Здесь выкладываются документы, фиксирующие ход образовательного процесса.

Дистанционная предзащита ВКР для студентов 4 курса ОФО, направления "Экономика", профиль "ФиК"

Преддипломная практика студентов 4 курса, направление "Экономика", профиль "Финансы и кредит",

"МАРКЕТИНГ"

Цель и задачи  дисциплины

Целью дисциплины является формирование у обучающихся целостного представления о маркетинге как о форме мышления, философии управления коммерческими и некоммерческими организациями, обеспечивающего согласование целей и возможностей предприятия с потребностями клиентов.

Учебные задачи дисциплины:

1. Получение теоретических знаний и практических навыков, которыми студент сможет воспользоваться при управлении субъектами и объектами деятельности, социально-экономическими и иными процессами.

2. Получение студентами представления о маркетинге как о мировоззрении и культуре, философии и технологии ведения бизнеса, позволяющем выявлять и реализовывать рыночные возможности.

3. Получение знаний основных принципов разработки стратегий и программ маркетинга.

4. Изучение методов проведения маркетинговых исследований.

5. Изучение принципов организации маркетинга компании и маркетингового планирования.

6. Изучение основ управления продуктом, ценообразованием, спросом и предложением.

 

Место дисциплины  в структуре ООП: Дисциплина «Маркетинг» относится к вариативной  части учебного плана.

 

Форма контроля зачет с оценкой

Разработчик:
канд. экон. наук, доцент кафедры ЭМиТД Митяева О.А.


Цель дисциплины

Целью учебной дисциплины «Финансы» является:

1. сформировать базовые знания теоретических основ и практических навыков в области финансов,

2. приобрести знания, навыки, необходимые для ориентации на финансовых рынках страны,

3. выработать умения самостоятельной ориентации в изменениях финансовой системы на макроэкономическом уровне в условиях транзитивной экономики, а также направлений развития мировой финансовой системы.

Учебные задачи дисциплины

Задачами дисциплины являются:

1. научить студентов свободно владеть финансовой терминологией, ориентироваться в действующем финансовом законодательстве России, современной финансовой политике государства и финансовой ситуации в стране,

2. раскрыть структуру финансовой системы России, организацию государственного управления финансами, источники и порядок формирования, распределения и использования финансовых ресурсов государства и хозяйствующих субъектов (организаций и предприятий), роль финансов в решении социально-экономических проблем России и в развитии международных экономических отношений,

3. уметь анализировать социально-значимые финансовые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем,

4. развить навык анализа и интерпретации данных отечественной и зарубежной статистики о финансовых процессах и явлениях, выявления тенденции изменения финансовых показателей,

5. выработать способность к обобщению, анализу, восприятию информации в сфере финансов, осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач,

6. выработать способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет по финансовым вопросам.

 

Для успешного освоения дисциплины «Финансы», студент должен:

1.     Знать экономическую терминологию в различных сферах деятельности, основы права,  процедуру, способы сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения экономических задач, анализа исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов, способы подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета в области финансов (ОК-3, ОПК–3, ПК-1, ПК-3, ПК-5)

2.     Уметь   применить экономическую терминологию при изучении финансов, основы права в области финансов,  процедуру сбора, анализа и обработки данных, необходимых для решения экономических задач в сфере финансов, анализа исходных данных, необходимых для расчета экономических и социально-экономических показателей в области финансов,  собирать необходимые данные, используя отечественные и зарубежные источники информации, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ОК-3, ОПК–3, ПК-1, ПК-3, ПК-5)

3.     Владеть способами использования законодательной базы и нормативно-правовых актов в области финансов, способами сбора и обработки информации, необходимой в процессе управления финансовыми ресурсами, методиками сбора, расчета и анализа показателей формирования и использования финансовых ресурсов, эффективности управления  государственным долгом, качества финансами, методологией экономического исследования в области финансов,  способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные, проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ОК-3, ОПК–3, ПК-1, ПК-3, ПК-5)

Изучение дисциплины «Финансы» необходимо для дальнейшего изучения таких дисциплин, как: «Международные финансы», «Деньги, кредит, банки», «Государственные и муниципальные финансы», «Корпоративные финансы».

Требования к результатам освоения содержания дисциплины

 

В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции:

ОК-3 - способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности

 

ОПК-3 - способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы

ПК-2 - способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

ПК-3 - способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами

ПК-5 - способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений

ПК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию

ПК-11 - способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

 ОК-3 -  способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности.

 В результате освоения компетенции ОК- 3 студент должен:

1.     Знать: механизм правовых основ функционирования финансовой системы страны

2.     Уметь: использовать нормативные правовые документы в деятельности функционирования финансов страны

3.     Владеть: информацией по нормативным правовым документам при принятии финансовых решений, способами использования законодательной базы и нормативно-правовых актов в области финансов

 ОПК-3 – способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы.

 В результате освоения компетенции ОПК-3 студент должен:

1.     Знать: особенности процесса обработки данных по профициту, дефициту, доходам, расходам бюджетов всех уровней для решения общеэкономических задач

2.     Уметь: выявлять  и обобщать информацию о государственных финансах, осуществлять поиск информации для выполнения самостоятельного задания, проводить сбор и анализ данных по финансам, необходимых для решения поставленных задач, разбираться в происходящих в государственном бюджете процессах, давать им объективную оценку

3.     Владеть: методикой анализа и обработки данных о бюджете, внебюджетных фондах, государственном долге для принятия решения об их перспективном развитии    

 

ПК-2 – способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов

 

 

В результате освоения компетенции ПК-2 студент должен:

1.     Знать: сущность финансов, их роль в условиях экономики, задачи и систему финансового контроля, механизм функционирования финансов, содержание, основы управления финансами, государственный кредит, доходы и расходы бюджетов, функционирование государственных внебюджетных фондов и финансов хозяйствующих субъектов, систему страхования, особенности процесса обработки данных по доходам, расходам, профиците, дефициту бюджета для решения экономических задач

2.     Уметь: осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения задач в области финансов, финансовой политики

3.     Владеть: методиками сбора, расчета и анализа показателей формирования и использования финансовых ресурсов, эффективности управления  государственным долгом, качества управления финансами, анализом данных о финансовом контроле, органах финансового управления, бюджетном устройстве РФ

 ПК-3 – способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами.

 В результате освоения компетенции ПК-3 студент должен:

1.     Знать: состав финансовой системы страны, характеристику финансовой политики, бюджетного устройства, процесса РФ

2.     Уметь: оценивать показатели исполнения бюджетов и внебюджетных фондов, использовать их в ходе разработки предложений по совершенствованию механизма формирования и использования  финансовых ресурсов, анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о бюджетной политике, финансовом контроле, выявлять тенденции изменения государственного бюджета

3.     Владеть: методологией экономического исследования в области финансов

 ПК-5 -  способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений.

 В результате освоения компетенции ПК-5 студент должен:

1.     Знать: способы сбора необходимых данных в области финансов, анализа их и подготовки информационного обзора и/или аналитического отчета

2.     Уметь: собирать данные о доходах и расходах бюджетов разных уровней, провести их анализ и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет

3.     Владеть: навыками сбора данных в области финансов, анализа их и подготовки отчета по деятельности внебюджетных фондов, предприятий, органов финансового контроля

 ПК-7 - способностью к самоорганизации и самообразованию.

 В результате освоения компетенции ПК-7 студент должен:

1.     Знать: способы сбора необходимой информации в области финансов

2.     Уметь: самостоятельно проанализировать развитие явлений в области финансов

3.     Владеть: методами прогнозирования динамики финансовых показателей

 ПК-11 - способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.

 В результате освоения компетенции ПК-11 студент должен:

1.     Знать: анализ вариантов решений в области бюджетного планирования и бизнес-процессов

2.     Уметь: оценивать финансовые показатели предприятий, показатели бюджета по статьям расходов, своевременно вносить корректировку в расходную часть бюджета в процессе контроля за его исполнением исходя из принципа приоритетности и целевого расходования бюджетных средств

3.     Владеть: методикой совершенствования предлагаемых вариантов управленческих решений в области финансов с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий

 II. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

и описание показателей и критериев оценивания компетенций на различных этапах их формирования в процессе освоения образовательной программы

 

 

№ п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Содержание

Формируемые компетенции

Результаты освоения (знать, уметь, владеть, понимать)

Образовательные технологии

1.         

Тема 1. Сущность и функции  финансов. Финансовая система.

Экономическая сущность финансов, их объективная необходимость. Финансы в системе общественного воспроизводства. Взаимосвязь финансов и других экономических категорий (деньги, кредит, цена, прибыль).

Понятие финансовых ресурсов.

Функции финансов. Распределительная функция финансов. Контрольная функция финансов, ее взаимосвязь с распределительной функцией, формы проявления.

Роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства, использования финансов в общественном воспроизводстве. Воздействие финансов на экономику и социальную сферу.

Понятие и состав финансовой системы Российской Федерации. Сферы и звенья финансовой системы. Бюджетная система страны, модели ее построения в федеративных и унитарных государствах.

Основы организации международных финансовых отношений.

 

 

 

 

ОК-3, ПК-7, ПК-11

 

Знать:

- сущность финансов, финансовых ресурсов их роль в условиях экономики, функции финансов.

- состав финансовой системы страны, ее сферы и звенья,

- роль каждого звена в финансовой системе, и их влияние на экономическое развитие.

- механизм правовых основ функционирования финансовой системы страны.

 

Уметь:

- выявлять  и обобщать информацию о финансах,

- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения задач в области финансов,

- оценивать роль финансов в экономике страны,

- использовать нормативные правовые документы в деятельности функционирования финансов страны,

- оценивать показатели  и условия функционирования централизованных и децентрализованных финансов.

 

Владеть:

- информацией по нормативным правовым документам по организации финансов, функциям финансов.

- понятийным аппаратом в области финансов, как экономической категории,

- способностью оценивать структуру финансовой системы,

- информацией по функционированию отдельных звеньев финансовой системы.

 

 

Интерактивная лекция.

Практические занятия

2.

Тема 2.  Финансовая политика. Управление финансами.

Понятие, принципы и задачи финансовой политики государства.

Финансовый механизм государства.

Типы финансовой политики.

Финансовая политика в Российской Федерации на современном этапе.

Сущность и цели управление финансами. Объекты и субъекты, методы и формы управления финансами.

Финансовое планирование и прогнозирование в рыночных условиях. Сводный финансовый баланс государства. Баланс денежных доходов и расходов населения.

Система государственных органов управления финансами и их функции.

Финансовый контроль как функция  управления. Необходимость, задачи и принципы финансового контроля. Виды, формы и методы проведения финансового контроля.

Система органов государственного финансового контроля и их функции.

Аудиторский контроль.

 

 

 

ОК-3,

ПК-7,

ПК-11  

 

Знать:

- понятие, принципы и задачи финансовой политики государства,

 - типы финансовой политики,

- задачи и систему финансового контроля,

- виды, формы и методы проведения финансового контроля.

 

Уметь:

- осуществлять сбор, анализ информации, необходимой для решения задач в области финансовой политики,

- использовать нормативные правовые документы по формированию финансовой политики страны,

- оценивать различные типы финансовой политики,

- самостоятельно анализировать развитие явлений в области финансовой политики,

- использовать нормативные правовые документы в управлении финансами страны,

- осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения задач в области управления финансами,

- анализировать и интерпретировать данные отечественной науки о финансовом контроле,

- применять их в ходе разработки предложений по совершенствованию механизма формирования и использования  финансовых ресурсов,

 

Владеть:

- навыками сбора данных в области финансов,

- методологией экономического исследования в области финансов,

- методами прогнозирования динамики финансовых показателей,

- анализом данных об органах финансового управления,

- навыками анализа деятельности органов финансового управления,

- информацией по нормативным правовым документам при принятии финансовых решений,

- анализом данных о финансовом контроле,

- информацией по нормативным правовым документам при принятии финансовых решений,

- оценкой качества финансового контроля,

- методологией финансового контроля,

- навыками сбора данных в области финансового контроля.

 

Интерактивная лекция.

Практические занятия.

 

3.

Тема 3. Бюджетное устройство в Российской Федерации.

Понятие бюджетного устройства страны.

Бюджетная система Российской Федерации.

Понятие консолидированного бюджета РФ.

Принципы построения бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация.

Государственный бюджет. Сущность государственного бюджета, его экономическая роль.

Бюджет как основной финансовый план государства.

Бюджетная политика государства.

Сущность  и функции  государственного кредита. Государство как заемщик. Государство как кредитор.

Управление государственным кредитом.

Понятие и виды государственного долга. Государственный внутренний и внешний долг РФ.

Методы управления государственным долгом.

Региональные финансы, сущность и роль в экономике.

Муниципальные финансы, сущность и роль в экономике.

Элементы региональных финансов. Элементы муниципальных финансов.

 

 

 

ОК-3, ОПК-3,

ПК-3, ПК-5,

ПК-7, ПК-11 

Знать:

- характеристику бюджетного устройства,

- структуру бюджетной системы РФ,

- принципы построения бюджетной системы Российской Федерации,

- сущность государственного бюджета, его экономическую роль,

- бюджетная политику государства,

- сущность государственного кредита, государственного долга,

- технологию управления государственным кредитом, государственным долгом,

-сущность и роль региональных и муниципальных финансов;

- элементы региональных финансов;

-элементы муниципальных финансов.

Уметь:

- анализировать структуру бюджетной системы РФ,

- давать характеристику бюджетного устройства,

- использовать нормативные правовые документы в организации бюджетного устройства,

- проводить сбор и анализ данных по государственному кредиту, долгу, необходимых для решения поставленных задач,

- использовать нормативные правовые документы  в области  государственного кредита, государственного долга страны,

- оценивать сущность и роль в экономике региональных и муниципальных финансов.

 

Владеть:

- анализом данных о бюджетном устройстве РФ

- методологией экономического исследования в области бюджетного устройства страны,

- навыками сбора данных в области бюджетного устройства страны,

- разбираться в происходящих в государственном бюджете процессах, давать им объективную оценку,

- выявлять тенденции изменения государственного бюджета,

- методикой анализа и обработки данных о бюджете,

- принципами построения государственного  бюджета,

- процедурами управления  . кредитом;

- процедурами управления  государственным долгом,

- информацией по нормативным правовым документам в области региональных и муниципальных финансов.

 

Лекция.

Практические занятия. Расчетно-аналитические задания.

4

Тема 4.     Финансы домашних хозяйств.

Общая характеристика домохозяйств.

Виды деятельности домохозяйств.

Доходы населения.

Расходы населения.

Влияние домашних хозяйств на экономическое развитие страны.

ОК-3, ОПК-3,

ПК-3, ПК-5,

ПК-7, ПК-11 

Знать:

- принципы функционирования финансов домохозяйств,

-  доходы и расходы населения.

Уметь:

- использовать нормативные правовые документы в деятельности функционирования финансов домохозяйств;

- формировать доходы и расходы домашних хозяйств.

 

Владеть:

- основами функционирования финансов домохозяйств;

-  навыками формирования бюджетов домохозяйств.

 

Лекция.

Практические занятия.

 

5.

Тема 5. Социально-экономическая сущность и функции страхования.

.

Экономическая сущность и задачи страхования, его роль в рыночной экономике.

Страховая терминология: основные понятия и термины.

Формы и виды страхования.

Финансовая модель страховой организации.

 

ОК-3, ОПК-3,

ПК-3,

ПК-5,

ПК-7,

ПК-11 

Знать:

- сущность и задачи страхования, его роль в рыночной экономике;

- формы и виды страхования.

 

Уметь:

- разбираться в вопросах страхования, как звена финансовой системы,

- использовать нормативные правовые документы в области функционирования страхования, как звена финансовой системы.

Владеть:

- основами функционирования страхования, как звена финансовой системы.

 

Лекция.

Практические занятия.

Расчетно-аналитические задания.

 

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1.Рекомендуемая литература

Основная литература:

1.     Слепов, В. А. Финансы : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. А. Слепова. — Москва : Магистр : ИНФРАМ, 2020. — 336 с. (Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-102365-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1048794.

2.     Нешитой, А. С. Финансы : учебник / А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. - 11-е изд. - Москва : Дашков и К, 2018. - 352 с. - ISBN 978-5-394-02443-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/415523

3.     Финансы : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б. Поляка. — 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 735 с. - (Золотой фонд российских учебников). - ISBN 978-5-238-02166-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/102734 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027345

 

 

 

Нормативно-правовые документы:

1.     Конституция Российской Федерации.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации.

3.     Бюджетный кодекс Российской Федерации.

4.     Налоговый кодекс Российской Федерации.

5.     Федеральный закон от 20.08.2004 №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».

6.     Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

7.     Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

8.     Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

9.     Федеральный закон от 02.12.1990 № 359-1 «О банках и банковской деятельности».

10.  Закон РФ от 31.12.1997 № 157-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

11.  Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

12.  Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013).

13.  Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

15.  Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

16.  Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

17.  Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

18.  Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

  1. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

20.  Федеральный закон от 24.07.2002 № 11-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

  1. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2012) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
  2. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
  3. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

24.  Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

  1. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 26.12.2011) "О Федеральном казначействе".
  2. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 25.12.2012) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора".
  3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 20.12.2012) "О Министерстве финансов Российской Федерации".

 

Дополнительная литература:

 

1.   Финансы / Балакина А.П., Бабленкова И.И. - М.:Дашков и К, 2017. - 384 с.: ISBN 978-5-394-01500-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415398

2.   Финансы: Учебник / Слепов В.А., Арсланов А.Ф., Бурлачков В.К.; Под ред. Слепова В.А., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.: 90x60 1/16. - (Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9776-0345-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/486501

3.   Финансы : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. А. Слепова. — М. : Магистр : ИНФРАМ, 2017. — 336 с. (Бакалавриат) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/757850

4.   Финансы и кредит / Нешитой А.С., - 6-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 576 с.: ISBN 978-5-394-02006-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414993

5.   Финансы и торговля в воспроизводственном процессе / Нешитой А.С. - М.:Дашков и К, 2017. - 560 с. - ISBN 978-5-394-02316-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/450879

 

4.2. Перечень электронно-библиотечных систем

1.               Электронно-библиотечная система «Znanium»: http://znanium.com.

2.               Электронно-библиотечная система          «Университетская    библиотека             online»: http://biblioclub.ru.

3.               Электронно-библиотечная система «Юрайт»: http://www.biblio-online.ru.

4.               Электронно-библиотечная система «BOOK.ru»: http://book.ru.

4.3. Перечень профессиональных баз данных

1.  Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (бесплатная версия)

2. Справочно-правовая система «Гарант» (бесплатная версия)

 

4.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1.               Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru/

2.               Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»: http://cyberleninka.ru

3.               Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина: http://www.prlib.ru

4.               Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/.

5.               Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/.

 

4.5. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

№ п/п

Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем

Номера тем

1

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru

Все темы

2

Microsoft Оffice

Все темы

IV. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ, ИНФОРМАЦИОННОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4.1.Рекомендуемая литература

Основная литература:

1.     Слепов, В. А. Финансы : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. А. Слепова. — Москва : Магистр : ИНФРАМ, 2020. — 336 с. (Бакалавриат). - ISBN 978-5-16-102365-5. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/1048794.

2.     Нешитой, А. С. Финансы : учебник / А. С. Нешитой, Я. М. Воскобойников. - 11-е изд. - Москва : Дашков и К, 2018. - 352 с. - ISBN 978-5-394-02443-6. - Текст : электронный. - URL: https://znanium.com/catalog/product/415523

3.     Финансы : учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, специальности «Финансы и кредит» / под ред. Г.Б. Поляка. — 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 735 с. - (Золотой фонд российских учебников). - ISBN 978-5-238-02166-9. - Текст : электронный. - URL: https://new.znanium.com/catalog/product/102734 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/1027345

 

 

 

Нормативно-правовые документы:

1.     Конституция Российской Федерации.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации.

3.     Бюджетный кодекс Российской Федерации.

4.     Налоговый кодекс Российской Федерации.

5.     Федеральный закон от 20.08.2004 №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений».

6.     Федеральный закон от 11.01.1995 № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации».

7.     Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

8.     Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

9.     Федеральный закон от 02.12.1990 № 359-1 «О банках и банковской деятельности».

10.  Закон РФ от 31.12.1997 № 157-ФЗ «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

11.  Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах».

12.  Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 27.01.2013).

13.  Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

15.  Федеральный закон от 29.07.1998 № 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг».

16.  Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

17.  Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

18.  Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

  1. Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 25.12.2012) "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".

20.  Федеральный закон от 24.07.2002 № 11-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

  1. Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ (ред. от 01.12.2012) "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013).
  2. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
  3. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

24.  Указ Президента Российской Федерации от 25.07.1996 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации».

  1. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (ред. от 26.12.2011) "О Федеральном казначействе".
  2. Постановление Правительства РФ от 15.06.2004 N 278 (ред. от 25.12.2012) "Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора".
  3. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 20.12.2012) "О Министерстве финансов Российской Федерации".

 

Дополнительная литература:

 

1.   Финансы / Балакина А.П., Бабленкова И.И. - М.:Дашков и К, 2017. - 384 с.: ISBN 978-5-394-01500-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/415398

2.   Финансы: Учебник / Слепов В.А., Арсланов А.Ф., Бурлачков В.К.; Под ред. Слепова В.А., - 4-е изд., перераб. и доп. - М.:Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 336 с.: 90x60 1/16. - (Бакалавриат) (Переплёт 7БЦ) ISBN 978-5-9776-0345-4 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/486501

3.   Финансы : учебник. — 4-е изд., перераб. и доп. / под ред. проф. В. А. Слепова. — М. : Магистр : ИНФРАМ, 2017. — 336 с. (Бакалавриат) - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/757850

4.   Финансы и кредит / Нешитой А.С., - 6-е изд. - М.:Дашков и К, 2017. - 576 с.: ISBN 978-5-394-02006-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/414993

5.   Финансы и торговля в воспроизводственном процессе / Нешитой А.С. - М.:Дашков и К, 2017. - 560 с. - ISBN 978-5-394-02316-3 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/450879

 

4.2. Перечень электронно-библиотечных систем

1.               Электронно-библиотечная система «Znanium»: http://znanium.com.

2.               Электронно-библиотечная система          «Университетская    библиотека             online»: http://biblioclub.ru.

3.               Электронно-библиотечная система «Юрайт»: http://www.biblio-online.ru.

4.               Электронно-библиотечная система «BOOK.ru»: http://book.ru.

4.3. Перечень профессиональных баз данных

1.  Справочно-правовая система «Консультант Плюс» (бесплатная версия)

2. Справочно-правовая система «Гарант» (бесплатная версия)

 

4.4. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины (модуля)

1.               Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU: http://elibrary.ru/

2.               Научная электронная библиотека «КИБЕРЛЕНИНКА»: http://cyberleninka.ru

3.               Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина: http://www.prlib.ru

4.               Федеральный портал «Российское образование»: http://www.edu.ru/.

5.               Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»: http://window.edu.ru/.

 

4.5. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине (модулю), включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем (при необходимости)

№ п/п

Перечень информационных технологий, программного обеспечения, информационных справочных систем

Номера тем

1

Портал Федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования http://fgosvo.ru

Все темы

2

Microsoft Оffice

Все темы


Тема 4. Модели и методы разработки и принятия управленческих решений

 

Литература: О-1; О-2; О-3; Д-1; Д-2; Д-3; Д-4;

 

Вопросы для самопроверки:

1.      В чем суть модели Карнеги? Оцените процесс принятия управленческого решения с применением модели Карнеги.

2.      На чем основан процесс принятия решения в модели инкрементального процесса?

3.      Что представляет собой модель мусорного ящика? При каких условиях она применяется?

4.      Где используется экономико-математическая модель моделирования управленческих процессов? Опишите алгоритм.

5.      Проведите классификацию методов принятия творческих управленческих решений.

6. Чем отличаются формальные и неформальные методы принятия управленческих решений?

7.Опишите последовательность этапов математического моделирования управленческого процесса.

 

 

Индивидуальное задание:

Решение задач:

 

Задача 1:  На склад доставляется зерно партиями по 800 тонн. Расход зерна со склада составляет в сутки 200 тонн. Накладные расходы по доставке партии зерна равны 1,5 млн. руб. Издержки хранения 1 тонны зерна в течение суток составляют 80 руб. 
Требуется определить:

- длительность цикла, среднесуточные накладные расходы и среднесуточные издержки хранения;

- оптимальный размер заказываемой партии и расчетные характеристики работы склада в оптимальном режиме;

ЗАДАЧА 2:. Определение оптимального объема закупок.

Определить оптимальные объемы закупок товаров A, B, C, D, E, если известны: цена закупки, размеры товаров, цена продажи, данные о среднем уровне спроса за период, а также объем выделяемых на закупку средств и вместимость машины, на которой должны быть доставлены товары. Необходимо, чтобы объем закупки каждого из товаров был целым числом не меньшим среднего уровня спроса на товары за период.

Показатели

A

B

C

D

E

Цена закупки (у.е.)

30

25

40

15

20

Размеры (м3)

0,03

0,04

0,21

0,192

0,24

Цена продажи (у.е.)

38

30

52

21

24

Средний спрос за период (ед.)

16

18

17

20

21

Объем средств на закупку = 3500 у.е.

Вместимость машины        = 20 м3

 

ТЕСТЫ:

    1. Какие модели предполагают адаптацию новых методов для моделирования конкретного управленческого решения?

     а) модели решения;

     б) проблемно-ориентированные;

     в) нормативные;

 

2. Стохастические модели предполагают ...

     а) что факторы, оказывающие влияние на развитие ситуации принятия решения, однозначно определены и их значения известны в момент принятия решения;

     б) наличие элемента неопределенности, учитывают возможное вероятностное распределение значений факторов и параметров, определяющих развитие ситуации;

     в) обобщение наблюдений по единичным частным фактам;

 

3. Какие модели применяют для нахождения оптимального решения в ситуации распределения дефицитных ресурсов при наличии конкурирующих потребностей?

     а) модели теории игр;

     б) модели теории очередей;

     в) модели линейного программирования;

 

4. Какие модели могут быть применены для определения оптимального количества автоматов по оплате телефонных и других услуг?

     а) модели теории игр;

     б)модели теории очередей;

     в) модели линейного программирования;

 

5. В чем заключается правило минимакса?

     а) в выборе варианта с наименьшим риском в наихудшей ситуации;

     б)  в выборе варианта с наименьшими потерями в наихудшей ситуации;

     в) в выборе варианта с наименьшим выигрышем в наиболее благоприятной ситуации;

    

6. Какой критерий ориентируется на стратегию получения максимального из минимальных выигрышей?

     а) Вальда;

     б) Сэвиджа;

     в) Лапласа;

     г) Гурвица;

 

7. Какой критерий ориентируется на средний результат?

     а) Вальда      

     б) Сэвиджа;

     в) Лапласа;

     г) Гурвица;

 

8. Какой критерий ориентируется на компромиссное решение?

     а) Вальда      

     б) Сэвиджа;

     в) Лапласа;

     г) Гурвица;

 

9. Каким методом измеряется риск при отсутствии фактических данных о предшествующих событиях?

     а) вероятностным;

     б) статистическим;

     в) экспертным;

 

10. Модель принятия решений  Врума - Йеттона:

      а)Помогает руководителю найти возможные альтернативы решения

       возникшей проблемы.

       б) Помогает руководителю обосновать принятое решение.

       в) Позволяет выбрать метод разработки решения.

 

       г) Дает возможность определить роль подчиненных в процессе принятия 

           решения.

 

11.  Какие из перечисленных методов разработки управленческих решений относятся к группе методов исследования операций?

 

a)                                       Метод теории игр.

б) Метод разработки сценария.

в) Метод Дельфи.

г) Метод управления запасами.

д) Метод линейного программирования.

 

12.  Какие из перечисленных условий являются обязательными при проведении экспертизы по методу Дельфи?

 

а) регулируемая обратная связь;

б) ограниченное число участников;

в) анонимность экспертов;

г) возможность многократного высказывания.

 

13.  Какой из перечисленных методов генерирования альтернативных вариантов управленческих решений предполагает многократные высказывания и запрет критики?

 

а) Метод «мозговой атаки»

б) Метод  комиссий

в) Метод сценариев

г) Метод «Дельфи»

 

14.  Анализ нескольких альтернативных вариантов развития ситуации способствует:

а) принятию более эффективных решений

б) принятию более надежных решений

в) принятию своевременных решений

г) принятию качественных решений

 

15.  По характеру использованной информации управленческие решения делятся на :

а)тактические и стратегические;

б) корректируемые и некорректируемые;

в) детерминированные и вероятностные;

г) однокритериальные и многокритериальные.

 

16.  Процесс принятия управленческих решений начинается с ….

а) формулирования целей;

б) определения лица, ответственного за принятие решений;

в) сбора информации о ситуации;

г) анализа внешней среды;

д) выявления проблем.

 

17.  По сфере воздействия управленческие решения делятся на :

а) глобальные и локальные;

б) тактические и стратегические;

в) детерминированные и вероятностные;

г) краткосрочные и долгосрочные.

 

18.  По методам разработки  управленческие решения делятся на :

а) глобальные и локальные;

б) тактические и стратегические;

в) корректируемые и некорректируемые;

г) формализованные и неформализованные.

 

19.  Выбор альтернативы, осуществленный руководителем в рамках его должностных полномочий и компетенции, направленный на достижение целей организации называется:

 

а) должностная обязанность;

б) управленческое решение;

в) функциональная обязанность;

г) верного ответа нет.

 

20.  Какие из перечисленных условий являются обязательными при проведении экспертизы по методу Дельфи?

 

а) регулируемая обратная связь;

б) ограниченное число участников;

в) анонимность экспертов;

г) возможность многократного высказывания.