождения аналитического этапа практики обучающийся обязан выполнить задания, полученные от руководителя практики.
Первое задание является базовым (общим) и выполняется всеми обучающимися независимо от сферы деятельности организации, выступающей базой практики.
Общее задание
Общее задание включает в себя:
1) дать общую характеристику организации (полное название, территориальное положение, дата регистрации, организационно-правовая форма и форма собственности, основной вид деятельности, численности сотрудников и т.п.)
2) отразить организационную структуру организации, функции ее структурных подразделений, должностные обязанности сотрудников;
3) изучить нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность организации (законы, подзаконные акты, внутренние инструкции);изучить систему налогообложения организации (режим налогообложения, на котором находится хозяйствующий субъект, виды налогов, объекты налого- обложения по применяемым налогам, налоговые льготы).
Индивидуальное задание
Индивидуальное задание зависит от сферы деятельности организации, выступающей базой практики.
База практики – коммерческий банк.
Индивидуальное задание включает в себя:
1) изучить депозитные операции коммерческого банка (виды вкладов, новые и наиболее востребованные из них, содержание договора банковского вклада, порядок начисления процентов по вкладу);
2) изучить кредитные операции коммерческого банка (виды выдаваемых кредитов, кредитная политика банка, этапы кредитного процесса, методы определения кредитоспособности заемщика – юридического и физического лица,
- содержание кредитного договора, способы обеспечения кредитов, порядок создания резервов на возможные потери по ссудам);
изучить организацию расчетно-кассового обслуживания клиентов (организация кассовых операций банка, порядок открытия и обслуживания счетов, до- говор банковского счета, виды пластиковых карт, порядок оформления рас- четных документов).
База практики – производственное предприятие или торговая организация
1) Индивидуальное задание включает в себя
1) изучение конкурентной среды функционирования организации (основные конкуренты, доля исследуемой организации на рынке, ее конкурентные преимущества, а также возможности (или их отсутствие) расширения в перспективе рынка сбыта);
2) изучение хозяйственных связей организации (основные поставщики и потребители предприятия, взаимоотношения предприятия с обслуживающим банком: формы безналичных расчетов, применяемых предприятием, порядок расчета кассового лимита, виды кредитных ресурсов, используемых предприятием в процессе его текущей финансово-хозяйственной деятельности);
3) изучить формы отчетности и финансового планирования (отразить в отчете по практике формы бухгалтерской отчетности, заполняемые предприятием; если на предприятии осуществляется финансовое планирование, отражается, какое именно - оперативное, текущее, перспективное; рассматриваются формы составления планов и платежных календарей).
База практики – страховая компания.
Индивидуальное задание включает в себя:
1) изучить финансовые основы деятельности страховой компании (общие принципы организации финансов страховой компании, методику построения страховых тарифов, виды страховых премий, сущность и формирование страховых резервов, инвестирование страховых резервов);
2) изучить виды договоров страхования; изучить механизм перестрахования (описать сам механизм, указать компании, выступающие перестраховщиками, перечислить виды заключаемых до- говоров перестрахования).
База практики – подразделение ФНС.
Индивидуальное задание включает в себя:
1) изучить работу налогового инспектора с юридическими лицами (порядок постановки на учет, переучет и снятия с учета налогоплательщиков - юридических лиц; присвоение юридическим лицам идентификационного номера налогоплательщика; права и обязанности налогоплательщиков; виды и поря- док начисления и взимания налогов, уплачиваемых юридическими лицами; методы и способы выявления занижения налогооблагаемой базы и сокрытия (занижения) налогов организациями; методы выявления налогоплательщиков, уклоняющихся от постановки на учет; применение к предприятиям финансовых санкций, штрафов за нарушение налогового законодательства; прием налоговой отчетности, предъявляемой в налоговую инспекцию; проведение камеральной проверки годовой, квартальной и месячной отчетности налогоплательщиков с составлением актов и справок о ее результатах; контроль за полнотой и своевременностью внесения авансовых платежей в бюджет);
2) изучить работу налогового инспектора с физическими лицами (взимание НДФЛ, налога на имущество физических лиц, земельного налога; составление налоговых деклараций, штрафные санкции за нарушение налогового законодательства);
3) изучить особые режимы налогообложения.
7.2.3 Отчетный этап
Отчетный этап включает в себя завершение подготовки и формирование отчета по практике, работу над замечаниями руководителя, окончательное оформление отчета и его защита.
В результате прохождения всех этапов практики через выполнение заданий у обучающихся формируются компетенции.
Наименование компетенции |
Вид учебной работы обучающихся |
Задание по практике |
ОПК-3 – способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических дан- ных в соответствии с постав- ленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы. |
Выполнение общих и индивиду- альных заданий. Сбор и система- тизация материала для написания ВКР. Анализ полученной информации, обобщение полученных результатов. |
Общее задание: - обработать инструментальными средствами экономические дан- ные, используя выбранные способы и методы их обработки; - систематизировать и последовательно изложить полученную ин- формацию. |
ОПК 4 - способность находить организационно-управленческие решения в профессиональной дея- тельности и готовность нести за них ответственность. |
Выполнение общих и индивиду- альных заданий. Сбор и система- тизация материала для написания ВКР. Анализ полученной инфор- мации, обобщение полученных результатов. |
Общее задание: - отразить организационную структуру организации, функции ее структурных подразделений, должностные обязанности со- трудников. |
ПК 1 - способность собрать и проанализировать исходные дан- ные, необходимые для расчета экономических и социально-эко- номических показателей, харак- теризующих деятельность хозяй- ствующих субъектов. |
Выполнение общих и индивиду- альных заданий. Сбор и система- тизация материала для написания ВКР. Анализ полученной инфор- мации, обобщение полученных результатов. |
Общее задание: - собрать и проанализировать ис- ходные данные, необходимые для расчета экономических и соци- ально-экономических показате- лей, характеризующих деятель- ность организации – базы прак- тики. |
ПК 2 - способность на основе ти- повых методик и действующей нормативно-правовой базы рас- считать экономические и соци- ально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов. |
Выполнение общих и индивиду- альных заданий. Сбор и система- тизация материала для написания ВКР. Анализ полученной инфор- мации, обобщение полученных результатов. |
Общее задание: - изучить нормативно-правовые документы, регулирующие дея- тельность организации (законы, подзаконные акты, внутренние инструкции). |
ПК 3 - способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты ра- боты в соответствии с приня- тыми в организации стандар- тами. |
Выполнение общих и индивиду- альных заданий. Сбор и система- тизация материала для написания ВКР. Анализ полученной инфор- мации, обобщение полученных результатов. |
Общее задание: - изучить виды финансового пла- нирования в организации – базе практики. |
ПК-5 – способность анализиро- вать и интерпретировать фи- нансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий раз- личных форм собственности, ор- ганизаций, ведомств и т.д. и ис- пользовать полученные сведения для принятия управленческих ре- шений. |
Выполнение общих и индивиду- альных заданий. Сбор и система- тизация материала для написания ВКР. Анализ полученной инфор- мации, обобщение полученных результатов. |
Общее задание: - выделить информацию, содер- жащуюся в формах финансовой отчетности организации, кото- рую можно использовать в даль- нейшем при раскрытии выбран- ной темы ВКР. |
ПК-10 - способность использо- вать для решения коммуникатив- ных задач современные техниче- ские средства и информационные технологии. |
Выполнение общих и индивиду- альных заданий. Сбор и система- тизация материала для написания ВКР. Анализ полученной инфор- мации, обобщение полученных результатов. |
Общее задание: - использовать в процессе стажи- ровки современные технические средства и информационные тех- нологии. |
ПК-19 - способность рассчиты- вать показатели проектов бюд- жетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечи- вать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы фи- нансово-хозяйственной деятель- ности бюджетных и автономных учреждений. |
Выполнение общих и индивиду- альных заданий. Сбор и система- тизация материала для написания ВКР. Анализ полученной инфор- мации, обобщение полученных результатов. |
Общее задание: - изучить взаимоотношения орга- низации-базы практики с бюдже- том и внебюджетными фондами, в том числе ознакомиться с со- ставлением налогового кален- даря. |
8. Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии, используемые при прохождении практики
В процессе прохождения практики используются следующие образовательные технологии:
1. Стандартные методы обучения:
• консультации руководителя практики от вуза и руководителя практики от организации по актуальным вопросам, возникающим у обучающихся в ходе ее выполнения; методологии выполнения заданий, подготовке отчета по практике;
• иные формы работы:
- выполнение заданий научно-аналитического характера обучающихся, включающие выполнение разделов практики в соответствие с индивидуальным заданием и рекомендованными источниками литературы; освоение методов анализа информации и интерпретации результатов; выполнение письменных аналитических и расчетных заданий в рамках практики с использованием необходимых информационных источников;
2. Методы обучения с применением интерактивных форм:
- защита отчетов по практике с использованием презентаций.
В процессе прохождения практики используются следующие научно-исследовательские и научно-производственные технологии: наблюдение, беседа, сбор, первичная обработка, систематизация и анализ материалов, описание полученного на практике опыта в отчете, а также специальные методики проведения научных и практических исследований.
Выполнение заданий научно-аналитического характера заключается в обработке собранной информации, в выполнении индивидуального задания, которое должно содержать обработанную информацию, собранную в соответствии с программой обследования, анализ материалов в соответствии с содержанием про- граммы практики.
9. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся при прохождении практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Перечень образцов документов необходимых в процессе прохождения и защиты отчета по практике определяется следующими документами:
1. Положение о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова». Регламент организации и проведения всех видов практик, обучающихся в Тульском филиале ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».
2. Методические указания по прохождению практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности для обучающихся по направлению 38.03.01 «Экономика», профилю «Финансы и кредит».
10. Формы промежуточной аттестации (по итогам практики)
Текущий контроль и промежуточная аттестация осуществляется руководителем практики от кафедры в соответствии с календарным планом.
Ежедневное выполнение заданий по практике контролируется руководителем по записям в Дневнике по практике (приложение 14 Регламента).
Формой отчетности по практике является Отчет (приложение 14 Регламента). Отчет по практике предоставляется в бумажном варианте, а также на электрон-
ном носителе, и после проверки остается на выпускающей кафедре.
Структура Отчета по практике:
- титульный лист;
- задание по практике;
- матрица компетенций;
- дневник практики;
- отзыв руководителя практики от организации;
- введение;
- основная часть (количество разделов соответствует количеству заданий);
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (копии учредительных документов, образцы договоров, используемых базовой организацией, формы отчетности, другие документы.);
- отчет руководителя практики от вуза;
- договор на прохождение практики (либо заверенная копия трудовой книжки, если практика проходит по месту работы стажера, вместе с заявлением на имя декана экономического факультета с просьбой разрешить прохождение практики по месту работы).
Введение.
Введение должно отражать цель и задачи прохождения практики, базу ее про- хождения, теоретико-методологические основы подготовки отчета и его структуру. Введение должно быть кратким (1 страница).
Основная часть.
Основная часть должна содержать разделы, в каждом из которых должно быть отражено выполнение задания по практике. Количество разделов должно соответствовать количеству заданий.
Название разделов должно отражать существо изложенного в них материала.
Объем раздела – не менее 5 страниц.
Заключение.
В заключении должны быть сделаны выводы по проделанной работе, пере- числены изученные в процессе прохождения практики вопросы.
Объем заключения – 1-2 страницы.
Список использованных источников.
Список источников, использованных при подготовке отчета, может включать нормативно-правовые документы, регулирующие область исследования, моногра- фии, научные статьи, учебную литературу, справочные материалы, Интернет-источ- ники. Количество источников – не менее 15.
Общий объем Отчета по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности – не менее 20 страниц машинописного текста.
Пример структуры отчета (база практики – коммерческий банк):
|
ВВЕДЕНИЕ |
1 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПАО «ХХХ» |
2 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПАО «ХХХ» |
3 |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯ- ТЕЛЬНОСТЬ ПАО «ХХХ» |
4 |
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ПАО «ХХХ» |
5 |
ДЕПОЗИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В ПАО «ХХХ» |
6 |
КРЕДИТНЫЕ ОПЕРАЦИИ В ПАО «ХХХ» |
7 |
РАСЧЕТНО-КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ КЛИЕНТОВ В ПАО «ХХХ» |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Пример структуры отчета (база практики – производственное предприятие или торговая организация):
|
ВВЕДЕНИЕ |
1 |
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ООО «ХХХ» |
2 |
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ООО «ХХХ» |
3 |
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯ- ТЕЛЬНОСТЬ ООО «ХХХ» |
4 |
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ ООО «ХХХ» |
5 |
КОНКУРЕНТНАЯ СРЕДА ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ООО «ХХХ» |
6 |
ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ООО «ХХХ» |
7 |
ФОРМЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРО- ВАНИЯ В ООО «ХХХ» |
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
ПРИЛОЖЕНИЯ |
Формой промежуточной аттестации практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности является зачёт с оценкой, который проводится как защита отчета по практике.
10. Учебно-методическое и информационное обеспечение практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Рекомендуемая литература
Основная литература:
1. Финансы и кредит : учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. О. В. Соколовой. — Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2020. — 912 с. - ISBN . - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1044526
2. Нешитой, А. С. Финансы и кредит : учебник / А. С. Нешитой. - 6-е изд. - Москва : Дашков и К, 2017. - 576 с. - ISBN 978-5-394-02006-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/414993
3. Савицкая, Г. В. Анализ производственно-финансовой деятельности сельскохозяйственных предприятий : учебник / Г.В. Савицкая. — 3-е изд., перераб. и доп. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 368 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN . - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1052233
Нормативно-правовые документы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)
2. .Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ред. от 04.07.2016).
3.Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» http://www.consultant.ru
4. Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 106н (ред. от 06.04.2015) «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (вместе с «Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)», «Положением по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008)») (Зарегистрировано в Минюсте России 27.10.2008 N 12522) http://www.consultant.ru
5.Федеральный закон от 14.04.1998 № 63-ФЗ (ред. от 08.12.2003) "О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами" (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.12.2004).
6.Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ (ред. от 05.05.2014) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации".
7.Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О валютном регулировании и валютном контроле".
8.Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об особых экономических зонах в Российской Федерации".
0.Федеральный закон от 29.10.1998 № 164-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О финансовой аренде (лизинге)".
10.Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).
11.Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О коммерческой тайне".
12.Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.07.2016) "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
13.Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции".
14.Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
15.Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/
16.Комплектование, хранение, ведение и учет документов Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов и порядок предоставления пользователям информационной продукции и услуг. Основные положения. Р 50.1.057-2006" (утв. Приказом Ростехрегулирования от 24.04.2006 N 77-ст) http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_67183/
177.Инструкция ЦБР от 4 июня 2012 г. № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением».
19. Указание Центрального Банка РФ О внесении изменений в Положение Банка России от 28 марта 2018 года № 638-П «О порядке оплаты услуг по переводу денежных средств и услуг платежной инфраструктуры в платежной системе Банка России»№ 5161-У от 04.06.2019 г.
20. Положение Центрального Банка РФ «О платежной системе Банка России» № 4949-У от 29.10.2018 г.
Дополнительная литература:
1. Абдукаримов, И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций (анализ деловой активности) : учеб. пособие / И.Т. Абдукаримов, М.В. Беспалов. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 320 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-102679-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1002033
2. Канке, А. А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие / Канке А.А., Кошевая И.П., - 2-е изд., испр. и доп. - Москва :ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 288 с. - (Профессиональное образование) (О)ISBN 978-5-8199-0614-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/556741
3. Мельник, М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия : учеб. пособие / М.В. Мельник, Е.Б. Герасимова. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2017. — 208 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-102235-1. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/760132
4. Губина, О. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / О.В. Губина, В.Е. Губин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : ИД «ФОРУМ» : ИНФРА-М, 2018. — 335 с. — (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-16-101095-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/927453
5. Фридман, А. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности : учебник / A.M. Фридман. — Москва : РИОР : ИНФРА-М, 2019. — 264 с. — (Среднее профессиональное образование). — DOI: https://doi.org/10.29039/1791-3. - ISBN 978-5-16-107038-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/945976
4.2. Перечень электронно-библиотечных систем
1. Электронно-библиотечная система «Znanium»: http://znanium.com
2. Электронно-библиотечная система «Университетская библиотека online»: http://biblioclub.ru.
3. Электронно-библиотечная система «Юрайт»: http://www.biblio-online.ru
4. Электронно-библиотечная система «BOOK.ru»: http://book.ru
4.3. Перечень профессиональных баз данных
1. Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (бесплатная версия)
2. Справочно-правовая система «Гарант» (бесплатная версия)
4.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)
1. Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru
2. Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»: http://cyberleninka.ru
3. Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина: http://www.prlib.ru
4. Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru
5. Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru
4.5. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
Программное обеспечение:
Операционная система Microsoft Windows
Kaspersky Free
Пакет прикладных программ Microsoft Office (MS Word, MS Excel, MS Power Point, MS Access)
Google Chrome
12. Материально-техническое обеспечение по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Для проведения учебной практики могут использоваться компьютерные аудитории с достаточным количеством персональных компьютеров и установленным лицензионным программным обеспечением для реализации интерактивного доступа студентов к электронным учебно-методическим материалам через сеть Интернет.
На предприятии, где проводится учебная практика, для студента должно быть предоставлено рабочее место, позволяющее выполнять все необходимые работы в соответствии с содержанием задания на практику.
Для подготовки отчетов и презентаций по результатам прохождения учебной практики могут быть использованы аудитории для самостоятельной работы студентов Тульского филиала ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
13. Обязанности обучающегося (практиканта) при прохождении по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Обязанности обучающегося (практиканта) при прохождении практики определяются Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы высшего образования, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».
13. Обязанности руководителя практики
Обязанности руководителя практики определяются Положением о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные про- граммы высшего образования, федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова» и включают:
- оказание научно-методической помощи;
- проведение индивидуальных консультаций;
- ведение контроля за процессом прохождения практики ;участие в комиссии по приему отчета по практике;
- установление связи с руководителем практики от организации;
- оценку результатов выполнения обучающимися программы практики. Руководитель практики от профильной организации должен:
- организовать практику обучающихся в полном соответствии с положением и программой практики;
- обеспечить стажера рабочим местом в соответствии с направлением подготовки и создать необходимые условия для получения им необходимой информации;
- совместно с обучающимся и руководителем от кафедры разработать календарный план прохождения практики и осуществлять контроль за его выполнением;
- обеспечить обучающемуся возможность пользоваться техникой для анализа и обработки первичной информации (ПК, вычислительная техника и т.п.);
- по окончании практики дать стажеру характеристику с оценкой его теоретической и профессиональной подготовки, отношения к выполнению задания и программы практики.
14. Фонд оценочных материалов
Оценочные материалы по практике разработаны в соответствии с Положением о фонде оценочных материалов Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова и находятся на кафедре финансов и кредита
Перечень компетенций с указанием этапов их формирования в процессе освоения практики
№ п.п . |
Формируе- мые компетен- ции |
Этапы формирования |
Виды работ на практике |
Форма текущего контроля |
1. |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ПК-1; ПК-2 ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-19; ПК-20; ПК-22\ ПК-23
|
Организаци- онно подгото- вительный этап |
Участие в организационном со- брании; разъяснение цели и задач практики, получение задания, де- монстрация формы отчетности; планирование сроков выполнения задания. Закрепление мест практики в соответствии с приказом, инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с организацией-ба- зой практики, правилами внутреннего трудового распорядка, производственный инструктаж, в т. ч. инструктаж по технике без- опасности. |
Проверка знаний техники безопасости, запись в дневнике. Устный отчет. |
2. |
ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
Аналитический |
Выполнение общих и индивидуальных заданий. Сбор и систематизация теоретического и практического материала. Анализ полученной информации, обобщение полученных результатов.- |
Проверка от- дельных разделов отчета, запись в дневнике- |
|
|
|
Выработка на основе проведенного |
|
|
ОК-3; ОК-7; |
|
Исследования Выводов и предложений |
|
|
ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; |
|
|
|
3. |
ПК-2; ПК-1; ПК-3; |
Отчетный |
Оформление отчета по практике в соответствии с установленными требованиями. |
Защита отчета по практике |
|
ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22 |
|
Сдача отчета на кафедру, защита отчета |
|
|
|
|
|
|
Типовые контрольные задания или иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной про- граммы
Задания по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности обусловлены спецификой ОПОП ВО по специальности «Экономика», профилю «Финансы и кредит».
Примерный перечень заданий по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.
Разделы (этапы) практики |
Виды работ на практике |
Комплект заданий, позволяющих оце- нить знания, умения и навыки |
Контролируе- мые компе- тенции |
|
Организаци- онно-подго- товительный |
Участие в организационном собрании; разъяснение цели и задач практики, получение задания, демонстрация формы отчетности; планирование сроков выполнения задания. Закрепление мест практики в соответствии с приказом, ин- структаж по технике без- опасности. Ознакомление с организацией-базой практики, правилами внутреннего трудового распорядка, производствен- ный инструктаж, в т. ч. ин- структаж по технике без- опасности. |
- изучить учредительные документы организации, - изучить основные требования информационной безопасности. - изучить организационную структуру организации, функции ее структурных подразделений, должностные обязанности сотрудников. |
ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2;
|
|
Аналитиче- ский |
Выполнение общих и инди- видуальных заданий. Сбор и систематизация материала для написания ВКР. Анализ полученной информации, обобщение полученных ре- зультатов. |
- дать общую характеристику организа- ции (полное название, территориальное положение, дата регистрации, организационно-правовая форма и форма собственности, основной вид деятельности, численности сотрудников и т.п.); - собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета эко- номических и социально-экономических показателей, характеризующих деятель- ность организации – базы практики; - изучить нормативно-правовые доку- менты, регулирующие деятельность организации (законы, подзаконные акты, внутренние инструкции); - изучить виды финансового планирования в организации – базе практики; - выделить информацию, содержащуюся в формах финансовой отчетности организации, которую можно использовать в дальнейшем при раскрытии вы- бранной темы ВКР; - использовать в процессе стажировки современные технические средства и информационные технологии; - изучить взаимоотношения организации-базы практики с бюджетом и вне- бюджетными фондами, в том числе ознакомиться с составлением налогового календаря; - изучить финансовые планы, разрабатываемые в организации-базе практики; - изучить формы и виды финансового контроля, объектом которого является организация-база практики; - изучить правила оформления расчетных документов; - изучить методику определения кредитоспособности юридического лица; - изучить все виды операций с ценными бумагами, осуществляемыми организацией-базой практики; - изучить правила формирования обязательных резервов ЦБ РФ; - изучить по формам бухгалтерской от- четности имущество организации- базы практики, ее доходы, расходы и финансовые результаты. |
ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23; ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
|
|
Отчетный |
Формулировка на основе проведенного исследования выводов и предложений. Сдача отчета на кафедру, за- щита отчета. |
Отчетный - проанализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты собственного исследования; - приобрести навыки подготовки сложного документа с использованием каких- либо офисных программных продуктов (MS Word, MS Excel, MS Access, MS PowerPoint); подготовить Отчет по практике; |
.ОК-3; ОК-7; ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-19; ПК-20; ПК-22 ПК-23
|
|
Предметом оценки по практике является приобретение практического опыта. Контроль и оценка по практике проводится на основе дневника практики обучающегося; отзыва руководителя по практике; отчета по практике.
№ п.п. |
Формируемые компетенции |
Виды оценочных средств, используемых для оценки сформированности компетенций |
||
Выполнение общего и индивидуального задания |
Отчет по практике |
Защита отчета по практике |
||
1. 2. |
ОК-3 |
+ |
+ |
+ |
2. 3. |
ОК-7 |
+ |
+ |
+ |
3. 4. |
ОПК-3 |
+ |
+ |
+ |
4. 5. |
ОПК-4 |
+ |
+ |
+ |
5. 6. |
ПК-1 |
+ |
+ |
+ |
6. 7. |
ПК-2 |
+ |
+ |
+ |
7. 9. |
ПК-3 |
+ |
+ |
+ |
8. 16. |
ПК-5 |
+ |
+ |
+ |
9. 17. |
ПК-10 |
+ |
+ |
+ |
10. 19. |
ПК-19 |
+ |
+ |
+ |
11. 20. |
ПК-20 |
+ |
+ |
+ |
12. |
ПК-22 |
+ |
+ |
+ |
13. |
ПК-23 |
+ |
+ |
+ |
Зачет с оценкой по практике по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности по учебному плану подготовки бакалавров по направлению подготовки: 38.03.01 «Экономика», направленность (профиль) «Финансы и кредит» предусмотрен в форме защиты отчета по практике.
Критериями оценки качества практики выступают:
- степень выполнения предусмотренных настоящей Программой заданий в пол- ном надлежащем объеме;
- уровень овладения большей частью компетенций, перечисленных в настоя- щей Программе;
- качественное выполнение Отчета;
- итоги устной защиты Отчета.
Оценка результатов прохождения практики является дифференцированной. Требование дифференцированности означает выставление оценки по пятибалльной шкале, принятой в РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Примерный перечень вопросов к дифференцированному зачету
1. Что отражено в учредительных документах организации (ОПК-1, ОПК-2)?
2. Какова организационная структура организации, функции ее структурных подразделений, должностные обязанности сотрудников (ОПК-4)?
3. Дайте общую характеристику организации (полное название, территориальное положение, дата регистрации, организационно-правовая форма и форма собственности, основной вид деятельности, численности сотрудников и т.п.) (ПК-9)?
4. Какими показателями характеризуется деятельность организации (ПК-1)?
5. Какими нормативно-правовыми документами регулируется деятельность организации (законы, подзаконные акты, внутренние инструкции) (ПК-2)?
6. Какие виды финансового планирования осуществляются в организации – базе практики (ПК-3)?
7. Какую информацию, содержащуюся в формах финансовой отчетности организации, можно использовать в дальнейшем при раскрытии выбранной темы ВКР (ПК-5)?
8. Какие современные технические средства и информационные технологии в процессе стажировки (ПК-8)?
9. Каковы взаимоотношения организации с бюджетом и внебюджетными фондами (ПК-19, ПК-20)?
10. Какие финансовые планы разрабатываются в организации (ПК-21)?
11. Каким формам и видам финансового контроля подвергается организация (ПК-23)?
12. Какие расчетные документы использует организация при осуществлении безналичных расчетов (ПК-23)?
13. Как определить кредитоспособность организации (ПК-24)?
14. Какие операции с ценными бумагами осуществляет организация (ПК-26)?
15. С какой целью создаются обязательные резервы ЦБ РФ (ПК-24)?
16. Дайте оценку доходам, расходам и финансовым результатам организации (ПК-28)?
17. Сделайте выводы о положении организации на рынке (ПК-7, ПК-4).
18. Назовите основных контрагентов организации (ПК-22).
19. Какие офисные программные продукты использовались при подготовке от- чета по практике (ПК-6, ПК-8, ПК-10, ОПК-3)?
Критерии определения сформированности компетенций на различных этапах их формирования
Оценивание компетенций в рамках прохождения практики осуществляется в форме текущего и промежуточного контроля.
В рамках текущего контроля оценивается отдельно взятая компетенции на основе продемонстрированного обучаемым уровня самостоятельности в примене- нии полученных в ходе прохождения практики, знаний, умений и навыков. В ходе прохождения практики осваивается определенный этап формирования компетенции.
Оценочные средства по практике разработаны в соответствии с Положением о фонде оценочных средств в ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
Обобщенные критерии проверки сформированности компетенции, шкала оценивания компетенций
100-балльная система оценки |
Традиционная (четырехбалльная) система оценки |
Критерий оценивания |
Содержание критерия оценивания |
85 - 100 |
отлично / зачтено |
Продвинутый уровень освоения компетенций |
Компетенции освоены. Обучающийся показывает глубокие знания, демонстрирует умения и навыки решения сложных задач. Способен самостоятельно решать проблему / задачу на основе изученных методов, приемов и технологий. |
70 - 84 |
хорошо / зачтено |
Повышенный уровень освоения компетенций |
Компетенции освоены. Обучающийся показывает полноту знаний, демонстрирует умения и навыки решения типовых задач в полном объеме. |
50 - 69 |
удовлетворительно / зачтено |
Базовый уровень освоения компетенций |
Компетенции освоены. Обучающийся показывает общие знания, умения и навыки, входящие в состав компетенций, имеет представление об их применении, но применяет их с ошибками. |
0 - 49 |
неудовлетворительно / незачтено |
Заявленные компетенции не освоены |
Компетенции не освоены. Обучающийся не владеет необходимыми знаниями, умениями, навыками или частично показывает знания, умения и навыки, входящие в состав компетенций. |
В рамках промежуточного контроля осуществляется оценка уровня обученно- сти на основе комплексного подхода к уровню сформированности всех компетенций, обязательных к формированию в процессе прохождения практики.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Примерный план прохождения практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности для инвалидов и лиц с ОВЗ по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», направленность (профиль) «Финансы и кредит»
Выбор мест прохождения практики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется с учетом рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации, доступности рекомендованных условий труда для данной категории обучающихся (сюда относятся профильные доступные организации, готовые принять обучающихся, кафедры Университета).
Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья возможна организация практики в дистанционной форме. Данная форма обучения представляется наиболее оптимальным способом организации практики для лиц с ограниченными возможностями здоровья, поскольку, учась дистанционно, обучающийся перестает быть ограниченным пространственными и временными рамками - он может учиться, не выходя из дома, по индивидуальному расписанию и в удобном для себя темпе.
I. Примерный план прохождения практики для маломобильных обучающихся пред- полагает следующие этапы:
№ п.п. |
Разделы (этапы) практики |
Трудоём- кость (ак. час.) |
Трудоёмкость в днях / неде- лях |
Формы текущего контроля / промежуточной аттестации |
1 |
Организационно- подготовительный |
36 |
За 1 неделю до начала практики, 1день практики |
утверждение индивидуального задания по практике |
2 |
Аналитический |
36 |
2 недели (в течение всего периода) |
проверка отдельных разделов от- чета |
3 |
Отчетный |
36 |
последний день практики |
Защита отчета |
|
|
108 |
2 недели |
|
1. Организационно-подготовительный этап включает характеристику основных целей и задач практики, знакомство со структурой и содержанием практики, требованиями к отчетной документации, а также разработку общего и индивидуального заданий для обучающегося с ограниченными возможностями здоровья с учетом его индивидуальных особенностей и рекомендаций медико-социальной экспертизы, отраженных в индивидуальной программе реабилитации.
2. Аналитический этап - выполнение общего и индивидуального задания.
При выполнении общего задании обучающийся использует методическую литера- туру и открытые интернет-источники для формирования ответа на вопросы общего и индивидуального задания.
Общее задание.
Общее задание включает в себя отражение организационно-экономической характеристики организации-базы практики, ее организационной структуры, нормативно-правовых документов, регулирующих ее деятельность и системы налогообложения.
Такое задание вполне возможно выполнить дистанционно.
Индивидуальное задание.
Содержание индивидуального задания по практике обсуждается обучающимся совместно с руководителем практики от организации, учитывая специфику организации и возможности в предоставлении материалов по отдельным аспектам организационной работы.
3. Отчетный этап
Защита отчетов и представление результатов практики.
II. Порядок прохождения практики для обучающихся с ОВЗ
Обучающиеся должны проходить практику в соответствии с планом, выполняя все задания и по возникающим вопросам обращаться к руководителю практики от кафедры, сообщая о результатах проведенной работы не реже, чем два раза в неделю, при личном посещении или по электронной почте.
Приложение 1
|
Заведующему кафедрой |
|||
|
финансов и информационных технологий управления |
|||
|
к.э.н.Егорушкина Т.Н. |
|||
|
от студента |
|
|
курса |
|
|
формы обучения |
||
|
|
|||
|
(направление подготовки) |
|||
|
|
|||
|
(ФИО) |
Заявление
Прошу Вас разрешить мне прохождение (учебной/производственной/преддипломной) практики по месту работы в_____________________________________________________________
(название организации)
с _____ (дата) по ________ (дата).
Копия трудовой книжки и (или) копия трудового договора прилагается.
Подпись студента
Дата
Согласовано:
Руководитель практики от кафедры ______________ (___________)
Приложение 2
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Тульский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
(Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова)
Кафедра финансов и информационных технологий управления
Направление подготовки |
|
Направленность (профиль) |
|
Утверждаю |
|||||
заведующий кафедрой к.э.н.Егорушкина Т.Н. |
|||||
|
|||||
« » |
|
|
|
20 г. |
|
ЗАДАНИЕ
на |
|
практику студента |
|||
|
(вид практики) |
|
|||
|
|||||
(ФИО) |
|||||
Тема задания на практику |
|
|
|||
|
|
|
|||
Срок сдачи студентом отчета |
|
|
|||
|
|||||
Содержание отчета |
|
|
|||
|
|||||
|
|||||
|
|||||
Календарный план
Этапы практики, содержание выполняемых работ и заданий по программе практики |
Сроки выполнения |
Заключение и оценка выполнения |
Подпись руководителя практики |
|
начало |
окончание |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Место прохождения практики |
|
|
|
Руководитель практики от кафедры |
|
Руководитель практики от организации |
|
Задание принял к исполнению |
|
Приложение 3
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Тульский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
(Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова)
Кафедра финансов и информационных технологий управления
Направление подготовки |
|
Направленность (профиль) |
|
ОТЧЕТ
по |
|
практике |
|
(вид практики) |
|
Выполнил студент гр. |
|
|
|||
|
|
|
|||
(ФИО) |
|
||||
|
|
||||
(подпись) |
|
||||
|
Проверили: |
|
|
||
|
|
||||
|
(должность, ФИО руководителя от организации) |
||||
|
|
|
|
||
|
(оценка) |
|
(подпись) |
||
|
МП |
|
|
||
|
|
|
(дата) |
||
|
|
||||
|
(должность, ФИО руководителя от кафедры) |
||||
|
|
|
|
||
|
(оценка) |
|
(подпись) |
||
|
|
|
|
||
|
|
|
(дата) |
||
Тула 20__
Приложение 4
Утверждаю |
||||
Директор ОАО «ТрансСиб» |
||||
И.И. Иванов |
||||
« » |
|
|
|
20 г. |
ОТЗЫВ
РУКОВОДИТЕЛЯ ПРАКТИКИ ОТ ОРГАНИЗАЦИИ
о работе студента в период прохождения практики
(навыки, активность, дисциплина, помощь организации, качество и достаточность собранного материала для отчета и выполненных работ, поощрения и т.п. Варианты оценки за практику «отлично», «хорошо», «удовл.», «неудовл.», «зачтено», «незачтено»)
Студент ______________________________________________________________
(ФИО)
проходил_______________________________________________ практику в период с _____________________________ по ______________________ в ______________________________________________________________
(наименование организации)
в качестве _______________________________________________________
(должность)
За время прохождения практики студенту _____________________________ поручалось решение следующих задач:
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
Результаты работы студента____________ _____________________________ состоят в следующем: ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальное задание выполнено, материал собран полностью.
Во время практики студент __________________________________________проявил себя как _____________________________________________________________________________________________________________________
За время прохождения практики студентом были приобретены следующие навыки: ОПК-3; ОПК-4; ОПК-2; ОК-3; ОК-7; ПК-2; ПК-1; ПК-3; ПК-5; ПК-10; ПК-23;ПК-19; ПК-20; ПК-21; ПК-22
Считаю, что прохождение практики студентом __________________________ заслуживает оценки __________________
__________________________________________ (подпись)
, (ФИО, должность руководителя от предприятия)
«____»_________20__г.
МП
Приложение 5
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Тульский филиал
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения
высшего образования
«Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
(Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова)
Кафедра финансов и информационных технологий управления
Направление подготовки |
|
Направленность (профиль) |
|
ДНЕВНИК
|
|
практики студента |
|
|
(вид практики) |
|
|
|
учебной группы |
|
курса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(ФИО) |
|
Начат _______________
Окончен_____________
Тула, 20___г.
Место прохождения практики_______________________________________
Должность, ФИО непосредственного руководителя практики от организации
________________________________________________________________
________________________________________________________________
УЧЕТ ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЫ
Срок выполнения |
Краткое содержание работы практиканта и указания руководителя практики |
Отметка о выполнении работы (оценка и подпись руководителя) |
12.04.21- 24.04. 21 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Студент-практикант ___тудент-практикант ____________ (подпись)
2.Задачи практики по получению первичных профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (производственная практика)
Задачами студентов при прохождении практики являются:
- изучение организационной структуры, основных элементов управляющей и управляемой систем в организации;
- изучение методов и функций управления организацией в целом и отдельных ее подразделений, построение матрицы распределения функций;
- ознакомление с основными этапами организационного проектирования;
- овладение современными инструментами и информационными технологиями при планировании организационных изменений;
- оценка значимости и качества выполнения управленческих функций;
- стоимостная оценка затрат на управление;
- функционально-стоимостной анализ эффективности управления организацией;
- выработка вариантов, оценка и принятие управленческих решений по совершенствованию управления организацией.
3. Место практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности в структуре ОПОП ВО (основной профессиональной образовательной программы высшего образования)
«Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» относится к вариативной части блока Б2.П.1 (Производственная практика) учебного плана ОПОП ВО.
Практика проводится в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО) названного направления, учебным планом, а также Положением о порядке проведения практики студентов, утвержденным Ученым советом ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
Организация практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.
Объем практики и виды учебной работы
Показатель объема дисциплины |
Всего часов |
||
Очная ф.о. |
Заочная ф.о. |
Очно-заочная ф.о. |
|
Объем дисциплины в зачетных единицах |
3 ЗЕТ |
||
Объем дисциплины в часах |
108 |
||
Контактная работа обучающихся с преподавателем (Контакт.часы), (всего) |
4 |
|
|
1. Аудиторная работа (Ауд.)всего: |
2 |
|
|
в том числе: |
|
|
|
· лекции |
|
|
|
· лабораторные занятия |
|
|
|
· практические занятия |
|
|
|
2.Электронного обучения (Элек.) |
|
|
|
3.Индивидуальные консультации (ИК) (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов) |
2 |
|
|
4.Контактная работа по промежуточной аттестации (Катт) (заполняется при наличии по дисциплине курсовых работ/проектов) |
2 |
|
|
5.Консультация перед экзаменом (КЭ) |
|
|
|
6.Контактная работа по промежуточной аттестации в период экз.сессии /сессии заочников (Каттэк) |
|
|
|
Самостоятельная работа, всего: |
104 |
|
|
том числе: |
|
|
|
-самостоятельная работа в семестре (СР) |
104 |
|
|
-самостоятельная работа в период экз.сессии (Контроль) |
|
|
|
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности основывается на знании следующих дисциплин учебного плана: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Финансы», «Бухгалтерский учет», «Экономический анализ».
Для успешного освоения дисциплины, студент должен:
Знать:
4. Формы проведения производственной практики
Вид практики для студентов направления 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) направленность (профиль) «Финансы и кредит» - производственная практика.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.11.1015 года № 1327, Блок 2 «Практики» в полном объеме относится к вариативной части образовательной программы.
Тип производственной практики – практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Способом проведения практики «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности», входящей в Блок 2 «Практики» учебного плана основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) «Финансы и кредит» является - стационарная.
Форма проведения производственной практики «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» - дискретно (путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения данного вида практики).
Формой проведения практики является работа обучающегося на предприятии, выбранном как место прохождения практики, в качестве практиканта, стажера, или работника, зачисленного на штатную должность на предприятии, соответствующую уровню квалификации, а также на базе Тульского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова.
Руководство практикой осуществляется руководителем практики от кафедры филиала из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (далее - руководитель практики от кафедры филиала) и руководителем (руководителями) практики из числа работников профильной организации (далее - руководитель практики от организации).
Для руководства практикой, проводимой в филиале, назначается руководитель (руководители) практики от филиала из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу образовательной организации.
5. Место практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
Производственная практика «Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности» проводится в организациях и учреждениях, на промышленных предприятиях, в коммерческих банках, в сфере малого бизнеса, в органах государственной власти, которые должны отвечать требованиям: соответствовать направлению подготовки (направленности (профилю), содержанию программы практики.
Практика проводится в форме самостоятельной работы бакалавра, направленной на ознакомление с особенностями профессиональной работы, включая выполнение индивидуального задания руководителя.
Определение места прохождения учебной практики для студентов зависит от предмета научного и аналитического интереса обучающегося. Основным требованием к месту прохождения практики является соответствие направления подготовки студента, профилю деятельности либо всего предприятия, либо одного из его подразделений.
Организация проведения практики осуществляется на основе договоров с организациями, деятельность которых соответствует профессиональным компетенциям, осваиваемым в рамках ОПОП ВО. Практика может быть проведена непосредственно в структурных подразделениях филиала.
Студентам предоставлен выбор прохождения практики:
- на основе прямых договоров, заключенных между предприятием (организацией) и филиалом;
- в форме самостоятельного практикума: студент самостоятельно находит предприятие (организацию) в качестве базы практики и информирует кафедру о месте её прохождения за месяц до начала практики. Время проведения преддипломной практики определяется графиком учебного процесса.
От учреждения или предприятия, выбранного в качестве места прохождения практики, студент обязан предоставить гарантийное письмо или договор, подтверждающие готовность данной организации обеспечить студенту возможность прохождения практики. Гарантийное письмо или договор является официальным документом.
Время проведения практики определяется календарным учебным графиком по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, профиль «Финансы и кредит».
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор места прохождения учебной практики учитывает состояние здоровья и требования доступности.