Contacts:
-
ТЕ
Татьяна Николаевна ЕгорушкинаУчитель
Цель дисциплины «Методы принятия управленческих решений» является изучение методов обеспечения качества принимаемых управленческих решений в условиях неопределенности внешней и внутренней среды с учетом факторов неопределенности ситуации и инвестиционных рисков. Формирование у обучающихся целостного представления о методах и инструментальных средствах принятия оптимальных управленческих решений в экономике.
Учебные задачи дисциплины:
1. Сформировать у обучающихся представление о математических основах методов принятия оптимальных решений.
2. Заложить у студентов знания основ решения практических задач оптимизации в сфере экономики.
3. Сформировать у обучающихся практические навыки решения задач оптимизации с использованием современных инструментальных средств и компьютерной техники.
В результате освоения компетенций студент должен:
- Знать:
1.1.Общие понятия теории принятия решений (ОПК-2, ОПК-6, ПК-3, ПК-11, ПК-15);
1.2.Методологические основы теории принятия решений (ОПК-2, ПК-5, ПК-10, ПК-11);
1.3.Процедуру теории принятия решений (ОПК-2, ОПК-6, ПК-3, ПК-15).
2. Уметь:
2.1. Поставить цель системы (ОПК-2, ОПК-6, ПК-3, ПК-15);
2.2. Выделить группы системы (ПК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-15);
2.3. Выделить внутренние и внешние факторы системы (ОПК-6, ПК-3, ПК-10, ПК-
15);
3. Владеть:
3.1. Методологией целеполагания (ОПК-2, ОПК-6, ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-11, ПК-15);
3.2. Методологией организации процесса принятия решений (ОПК-2, ПК-5, ПК-10,
ПК-11, ПК-15);
3.3.Методологией выбора метода моделирования (ОПК-6, ПК-3, ПК-5, ПК-10, ПК-15).
Изучение дисциплины «Методы принятия управленческих решений» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как «Корпоративный менеджмент», «Методы и инструменты менеджмента», «Риск-менеджмент».
Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:
ОПК-2 - Способность находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений:
В результате освоения компетенции ОПК-2 студент должен:
1.Знать: модели организационно-управленческих решений;
2. Уметь: применять модели организационно-управленческих решений.
3.Владеть: инструментами выбора оптимальной модели организационно-управленческих решений.
ОПК-6 – владение методами принятия решений в управлении операционной (производственной деятельностью организацией;.
В результате освоения компетенции ОПК-6 студент должен:
1.Знать: методы принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организацией;
2.Уметь: применять методы принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организацией;
3.Владеть: инструментами выбора оптимального метода принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организацией;
ПК-3 – владение навыками стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности.
В результате освоения компетенции ПК-3 студент должен:
1.Знать: методы стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
2.Уметь: применять методы стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
3.Владеть: инструментами выбора оптимального метода стратегического анализа, разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение конкурентоспособности;
ПК-5 – способность анализировать взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений.
В результате освоения компетенции ПК-5 студент должен:
1.Знать: методы анализа взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
2.Уметь: применять методы анализа взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений;
3.Владеть: навыками выбора оптимального метода взаимосвязи между функциональными стратегиями компаний с целью подготовки сбалансированных управленческих решений.
ПК-10 – владение навыками количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления.
В результате освоения компетенции ПК-10 студент должен:
1.Знать: методы количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления;
2.Уметь: применять методы количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления;
3.Владеть: навыками выбора оптимального метода количественного и качественного анализа информации при принятии управленческих решений, построения экономических, финансовых и организационно-управленческих моделей путем их адаптации к конкретным задачам управления.
ПК-11 – владение навыками анализа информации о функционировании документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов.
В результате освоения компетенции ПК-11 студент должен:
1.Знать: методы анализа информации о функционировании документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов;
2.Уметь: применять методы анализа информации о функционировании документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов;
3.Владеть: навыками выбора наиболее оптимального метода анализа о функционировании документооборота организации, ведения баз данных по различным показателям и формирования информационного обеспечения участников организационных проектов;
ПК-15 – умение проводить анализ рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании.
В результате освоения компетенции ПК-15 студент должен:
1.Знать: методы анализа рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании;
2.Уметь: применять методы анализа рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании;
3.Владеть: навыками выбора наиболее оптимального метода анализа рыночных и специфических рисков для принятия управленческих решений, в том числе при принятии решений об инвестировании и финансировании.
Формы контроля
Распределение баллов при формировании рейтинговой оценки работы студента осуществляется в соответствии с «Положением о рейтинговой системе оценки успеваемости и качества знаний студентов в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова».
Распределение баллов по отдельным видам работ в процессе освоения дисциплины «Методы принятия управленческих решений» осуществляется в соответствии с разделом VIII.
I. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения образовательной программы
№ п/п |
Наименование раздела дисциплины (темы) |
Содержание |
Формируемые компетенции |
Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать) |
Образовательные технологии |
Семестр 5 |
|||||
1. |
Тема 1. Общие понятия теории решений. Этапы развития науки о принятии управленческих решений |
Цели и задачи курса. Управление в человеческом обществе. Этапы развития управленческой мысли. Школы и подходы к принятию управленческих решений. Применение научных методов к разработке и принятию управленческих решений. Сущность и характерные особенности теории решений.
|
ОПК-2; ОПК-6; ПК-3 ПК-5 ПК-10 ПК-11 ПК-15 |
Знать: -сущность теории решений; - законы развития общества и мышления; экономические законы их характеристики; хронологию научных подходов в системах управления; основные этапы эволюции управленческой мысли; понятие, сущность и виды управления; принципы и функции управления.. Уметь: − выявлять проблемы макроэкономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты; Владеть: – умением анализировать исторические процессы и события; навыками планирования деятельности в процессе приятия управленческих решений - навыками определения методик выработки управленческих решений;
|
лекции; практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические задания; консультации преподавателей; , работа с литературой.
|
2. |
Тема 2. Управленческие решения в методологии и организации процесса управления |
Методология, функции принципы управления; модели управления и их классификация. Субъект и объект, взаимосвязь основных категорий теории управления и принятия решений. Изучение методологии и организации процесса разработки управленческого решения: понятие управленческого решения, классификация УР, этапы разработки и принятия УР, принципы анализа, целеполагания, организации и контроля процесса разработки управленческих решений, анализа возникающих проблем.
|
ОПК-2; ОПК-6; ПК-3 ПК-5 ПК-10 ПК-11 ПК-15 |
Знать: Классификационные признаки, виды задачи управленческих решений; иметь представление о видах анализа процесса принятия управленческого решения, этапах разработки и принятия УР, факторах воздействия внешней и внутренней среды, условиях формирования целей организаций, процессе организации и контроле управленческих решений; Уметь: - Различать виды анализа, проводить SWOT-анализ, строить дерево целей, пользоваться факторным и маржинальным анализом, рассчитывать точку безубыточности, выявлять проблемы в организации и оценивать возникшие ситуации, формировать содержание работ каждого этапа процесса разработки и принятия управленческого решения, ранжировать и отбирать нужную информацию; - различать понятия «ситуация» и «проблема»; выявлять проблемы, которые необходимо решить; различать стратегические и оперативные цели организации; ставить цели и Владеть: -методологией целеполагания; - инструментами сбора информации, методами и инструментами диагностики и анализа.
|
лекции; практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям,
|
3. |
Тема 3. Условия и факторы качества управленческих решений. Эффективность решений.
|
Содержание категории – качество управленческого решения. Основные качественные характеристики (параметры), обоснованность решения, научная эффективность, реальность, своевременность, непротиворечивость, адаптивность, оптимальность и др. Актуальность повышения качества решений. Система факторов качества УР; квалификация, опыт, интуиция менеджера, методы разработки решения, время, формы, мотивация разработки. Основные направления и способы повышения качества решений. Возрастание значимости организации выполнения решений в современных условиях. Основные стадии и процедуры реализации управленческого решения. Система механизмов обеспечения эффективного выполнения решения: сочетание экономического, административного и морального воздействия. Содержание категории эффективность, ее роль в управлении организации. Критерии эффективности управленческого решения, их содержание, сравнительная значимость. Виды ответственности, их особенности. |
ОПК-2; ОПК-6; ПК-3 ПК-5 ПК-10 ПК-11 ПК-15 |
Знать: - критерии качества управленческого решения; факторы качества управленческих решений; иметь представление о моделях и методах управления качеством; - особенности менеджмента как способа достижения конкурентных преимуществ за счет достижения единства экономической и социальной ответственности; - критерии эффективности управленческого решения, их содержание; - Критериальные показатели эффективности, процесс формирования эффективности управленческого решения;
Уметь: − определять эффективность управленческого решения; оценить качество управленческого решения; Владеть: – методами и методиками разработки и реализации управленческих решений;-системой экспертных оценок уровня качества и эффективности управленческого решения. - современными механизмами обеспечения эффективного выполнения управленческого решения; - административными рычагами обеспечения выполнения решения; - навыками разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение эффективности принятия управленческих решений.
|
лекции; практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям,
|
4. |
Тема 4. Модели и методы разработки и принятий управленческих решений |
Определение понятия «модель». Необходимость моделирования управленческих решений. Основные требования к моделям процесса принятия управленческих решений. Моделирование оценки альтернатив. Модели принятия решений на основе групповых предпочтений; Сущность моделирования, оптимизации процесса разработки решений, типы моделей, технологии разработки, использования их в управленческой практике. Игровые модели, их содержание, сфера применения, значимость в рыночных условиях. Модели оптимального обслуживания, их направленность, сферы применения. Моделирование формирования запасов организации, их оптимизация. |
ОПК-2; ОПК-6; ПК-3 ПК-5 ПК-10 ПК-11 ПК-15 |
Знать: - модели принятия решения в организации (модель мусорного ящика, модель Карнеги, экономико-математические модели и др.), методы разработки и принятия управленческих решений- алгоритмы процесса принятия управленческого решения с применением различных моделей и методов: Уметь: − применять технологии различных методик в процессе принятия управленческих решений. - использовать методы оценки эффективности разработки и принятия управленческих решений; - находить основные направления и способы повышения эффективности управленческих решений;
Владеть: – классификацией различных методов процесса принятия управленческих решений: методикой решения творческих задач с применением мозгового штурма, методов инверсии, Делфи, свободных ассоциаций и др..
|
лекции; практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям,
|
5. |
Тема 5. Типы и виды принятия управленческих решений. Коммуникации в принятии управленческих решений. |
Анализ типов и видов принятия управленческих решений, их особенностей, условий применения в различных ситуациях. Принципы организации информационного процесса в управлении, анализ структуры информационной системы в управленческой деятельности, состава, содержания и качества необходимой информации. |
ОПК-2; ОПК-6; ПК-3 ПК-5 ПК-10 ПК-11 ПК-15 |
Знать: - типы управленческих решений; алгоритмы видов принятия управленческих решений ; -условия применения различных видов и типов в процессе разработки и принятия управленческого решения; - принципы организации информационного процесса управления; содержание и требования к информационному обеспечению управления, основные виды коммуникаций; Уметь: − различать виды и типы принятия управленческих решений; применять различные типы и виды управленческих решений в процессе выполнения практических заданий; -определять состав и содержание необходимой информации в процессе принятия управленческого решения; выстраивать структуру коммуникаций; Владеть: - теорией управления в процессе принятия управленческих решений, методикой выбора типа и вида принятия управленческого решения. – управлением информационной системой коммуникаций; технологией построения информационной деятельности в процессе принятия управленческого решения.
|
лекции; практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям,
|
6. |
Тема 6. Методы разработки, выбора и принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска |
Содержание категории – неопределенность. Виды неопределенности и причины их возникновения. Соотношение категорий – риск и неопределенность. Классификация рисков по различным признакам. Количественная и качественная оценка рисков. Влияние рисков на процесс принятия решений. Необходимость управления рисками Методы разработки решений при неопределенности ситуаций.
|
ОПК-2; ОПК-6; ПК-3 ПК-5 ПК-10 ПК-11 ПК-15 |
Знать: - условия и факторы определенности, неопределенности и риска в процессе принятия управленческого решения; виды рисков; инструменты снижения рисков в процессе принятия управленческого решения; -факторы и условия определения риска; Уметь: - определять риски в процессе принятия управленческих решений; определять условия (определенности или неопределенности), в которых принимается решение. Владеть: - технологиями решения однокритериальных и многокритериальных задач.
|
лекции; практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям,
|
7. |
Тема 7. Методы контроля реализации и принятия управленческих решений |
Возрастание значимости организации выполнения решений в современных условиях. Основные стадии и процедуры реализации управленческого решения. Необходимость надежной системы контроля управленческих решений. Требования к контролю. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Система мониторинга хода реализации принятых решений. Функции контроля. Юридическая основа для проведения контроля.. |
ОПК-2; ОПК-6; ПК-3 ПК-5 ПК-10 ПК-11 ПК-15 |
Знать: - виды контроля и ответственности; - виды управленческой документации, необходимой для осуществления процесса разработки, принятия управленческих решений, контроля за их выполнением; - особенности менеджмента как способа достижения конкурентных преимуществ за счет достижения единства экономической и социальной ответственности; - критерии эффективности управленческого решения, их содержание; - Уметь: - использовать методы оценки эффективности разработки и принятия управленческих решений; - находить основные направления и способы повышения эффективности управленческих решений; -использовать информационно-аналитическую документацию;
Владеть: - современными механизмами обеспечения эффективного выполнения управленческого решения; - административными рычагами обеспечения выполнения решения; - навыками разработки и осуществления стратегии организации, направленной на обеспечение эффективности принятия управленческих решений.
|
лекции; практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях; письменные или устные домашние задания; расчетно-аналитические, расчетно-графические задания; консультации преподавателей; самостоятельная работа студентов, в которую входит освоение теоретического материала, подготовка к практическим занятиям,
|
III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
В процессе освоения дисциплины «Методы принятия управленческих решений» используются следующие образовательные технологии:
1. Стандартные методы обучения:
- лекции;
- практические занятия, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях
- самостоятельная работа студентов вне аудитории, в которую включается освоение некоторых вопросов, подготовку к устным опросам, тестам и к докладам, выполнение письменных аналитических домашних заданий с использованием информационных источников (лекции, учебники, статьи в периодической печати, сайты в сети Интернет);
- самостоятельная работа студентов в аудитории, включающая ответы на вопросы преподавателя, выполнение тестовых заданий, выступление с докладами, участие в обсуждении выполненных домашних заданий;
консультации преподавателей.
2. Методы обучения с применением интерактивных форм образовательных технологий:
- деловая игра - применяется в качестве средства активного обучения основным принципам устойчивого развития;
- круглый стол - такая форма общения является наиболее эффективным средством обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов; формой обмена опытом и творческих инициатив; средством лучшего усвоения учебного материала.
- тренинг - форма интерактивного обучения, целью которой является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения.
IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
4.1.Рекомендуемая литература
Основная литература (О)
1.Балдин, К. В. Управленческие решения: Учебник / Балдин К.В., Воробьев С.Н., Уткин В.Б., - 8-е изд. - Москва :Дашков и К, 2018. - 496 с.: ISBN 978-5-394-02269-2. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/327956. |
2.Методы принятия управленческих решений : учеб. пособие / В.Л. Сендеров, Т.И. Юрченко, Ю.В. Воронцова, Е.Ю. Бровцина. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 227 с. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/20621. - ISBN 978-5-16-104125-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1004395 |
3.Полякова, А. Г. Цифровая система поддержки управленческих решений и обеспечения устойчивости пространственного развития : монография / А.Г. Полякова. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 113 с. — (Научная мысль). - ISBN 978-5-16-107565-4. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1016483 |
Нормативно-правовые документы не используются
Дополнительная литература (Д)
1.Никонов, О. И. Математическое моделирование и методы принятия решений: Учебное пособие / Никонов О.И., Кругликов С.В., Медведева М.А., - 2-е изд., стер. - Москва :Флинта, Изд-во Урал. ун-та, 2017. - 100 с. ISBN 978-5-9765-3142-0. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/949757 |
2.Травин, В. В. Подготовка и реализация управленческих решений. Модуль VI: Учебно-практическое пособие / Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б. - Москва :ИД Дело РАНХиГС, 2016. - 112 с. (Модульная программа "Руководитель XXI века")ISBN 978-5-7749-0763. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/982107 |
3.Методы оптимизации управления и принятия решений: примеры, задачи, кейсы: Учебное пособие, - 5-е изд. - Москва :ИД Дело РАНХиГС, 2017. - 640 с.: ISBN 978-5-7749-1295-7. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/982609 |
4.Кузнецова, Н. В. Методы принятия управленческих решений : учеб. пособие / Н.В. Кузнецова. — Москва : ИНФРА-М, 2018. — 222 с. + Доп. материалы [Электронный ресурс; Режим доступа: https://znanium.com]. — (Высшее образование: Бакалавриат). — www.dx.doi.org/10.12737/10400. - ISBN 978-5-16-102507-9. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/953913 |
5.Мастяева, И. Н. Методы оптимальных решений: Учебник / Мастяева И.Н., Горемыкина Г.И., Семенихина О.Н. - Москва : КУРС, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 384 с. - ISBN 978-5-16-103557-3. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/765578 |
4.2.Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины
Федеральная ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». – URL: http://window.edu.ru.
Федеральный образовательный портал: Экономика, Социология, Менеджмент // http://ecsocman.ru .
Университетская информационная система России // http://uisrussia.msu.ru Электронная библиотека диссертаций //dissercat.com http://www.worldbank.org/eca/russia -
Всемирный банк http://www.economy.gov.ru/minec/main/ - Министерство экономического развития http://www.minregion.ru/ - Министерство регионального развития РФ http://www.gks.ru/ - Федеральная служба государственной статистики
Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", необходимых для освоения дисциплины
1. Справочная правовая система “КонсультантПлюс”
2. www. consultant.ru
3. Официальный сайт Правительства РФ www. government.ru
4. Официальный сайт Министерства финансов РФ www.minfin.ru
5. Официальный сайт Федеральной налоговой службы www.nalog.ru
6. Официальный сайт Федеральной службы по финансовым рынкам www.ffms.ru
7. Федеральная служба по финансовому мониторингу www.fedsfm.ru
4.3.Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)
№ п/п |
Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем |
Наименование разделов и тем |
1. |
Операционная система Microsoft Windows. |
все темы |
2. |
Офисный пакет Microsoft Office (MS Word, MS Excel, PowerPoint). |
все темы |
3. |
Справочная правовая система:http//www.garant.ru |
все темы |
4. |
Справочная правовая система:http//www.consultant.ru |
все темы |
5. |
Система анализа финансового состояния и результатов деятельности предприятия «AuditExpert» |
все темы |
4.4.Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине «Методы принятия управленческих решений»:
Тема 1. Общие понятия теории решений. Этапы развития науки о принятии управленческих решений
Литература: О-1;О-2;О-3;О-4; Д-1;Д-2;Д-3;Д-4
Вопросы для самопроверки:
1. Дайте определение понятия «управление». В чем заключается взаимосвязь между историей развития менеджмента и процессом развития системы управления?
2. Какие вы знаете классы управления? Дайте им характеристику.
3. Когда появилась необходимость научного управления? Что является предпосылками формирования менеджмента как управления?
4. Какова роль промышленной революции в становлении управления?
5. Что такое система управления, из каких элементов она состоит?
6. Какова сущность применения системного подхода к разработке управленческих решений?
7. Какова сущность количественного подхода к разработке управленческих решений?
8. Охарактеризуйте известные вам системы по степени их организации. Что такое сложная система?
9. Какова сущность применения административного подхода к разработке управленческих решений?
10. Какова сущность применения ситуационного подхода к разработке управленческих решений?
Вопросы для обсуждения:
1. Сравнительная характеристика научных школ и подходов к разработке проблемы управленческих решений.
2. Исторические и экономические предпосылки развития науки об управлении.
3. Экономические законы и система законов и закономерностей управления.
4. Дать сравнительную характеристику особенностей принятия решений в системе
государственного и муниципального управления и в бизнес-организациях;
5. Провести сравнительный анализ научных подходов к решению управленческих задач:
- системный подход;
-инновационный подход;
-комплексный подход;
-нормативный подход;
-глобальный подход;
-логический подход;
-виртуальный подход.
-маркетинговый подход;
-функциональный подход.
Индивидуальные задания:
Ситуация 1. Какие вы примите решения как менеджер фирмы, если:
а) продукция вашей фирмы не пользуется спросом у потребителей на рынке;
б) цены на продукцию фирмы резко снизились;
в) поставщик отказался от поставок основного сырья для вашей продукции?
(Решение принимать по каждому пункту)
Ситуация 2. Сотрудник постоянно уклоняется от ответственности, переспрашивает, как следует выполнять текущую работу, но в результате все делает весьма старательно. Сотрудник работает в компании более полугода. Чем может быть вызвана эта ситуация? Каковы Ваши действия?
Тематика рефератов, докладов, эссе:
1. Роль мотивации и организационной культуры при разработке и реализации управленческих решений;
2. Сферы принятия управленческих решений;
3. Сравнительная характеристика восточной и западной модели управления
Тема 2. Управленческие решения в методологии и организации процесса управления
Литература: О-1;О-2;О-3;О-4; Д-1;Д-2;Д-3;Д-4
Вопросы для самопроверки:
1.Что называется разработкой управленческого решения?
2.Какие задачи возникают в управленческой деятельности?
3.Назовите признаки, положенные в основу классификации управленческих решений;
4. Что называется реализацией управленческого решения?
5. Что называется проблемой в системе?
6.Какова схема взаимодействия целей и задач?
7. В чем состоит целевая ориентация управленческих решений?
8. Каким должно быть информационное обеспечение подготовки к разработке и принятию управленческого решения?
Вопросы для обсуждения:
1. Что понимается под технологией разработки управленческого решения?
2. Дайте характеристику этапов принятия, согласования и утверждения управленческих решений;
3. Какие виды контроля управленческих решений существуют?
4. Проанализировать, назвать основные причины управленческих ошибок руководителя;
Индивидуальные задания:
Подготовить презентацию по одному из вопросов:
1. Управленческие проблемы и управленческие решения;
3..Проблемные ситуации в оперативном управлении;
4..Организация и контроль управленческих решений;
5..Процесс и этапы разработки и принятия управленческих решений;
Тема 3. Условия и факторы качества управленческих решений. Эффективность решений.
Литература: О-1;О-2;О-3;О-4; Д-1;Д-2;Д-3;Д-4
Вопросы для самопроверки:
1.Что подразумевается под эффективностью управленческого решения?
2.Что называется качеством управленческого решения?
3. Назовите факторы, определяющие эффективность управленческого решения;
4. Назовите критерии, определяющие качество управленческого решения;
5. Как рассчитывается показатель «коэффициент качества»?
Вопросы для обсуждения:
1.Современные методики расчета эффективности и качества управленческих решений.
2.Методы повышения качества и эффективности управленческих решений.
3.Особенности разработки управленческих решений в зависимости от масштаба и организационно-правовой формы организации.
4.Анализ основных аналитических зависимостей при разработке управленческих решений.
5.Влияние паники на процесс подготовки и реализации управленческих
решений.
6.Анализ влияния процессов самоорганизации на формирование управленческих решений;
7.Менеджмент как процесс принятия решений в информационной среде;
8.Психологические особенности принятия решений.
Место дисциплины в структуре ООП ВПО (основной образовательной программы высшего профессионального образования).
Дисциплина «Методы принятия управленческих решений», относится к базовой части учебного плана.
Дисциплина основывается на знании дисциплин «Теория менеджмента», «Информационные технологии», «Информационные технологии в менеджменте», «Экономика фирмы», «Статистика», «Эконометрика и моделирование в менеджменте».
Для успешного освоения дисциплины «Методы принятия управленческих решений», студент должен:
1. Знать высшую математику, статистику, эконометрику, информационные технологии в менеджменте;
2. Уметь выполнять расчёты с использованием компьютера.
3. Владеть навыками работы с компьютерной техникой и офисными приложениями.
Изучение дисциплины «Методы принятия управленческих решений» необходимо для прохождения преддипломной производственной практики и написания выпускной квалификационной работы.