Contacts:
-
ТЕ
Татьяна Николаевна ЕгорушкинаУчитель
Задачами практики являются:
- ознакомление с целями и задачами практики.
- изучение литературных источников по теме исследования.
- закрепление, углубление и развитие знаний, полученных в процессе теоретической подготовки в истекший период обучения.
- развитие навыков проведения научно-исследовательской работы.
- развитие навыков написания научных статей работ.
- приобретение умений и выработка навыков защиты результатов научно-исследовательской работы, представляемых в форме отчета.
- сбор и обобщение необходимых данных для курсовых работ, а также материалов для выполнения научно-исследовательской работы студента и подготовки им квалифицированной (выпускной) работы на заключительном этапе обучения.
Практика основывается на знании следующих дисциплин: «Микроэкономика», «Макроэкономика», «Экономика фирмы», «Бухгалтерский учет», «Экономический анализ», «Экономическая статистика», «Эконометрика», «Финансы», «Менеджмент», «Маркетинг», «Финансы и кредит и международные экономические отношения», «Инновации в международных экономических отношениях», «Организация и регулирование ВЭД».
Для успешного освоения дисциплины, студент должен:
Знать:
закономерности функционирования современной экономики на макро-, мезо- и микро- уровнях управления в различных сферах деятельности (ОК–3, ПК–4; ПК-7);
основные понятия, категории и инструменты экономической теории (ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-4);
основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки (ОК-3);
особенности функционирования российской экономики, ее институциональную структуру, направления экономической политики государства (ОК-3; ОК-6); способы сбора и обработки данных (ОПК-1; ОПК-2, ОПК-3, ПК-2, ПК-1, ПК-4; ПК-6);
методики расчета социально-экономических показателей (ПК-1, ПК-2; ПК-5); методы анализа данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ОПК-2; ОПК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-7).
Уметь:
анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на макро-, мезо- и микро- уровнях (ОК–3, ПК–4; ПК-7);
анализировать системные взаимосвязи экономических явлений, процессов и институтов на различных уровнях управления экономикой (ОК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-7);
выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий (ОПК-2; ОПК-3; ПК-2; ПК-5);
использовать источники экономической, социальной, управленческой информации (ОПК-2; ОПК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-5);
анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ОПК-1; ОПК-2; ОПК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7);
строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ОПК-2; ОПК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-5);
прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведения экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микроуровне (ОПК-2; ОПК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-5;);
представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи (ОК–6);
собирать и обрабатывать данные с помощью различных статистических методов (ОПК-2; ОПК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-7);
выбирать инструментальные средства для обработки данных в соответствии с поставленной задачей (ПК-5);
собирать, анализировать и интерпретировать необходимую информацию, содержащуюся в различных формах отчетности и прочих отечественных и зарубежных источниках (ОК-4, ПК-7);
анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических явлениях и процессах (ПК-2; ПК-7).
Владеть:
навыками методологии экономического исследования (ОК–2, ОК–3, ПК–2, ПК–6, ПК–8, ПК–9);
навыками, методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей (ОК–1, ОК–4, ПК–2, ПК–6, ПК–8);
навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений (ОК–2, ПК-5);
навыками сбора и обработки необходимых данных (ОПК-1; ОПК-2; ОПК-3; ПК-1, ПК-4, ПК-7);
навыками выбора и применения инструментальных средств для обработки данных (ПК-5); навыками сбора, анализа и интерпретации информацию, содержащуюся в отчетности организаций (ОК-4, ПК-7);
правилами сбора и обработки данных с помощью различных статистических методов, технических средств и компьютерных программ (ОПК-2; ОПК-3; ПК-1; ПК-2; ПК-5; ПК-6; ПК-7);
инструментальными средствами обработки данных в соответствии с поставленной задачей (ПК-5);
навыками анализа и интерпретации информации, содержащейся в различных отечественных и зарубежных источниках (ОК-4, ОК-12, ПК-7, ПК-8, ПК-9); навыками выявления тенденций в развитии социально-экономических процессов (ПК-6).
Учебная практика проводится для дальнейшего прохождения производственной и преддипломной практик, а также для выполнения выпускной квалификационной работы, является обязательной и относится к Блоку Б.2 «Практики» учебного плана.
Вид практики, тип, способ и форма (формы) проведения практики
Вид практики для студентов направления 38.03.01 Экономика (уровень бакалавриата) направленность образовательной программы направленность (профиль) программы «Финансы и кредит» - учебная практика.
Согласно Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (далее - ФГОС ВО) по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Минобрнауки России от 12.11.1015 года № 1327, Блок 2 «Практики» в полном объеме относится к вариативной части образовательной программы.
Тип учебной практики – Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.
Способом проведения учебной практики «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности», входящей в Блок 2 «Практики» учебного плана основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки 38.03.01 Экономика, направленность (профиль) программы «Финансы и кредит» является - стационарная.
Форма проведения учебной практики «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» - дискретно (путем выделения в календарном учебном графике непрерывного периода учебного времени для проведения данного вида практики).
Руководство практикой осуществляется руководителем практики от кафедры филиала из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу (далее - руководитель практики от кафедры филиала)
Для руководства практикой, проводимой в филиале, назначается руководитель (руководители) практики от филиала из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу образовательной организации.
Место и время проведения учебной практики
Учебная практика «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» проводится в форме самостоятельной работы бакалавра, направленной на ознакомление с особенностями профессиональной работы, включая выполнение индивидуального задания руководителя.
Для лиц с
ограниченными возможностями здоровья выбор места прохождения учебной практики
учитывает состояние здоровья и требования доступности.
II СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИКИ ПО ПОЛУЧЕНИЮ ПЕРВИЧНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ, В ТОМ ЧИСЛЕ ПЕРВИЧНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Организация учебной практики предусматривает ее проведение в три этапа: ознакомительный, рабочий и заключительный.
Ознакомительный этап включает инструктаж со стороны кафедры о порядке прохождения практики, о закреплении преподавателей кафедры «Финансов и информационных технологий управления» для осуществления учебно-методического руководства.
В ходе рабочего этапа обучающийся выполняет, сформированное научным руководителем индивидуальное задание (программу практики).
Учебная практика включает выполнение работ по двум разделам:
- практический — реализуется с использованием метода наблюдения в процессе ознакомительной работы на базе практики;
- научно-исследовательский — реализуется в процессе индивидуальной работы обучаемого в рамках сформированного индивидуального задания.
При прохождении учебной практики в рамках практического раздела обучающийся должен:
- изучить основные нормативные правовые и методические документы, регламентирующие организацию деятельности объекта прохождения практики.
Изучить характеристику деятельности объекта прохождения практики
(цель, задачи, предмет деятельности, виды деятельности, финансовое обеспечение деятельности);
- ознакомиться со структурой объекта прохождения практики, основными функциями экономических служб, производственных и управленческих подразделений, учредительными документами;
- ознакомиться с должностными инструкциями сотрудников, изучить работу специалистов в структурном подразделении, где проходит практика;
- ознакомиться с ведением бизнес-процессов и с организацией бизнес-планирования;
- ознакомиться с формами контроля, существующими на предприятии, оценить систему внутреннего контроля;
- ознакомиться и оценить учетную политику предприятия на предмет ее соответствия целям, задачам и масштабам деятельности предприятия;
- изучить содержание, организацию и методы аналитического обоснования управленческих решений на предприятии, а также необходимые для этой работы источники экономической информации;
- изучить методику составления бизнес-планов организации, а также порядок оперативного контроля и анализа его выполнения по основным показателям деятельности, проверить обоснованность и взаимоувязанность основных показателей деятельности организации.
По результатам предварительного ознакомления с особенностью деятельности организации студент готовит его краткую технико-экономическую характеристику, в которой должны быть отражены:
- объем и тип организации, производственный профиль, организационная структура, особенности, связанные с функционированием данного хозяйствующего субъекта;
- важнейшие финансово-хозяйственные показатели деятельности организации;
- анализ формирования бизнес-плана организации;
- предварительная проверка отчета: полнота и правильность составления годового отчета предприятия, взаимная согласованность показателей отчетности и отчетных данных, предоставляемых в органы госстатистики, внебюджетные фонды, налоговую службу;
- содержание, организация и методы аналитического обоснования управленческих решений в организации, а также необходимые для этой работы источники экономической информации.
При прохождении учебной практики в рамках научно-исследовательского раздела обучающийся:
- изучает специальную литературу и другую научную информацию, необходимую для выполнения индивидуального задания;
- осуществляет сбор, обработку, анализ и систематизацию информации.
На заключительном этапе обучающийся должен составить письменный отчет о результатах практики в соответствии с индивидуальным заданием (программой), предоставить его в установленный срок на кафедру с приложением дневника и отзыва руководителя практики от организации.
Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетные единицы, 108 часов.
Таблица 1 - Структура практики по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
п/п |
Разделы (этапы) практики |
Всего, час. |
Виды производственной работы на практике, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля и промежуточной аттестации |
||||
Ознакомительные лекции, собрания |
Инструктаж по технике безопасности |
Сбор аналитического и литературного материала |
Обработка, систематизация фактического и литературного материала |
|||||
1 |
Подготовительный этап
|
|
|
|
|
|
Собеседование с руководителем Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос |
|
2 |
Организационный этап: установочная лекция |
1 |
1 |
|
|
|
Собеседование с руководителем Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос |
|
3 |
Организационный этап: 1 день практики |
1 |
|
1 |
|
|
Собеседование с руководителем Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос |
|
4 |
Аналитический (первая неделя). |
80 |
|
|
50 |
30 |
Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос Контроль качества выполнения разделов отчета в соответствии с программой-заданием и индивидуальным заданием (самостоятельная работ |
|
5 |
Заключительный (вторая неделя). |
20 |
|
|
10 |
10 |
Контроль посещения консультаций руководителя Устный опрос Контроль качества выполнения разделов отчета в соответствии с программой-заданием и индивидуальным заданием (самостоятельная работ |
|
6 |
Отчетный (подготовка отчета по практике) |
2 |
|
|
|
2 |
Контроль качества оформления отчета и дневника по практике (самостоятельная работа)
|
|
7 |
Защита отчета по практике |
2 |
|
|
|
2 |
Зачет по практике |
|
|
Всего: |
108 |
1 |
1 |
60 |
44 |
|
|
III ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе прохождения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности используются следующие образовательные технологии:
Стандартные методы обучения:
- самостоятельная работа студентов вне аудитории, в которую включается выполнение разделов практики в соответствие с индивидуальным заданием и рекомендованными источниками литературы;
- освоение методов анализа информации и интерпретации результатов;
- выполнение письменных аналитических и расчетных заданий в рамках практики с использованием различных информационных источников (лекции, учебники, статьи в периодической печати, сайты в сети Интернет);
- консультации преподавателя по актуальным вопросам, возникающим у студентов в ходе выполнения практики, методологии выполнения домашних заданий, подготовке отчета по практике и доклада по нему, выполнению аналитических заданий.
Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
- обсуждение подготовленных студентами этапов работ по практике;
- защита отчета по практике с использованием презентаций.
IV ФОРМЫ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ (ПО ИТОГАМ ПРАКТИКИ)
Промежуточная аттестация по учебной практике «Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности» по учебному плану подготовки бакалавров по направлению 38.03.01 «Экономика» профиль «Финансы и кредит» предусмотрен в 6 семестре в виде зачета в форме - защиты письменного отчета по практике, который подписывается вместе с дневником, отзывом-характеристикой и календарным планом руководителем учебной практики: практики по получению первичных профессиональных умений и навыков от организации, заверяется печатью и сдается на кафедру для проверки руководителем практики от университета.
Результаты текущего контроля и промежуточной аттестации формируют оценку работы студента.
В результате защиты отчета проставляется, при этом учитывается качество и полнота представленных материалов в соответствии с программой и индивидуальным заданием; содержание представленного итогового отчета об исследованиях.
Студент должен выполнить весь намеченный объем работы в срок в соответствии с программой практики и индивидуальным заданием, проявить самостоятельность, творческий подход и соответствующую профессиональную подготовку, показать владение теоретическими знаниями и практическими навыками, умение работать с формами отчетности организации и системно оценивать представленную в них информацию, а также умение делать выводы и аргументировать собственную позицию.
Структура отчета должна включать все разделы по программе практики и индивидуального задания.
Отчет о практике состоит из введения и разделов, соответствующих содержанию программы практики.
Каждый раздел отчета о практике должен содержать сведения о конкретно выполненной студентами работе в период практики, выводы и предложения.
Введение (актуальность, цель, задачи, объект, предмет)
Глава 1. Общая характеристика предприятия:
- краткая характеристика объекта практики.
- характеристика производственной и организационной структуры.
- характеристика методик управленческого анализа, планирования и системы принятия управленческих решений на объекте практики.
- вывод по первой главе.
Глава 2. Анализ основных технико-экономических показателей деятельности исследуемого предприятия
- описать процесс работы в отделе, где проходила практика.
- описание перечня работ, выполненных студентом в период прохождения практики.
- выполняемые должностные обязанности.
- выявить недочеты в функционировании отдела, на взгляд студента -практиканта, и предложить пути решения выявленных проблем.
- вывод по второй главе.
Заключение
Заключение содержит обобщение и систематизацию материала по разделам отчета, а также выводы о работе на предприятии, указывая какие навыки были приобретены во время практики, какие учебные дисциплины помогли во время похождения практики.
Список использованных источников
Объем отчета составляет 25 – 30 страниц. Текст печатается шрифтом п. 14, TimesNewRoman, через полтора интервала. Размеры полей страниц: верхнее -2 см, нижнее -2 см, левое -3 см, правое -1 см.
Отчет о практике студент защищает в комиссии, назначенной заведующим кафедрой.
Защита проводится по графику. Сроки защиты определяет кафедра.
Защита отчета открытая.
Она проводится в следующем порядке: выступление студента продолжительностью до 10 минут; ответы на вопросы членов комиссии и присутствующих; ответы на замечания руководителей учебной практики.
При подведении итогов практики учитывается выполнение ее программы, а также характеристика студента руководителем от предприятия (объединения).
Результаты защиты отчета по учебной практике определяются оценками «зачтено», «не зачтено».
Оценка «зачтено» - выставляется в том случае, если обучающийся:
- проявил активность, дисциплинированность и самостоятельность;
- в полном объеме выполнил программу практики (индивидуальное задание);
- продемонстрировал глубокие знания базовых нормативно-правовых документов, которые регламентируют деятельность организации (предприятия);
- представил в отчете подробный анализ организационной структуры, кадрового менеджмента;
- провел исследование основных деятельности организации (предприятия);
- сделал аргументированные выводы, дал предложения;
- отчет о прохождении практики оформлен в соответствии с требованиями;
- презентация качественная, информативная;
- обучающийся дает полные ответы на все вопросы, в том числе отвечает на все дополнительные вопросы членов комиссии;
- отзывы руководителей практики положительные;
- обучающийся демонстрирует готовность применять заявленные в программе практики общепрофессиональные и профессиональные компетенции в решении практических задач.
Оценка «не зачтено» - выставляется, если обучающийся:
- не проявил дисциплинированность и самостоятельность;
- не в полном объеме выполнил программу практик: не знает нормативных правовых документов организации (предприятия); не проведен анализ деятельности; отсутствуют выводы;
- материал в отчете о прохождении учебной практики излагается непоследовательно, отсутствует логическое мышление и грамотная литературная речь;
- презентация некачественная, плохо структурирована;
- отзывы руководителей с существенными замечаниями или отрицательные;
- ответ не показывает системы знаний, профессиональных умений и навыков, в дополнительных вопросах не ориентируется. Компетенции, заявленные в программе практики не сформированы.
Студент, не выполнивший программу практики, получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАКТИКИ
Основная литература:
1. Зубенко, В.В. Финансы и кредит и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 409 c. Режим доступа: http://www.znanium.com
2. Ломакин, В.К. Финансы и кредит: Учебник. / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 671 c. Режим доступа: http://www.znanium.com
3. Николаева, И.П. Финансы и кредит и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. - М.: Дашков и К, 2016. - 244 c. Режим доступа: http://www.znanium.com
Нормативно-правовые документы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) (ред. от 04.07.2016).
2. Таможенный кодекс Таможенного союза (ред. от 08.05.2015) (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17).
3. Федеральный закон от 30.06.2003 № 87-ФЗ (ред. от 14.10.2014) "О транспортно-экспедиционной деятельности".
4. Федеральный закон от 08.12.2003 № 164-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
5. Федеральный закон от 08.12.2003 № 165-ФЗ (ред. от 04.06.2014) "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров".
6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016).
7. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016).
8. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 12.03.2014) "О коммерческой тайне".
9. Закон РФ от 27.11.1992 № 4015-1 (ред. от 03.07.2016) "Об организации страхового дела в Российской Федерации".
10. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О защите конкуренции".
11. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
12. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 03.07.2016) "О защите прав потребителей".
Дополнительная литература:
1. Пономарева, Е.С. Финансы и кредит и международные экономические отношения: Учебное пособие / Е.С. Пономарева, Л.А. Кривенцова. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 287 c.
2. Раджабова, З.К. Финансы и кредит: Учебник / З.К. Раджабова. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 304 c.
3. Чеботарев, Н.Ф. Финансы и кредит и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / Н.Ф. Чеботарев. - М.: Дашков и К, 2014. - 352 c.
4. Финансы и кредит. Практикум: Учебное пособие / Под ред. И.П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ, 2015. - 223 c.
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения практики по получению первичных профессиональных умений и навыков в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности
1. Сайт Министерства экономического развития Российской Федерации http://economy.gov.ru/minec/main
2. Сайт Центрального банка Российской Федерации http://www.cbr.ru/
3. Сайт Федеральной службы государственной статистики http://www.gks.ru/
4. Сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации http://www.customs.ru/
5. Центр экспертизы по вопросам ВТО http://www.wto.ru/
6. Группа Всемирного банка http://www.worldbank.org/eca/russian/
7. Международный валютный фонд http://www.imf.org/external/russian/
8. Интернет-журнал «Обзор МВФ» http://www.imf.org/external/ns/loe/cs.aspx?id=73
9. Сайты периодических изданий:
10. «Вопросы экономики» www.vopreco.ru
11. «Финансы и кредит и международные отношения» www.naukaran.ru, www.malk.ru
12. «Международная экономика» www.mec.panuz.ru
13. «Российский экономический журнал» www.rej.ru
14. «Экономист» www.economist.com.ru